п. Суксун 27 августа 2012 года председательствующего судьи Ярушиной А.А., с участием представителя истца зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И., истца Волкова М.В., при секретаре Мишиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в интересах Волкова М.В. к администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным снятия Волкова М.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении на ответчика обязанности восстановить Волкова М.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, у с т а н о в и л: прокурор Суксунского района обратился в суд с иском в интересах Волкова М.В. к администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным снятия Волкова М.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении на ответчика обязанности восстановить Волкова М.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исковые требования прокурором мотивированы тем, что в связи с обращением Волкова М.В. за защитой его жилищных прав прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией Суксунского района жилищного законодательства РФ, в ходе которой установлено, что в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии администрации Суксунского муниципального района от 13.04.2010 г. № 9 Волков М.В., состоявший на учете для улучшения жилищных условий с 1997 г. по категории «участники боевых действий» был снят с учета по основаниям ст.56 ЖК РФ, - в связи с утратой оснований, дающих право на получение помещения по договору социального найма. Между тем, в указанном протоколе заседания жилищной комиссии не указана конкретная ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ, послужившие основанием для снятия Волкова М.В. с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» градждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Поскольку основание, по которому Волков М.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией Суксунского муниципального района установлено не было ввиду отсутствия соответствующих документов, принятие решения о снятии его с учета как нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований для постановки на учет является незаконным. В судебном заседании зам. прокурора, истец Волков М.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика – Администрации Суксунского муниципального района, действующий на основании доверенности Малинина Н.П., просила судебное заседание провести в ее отсутствие. Согласно представленным возражениям по иску указала, что решение жилищной комиссии законно и обоснованно, поскольку согласно представленным документам -типовому договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Волков М.В. вселен в жилое помещение по адресу: <адрес> как член семьи нанимателя. Общая площадь квартиры согласно справке ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ составляет 52,7 кв.м., при этом состав семьи, зарегистрированный по указанному выше адресу согласно справке администрации МО «Суксунское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 6 человек.. Учитывая, что учетная норма площади жилого помещения, установленная решением исполкома Пермского областного СНД от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшая на момент постановки Волкова М.В. на жилищный учет составляла 6,5 кв.м. общей площади, при том, что фактическая площадь на одного члена семьи, где зарегистрирован и проживает Волков М.В. составляет 8,78 кв.м., а жилое помещение пригодно для проживания, то Волков М.В. снят с жилищного учета как ветеран боевых действий, правомерно. К тому же, Волкову М.В. было известно о состоявшемся решении жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, с иском же в суд он обратился с пропуском трехмесячного срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, что является достаточным основанием для отказа в иске. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Прежде всего, суд считает, что срок для оспаривания решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцом, которым в данном случае выступает прокурор Суксунского района, не пропущен. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Волков М.В. обратился в прокуратуру Суксунского района с заявлением, где просил проверить обоснованность снятия его жилищной комиссией Суксунского района с учета как нуждающегося в жилом помещении, в случае необходимости просил принять меры прокурорского реагирования. По результатам проведенной проверки, как это следует из искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор Суксунского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, полагая, что принятое жилищной комиссией решение незаконно, обратился в суд. В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что прокурору направлялось оспариваемое решение жилищной комиссии, сведений о том, что Волков М.В. ранее обращался с аналогичным заявлением в прокуратуру Суксунского района, в судебное заседание также не представлено, при таких обстоятельствах, суд считает неосновательными доводы ответчика о пропуске установленного положениями ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд. В судебном заседании установлено, что Волков М.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается представленным удостоверением о праве на льготы, выданным Суксунским РВК от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием жилой площади 24.03.1997 года, как это следует из представленного заявления, Волков М.В. обратился с заявлением о выделении ему жилья в администрацию Суксунского района, был поставлен в очередь по категории «участники боевых действий». Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются. Решением жилищной комиссии администрации Суксунского муниципального района № от 13.04.2010 года Волков М.