Дело № 12-26/2012 РЕШЕНИЕ п. Суксун 22 мая 2012 года Судья Суксунского районного суда Пермского края Ярушина А.А., при секретаре Вязовиковой О.Б., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение» по доверенности Ахунова И.К., главного государственного инспектора Суксунского района Пермского края по пожарному надзору Шестакова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение» на постановление главного государственного инспектора Суксунского района Пермского края по пожарному надзору от 22.03.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение», У С Т А Н О В И Л: Постановлением главного государственного инспектора Суксунского района Пермского края по пожарному надзору Шестакова С.П. от 22.03.2012 года администрация муниципального образования «Киселевское сельское поселение» (далее – Администрация поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Согласно постановлению Администрация поселения признана виновной в нарушении следующих требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ: 1. Имеющаяся водопроводная сеть в <адрес>, а именно: пожарный гидрант <адрес>, не обеспечивает требуемый расход воды для целей наружного пожаротушения (Основание ППБ 01-03 п.89). 3. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся <адрес> без воды перемерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 4. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся <адрес> без воды перемерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 5. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся <адрес> без воды перемерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 6. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся <адрес> без воды перемерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 7. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся <адрес> без воды перемерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 8. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся пожарная прорубь на пруду замерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 9. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся пожарная прорубь на пруду замерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 10. В радиусе 200 м от жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющаяся пожарная прорубь на пруду замерзла (Основание ППБ 01-03 п.94). 11. Люк на чердак здания администрации МО «Киселевское сельское поселение» по адресу: <адрес> не имеет требуемого предела огнестойкости (Основание ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 7.4). 12. Электрощитовая в здании администрации МО «Киселевское сельское поселение» по адресу: <адрес> не имеет требуемого предела огнестойкости (Основание ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 7.4). 13. Пожарный автомобиль аварийно-спасательной службы администрации МО «Киселевское сельское поселение» не укомплектован пожарно-техническим вооружением согласно нормам положенности (Основание ППБ 01-03 п.106). 14. В населенных пунктах поселения отсутствуют указатели-аншлаги порядка вызова пожарной охраны (Основание ППБ 01-03 п.114). Кроме этого, согласно постановлению администрация поселения также признана виновной в нарушении требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно: 1. Двери, ведущие на лестничную клетку здания администрации МО «Киселевское сельское поселение» по адресу: <адрес>, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (Основание ППБ-01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п. 6.18). 2. Выход из подвального этажа здания администрации МО «Киселевское сельское поселение» по адресу: <адрес> выходит на общую лестничную клетку (Основание ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97 п.6.9). 3. В гараже, комнате отдыха здания аварийно-спасательной службы <адрес> по адресу: <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (Основание ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 п.4). В жалобе на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Администрация поселения не согласна с постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить. При этом ссылается на: - отсутствие состава административного правонарушения, поскольку Администрация поселения не является собственником, либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в отношении которого органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, установлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем, не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и не является субъектом правонарушения; - отсутствие события правонарушения по нарушениям требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 3-10 постановления, п.94 ППБ 01-03, поскольку данным пунктом не устанавливается обязанность по сооружению источников противопожарного водоснабжения. Нарушение в части требования по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам, возлагаемое на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления), Администрации поселения не вменялось. - обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в частности, событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, при рассмотрении дела в полном объеме не выяснялись, им дана неверная оценка. В судебном заседании представитель Администрации поселения Ахунов И.К. на удовлетворении жалобы настаивает. В судебном заседании пояснил, что администрацией поселения нарушения, допущенные администрацией по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ устранены, поскольку бюджет администрации поселения является глубоко дотационным, то средства, необходимые для устранения выявленных нарушений, запрашивались администрацией поселения в администрации района, была направлена заявка на участие в региональной программе «пожарная безопасность», однако необходимые средства выявлены не были. Главный государственный инспектор Суксунского района Пермского края по пожарному надзору Шестаков С.П. с доводами жалобы Администрации поселения согласен частично, пояснив, что нарушения правил пожарной безопасности при вынесении постановления были установлены, в настоящее время часть нарушений устранена. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Администрации поселения и представителя органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, судья пришел к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. То есть, если такие меры юридическим лицом были предприняты, то состава правонарушения – вины – в его действиях не будет. Администрация поселения, являясь органом местного самоуправления (исполнительно-распорядительным органом сельского поселения (ст.34 п.1 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ), является, в то же время, казенным учреждением, средства на содержание которого предусматриваются бюджетом муниципального образования, который, согласно ст. 185, 187 Бюджетного кодекса РФ принимается представительным органом местного самоуправления. Это же предусмотрено и соответствующей статьей Устава Киселевского сельского поселения. Из представленных в материалы дела документов следует, что нарушения Администрацией Киселевского сельского поселения требований пожарной безопасности в зданиях по <адрес> впервые были выявлены при проверке, проведенной в период с 26 января 2011 г. по 14 марта 2011 г., предписанием от 14.03.2011 года установлен срок их устранения до 10.02.2012 года. Решением Совета депутатов Киселевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена программа «Пожарная безопасность МО «Киселевского сельского поселения» Суксунского муниципального района на 2011-2014 г.