В. снят с учета нуждающихся в жилом помещении по категории «участники боевых действий» в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, как гражданин, утративший основание, дающее ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. При этом в решении жилищной комиссии содержится ссылка на акт обследования помещения и фактическую норму на 1 человека 8,78 кв.м. Суду ответчиком представлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Из акта следует, что межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации МО «Суксунское городское поселение», в присутствии Волкова М.В. произвела обследование указанной выше квартиры, принадлежащей Волковой Г.И. на основании типового договора № социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. При обследовании установлено, что в квартире имеется электроосвещение, холодное водоснабжение, водоотведение, газовое отопление, туалет. Отсутствуют горячее водоснабжение, ванная. Стены – кирпич, кровля – шифер. Состояние стен: трещины штукатурки, выкрашивание. Полы: отхождение от горизонтальной оси, проседание половиц. Перекрытие: отхождение от горизонтальной оси, трещины, выкрашивание штукатурки. Проводка в аварийном состоянии. Печи нуждаются в ремонте. Рекомендации комиссии: необходимость проведения текущего ремонта квартиры, капитального ремонта печи. По заключению комиссии квартира признана пригодной для проживания. Согласно типовому договору № социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Волковой Г.И. и членам ее семьи В., В., Волкову М.В., В. в бессрочное владение и пользование передано находящееся в муниципальной собственности жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно справке Суксунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Волкова М.В., 1975 г.р., зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Совместно с ним зарегистрированы Волкова Е.В., Волков С.В., Волкова Г.И., Волков В.В., Волкова А.Д. Согласно справке Суксунского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> принадлежит Службе заказчика. По результатам технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры 52,7 кв.м., жилая площадь квартиры 34,1 кв.м. Согласно сведениям из Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ информация о правах Волкова М.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно справке Суксунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Волкова М.В., 1975 г.р., зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Волков М.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. Собственниками данного жилого помещения, а также земельного участка, на котором оно расположено, являются П. и несовершеннолетние В., В.., что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права. В соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В силу ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки Волкова М.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Ответчиком суду представлено Решение Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 16.08.1988 №102 «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области». В связи с чем суд исходит из того, что данными Правилами руководствовалась жилищная комиссия ответчика, принимая решение о снятии Волкова М.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Какого-либо иного акта местного органа исполнительной власти, действующего на момент постановки Волкова М.В. на жилищный учет и устанавливающего нормы обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в судебное заседание ответчиком не представлено. В силу подпункта 6.1 данных Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6,5 квадратных метров и ниже. Таким образом, при снятии Волкова М.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищная комиссия ответчика исходила из того, что согласно акту обследования квартиры, в которой проживает Волков М.В., фактическая норма площади на 1 человека составляет 8,78 кв.м., т.е. принимала во внимание общую площадь данной квартиры, равную 52,7 кв.м., а не жилую, как то предусмотрено подпунктом 6.1 указанных выше Правил, составляющую согласно справке филиала ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ – 34,1 кв.м. Поскольку жилая площадь квартиры, в которой проживает Волков М.В., составляет 34,1 кв.м., а количество проживающих в ней членов его семьи равно 6, то обеспеченность жилой площадью Волкова М.В. и членов его семьи составляет 5,68 кв.м, что ниже установленной указанными выше Правилами нормы обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи (6,5 кв.м). Следовательно, решение о снятии Волкова М.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий принято жилищной комиссией ответчика неправомерно, с нарушением подп. 6.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 16.08.1988 №102. Поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии администрации Суксунского района вынесено незаконно, то в силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ на Администрацию Суксунского муниципального района должна быть возложена обязанность восстановить Волкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «участники боевых действий». Таким образом, суд находит исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ; суд РЕШИЛ: Иск прокурора Суксунского района удовлетворить. Признать незаконным снятие Волкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «участники боевых действий». Обязать Администрацию Суксунского муниципального района восстановить Волкова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «участники боевых действий». Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд. Председательствующий А.А. Ярушина Мотивированное решение составлено 31.08.2012 года