г.», где, в частности, было предусмотрено выделение финансирования на устранение нарушений пожарной безопасности в зданиях по <адрес> - монтаж автоматической пожарной сигнализации. Источником финансирования указан бюджет поселения и бюджет района. При этом, как следует из обращения и.о. главы поселения Х. от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес главы администрации района, администрация поселения просила согласовать мероприятия по пожарной безопасности, предусматривающие финансирование из бюджета района. Ответа на данное обращение от главы администрации района не поступило, данная Программа главой района не согласована. Согласно представленному договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией Киселевского поселения с ИП К. со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик обязался выполнить работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации в здании гаражного бокса по адресу: <адрес>. Работы по договору выполнены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным актом выполненных работ. Также согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ и акту выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ произведена смена двери с установкой двери с гидравлическим рычажным закрывателем в административном здании администрации поселения по адресу: <адрес>. Из представленного договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ и акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведен ремонт перегородки на лестничной клетке в здании администрации Киселевского сельского поселения. Следовательно, представленные суду документы свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны администрации поселения по выполнению требований пожарной безопасности, за несоблюдение которых администрация поселения была привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлено бездействия администрации поселения, то есть виновных действий по выполнению требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление в этой части подлежит отмене, а производство по делу прекращению. Также в судебном заседании установлено, что администрацией поселения не допущено бездействия при устранении ряда нарушений пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Так, в частности, в населенных пунктах поселения, а именно в <адреса> установлены информационные аншлаги вызова пожарной охраны, что подтверждается соответствующим актом обследования населенных пунктов Киселевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Пожарный автомобиль аварийно-спасательной службы администрации поселения укомплектован пожарно-техническим вооружением согласно нормам положенности, что подтверждается счетом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ИП ФИО6 (пожарный магазин «Гарнизон») администрации МО «Киселевское сельское поселение», на общую сумму 33490 руб. Между тем, доводы жалобы об отсутствии вины администрации поселения в нарушении требований пожарной безопасности, выразившейся в необеспечении поддержания в надлежащем состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах поселения, судья считает неосновательными. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в том числе относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Таким образом, именно администрация поселения отвечает за поддержание в надлежащем состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения, то есть пожарной проруби на пруду в д<адрес>. Администрация поселения при наличии в радиусе 200 м. от объектов источников наружного противопожарного водоснабжения обязана поддерживать источники наружного противопожарного водоснабжения в готовности для забора воды пожарной техникой в любое время года, т.е. выполнить прорубь в месте забора воды пожарной техникой и утеплить ее, во избежание перемерзания. Если же это невозможно, смонтировать в радиусе 200 м. от объектов подземный пожарный водоем круглогодичного действия. Также администрация поселения заблаговременно должна была предусмотреть, что в зимний период времени года возможно перемерзание реки и должна была принять меры к недопущению данной проблемы, а именно: углубить дно в месте забора воды пожарной техникой с таким расчетом, чтобы как указано в п. 94 ППБ 01-03 была возможность забора воды пожарной техникой в любое время года, если же это невозможно, то необходимо смонтировать подземный пожарный водоем. Доказательств, подтверждающих возложение администрацией поселения обязанности по поддержанию источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах поселения в готовности для забора воды пожарной техникой в любое время года на какую-либо организацию, в суд не представлено. Из представленного муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией поселения с ООО «Суксунское» не следует, что данная обязанность по условиям контракта возложена на подрядчика. Взятое согласно п. 1.1 договора подрядчиком на себя обязательство по регулярной очистке от снега пожарных пирсов, гидрантов и водонапорных башен не подразумевает под собой обязательство по поддержанию в постоянной готовности для забора воды самих источников водоснабжения. Кроме того, организация работ по содержанию вышеуказанных объектов согласно договору не распространяется на <адреса> Следовательно, вина администрации поселения в нарушении требований пожарной безопасности, выразившейся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов и источников наружного противопожарного водоснабжения для забора воды пожарной техникой, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в постановлении установлена обоснованно. Таким образом, учитывая, что часть нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ администрацией поселения устранена, что, по мнению судьи, является обстоятельством смягчающим административную ответственность, постановление в силу п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит изменению в части назначения административного наказания, которое с учетом изложенных обстоятельств, должно быть назначено в виде предупреждения. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Постановление главного государственного инспектора Суксунского района Пермского края по пожарному надзору Шестакова С.П. от 22.03.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Постановление главного государственного инспектора Суксунского района Пермского края по пожарному надзору Шестакова С.П. от 22.03.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Киселевское сельское поселение» изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение десяти суток со дня вручения его копии. Судья А.А. Ярушина