2-555/2010



Гр. дело № 2-555/2010

копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2010 года г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вяцкова Д.Г.,

при секретаре Охотниковой Т.П.,

с участием помощника Сухоложского городского прокурора Тимофеева А.Ю.,

истца Устиновой Т.В.,

представителя ответчика Долгополовой Н.А. (по доверенности от 13.07.2010),

представителя третьего лица Блиновой В.Ю. (по доверенности от 11.02.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухоложского городского прокурора в интересах Устиновой Татьяны Васильевны к администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома,

установил:

28 мая 2010 года группа жителей дома Номер по Адрес обратилась к Сухоложскому городскому прокурору с жалобой на ненадлежащее состояние общего имущества многоквартирного дома - рушатся стены, засоряется канализация, входные двери разбиты и промерзают зимой л.д. 7).

14 июля 2010 года Сухоложский городской прокурор подал иск в интересах проживающей в квартире Номер названного дома Устиновой Т.В., просит возложить обязанность

1) в течение 2010 года отремонтировать выгребную яму дома Номер по Адрес путем очистки от иловых отложений и восстановления герметичности;

2) в течение 2010 - 2011 годов:

- отремонтировать козырек над входом в подъезд путем восстановления разрушенного слоя бетона;

- восстановить крыльцо и вход в дом путем устройства бетонной площадки при входе в подъезд площадью не менее 4 кв.м;

- отремонтировать цокольную часть дома путем восстановления отслоившегося штукатурного слоя на площади 2 кв.м;

- отремонтировать кровлю путем замены шиферных листов на площади 5 кв.м имеющих сквозные отверстия и трещины;

- заменить коньковую доску длиной 22 м с прокладкой рубероида;

- побелить и окрасить стены в подъезде;

- заменить сгнившие части деревянного перекрытия пола 1-го этажа;

- изготовить и установить тамбурные двери;

- восстановить бетонное покрытие отмостки;

- очистить отмостку от кустарника и травы;

- устранить коррозию стояков отопления диаметром 20 мм, напольной разводки холодного водоснабжения диаметром 32 мм и стояков холодного водоснабжения диаметром 20 мм путем замены либо очистки и окраски;

- обмуровать стояки отопления диаметром 20 мм;

- установить узлы учета холодного водоснабжения.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что основанием для обращения с иском в суд послужило обращение Устиновой Т.В. и других к прокурору по вопросу о защите нарушенных жилищных прав, права на благоприятную окружающую среду и условия проживания, охрану здоровья. Жилой многоквартирный дом Номер по Адрес находится в муниципальной собственности с 1990 года. С жильцами 20 квартир указанного дома заключены договоры социального найма, в собственность граждан квартиры не передавались. Управление домом осуществляет ООО Компания обслуживание по договору с управляющей компанией осуществляет ООО «Т.». Согласно акту обследования технического состояния дома от 17.06.2010 общее имущество дома находится в неудовлетворительном состоянии и требуется ремонт. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации, в том числе Правила обслуживания текущего и капитального ремонта жилищного фонда, обязательные для исполнения органами местного самоуправления в отношении муниципального жилого фонда. По смыслу п.п. 3 п. 1.1 и раздела II Правил обязанность по обслуживанию и проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда возложена на собственника жилого фонда или уполномоченную им управляющую и обслуживающую организацию. Согласно приложению № 7 к Правилам испрашиваемые прокурором работы относятся к текущему ремонту. Ненадлежащая эксплуатация дома собственником и обслуживающей жилищно-коммунальной организацией нарушает жилищные права проживающих в доме граждан.

В письменном отзыве л.д. 15-17) ответчик администрация ГО Сухой Лог признал, что все квартиры в доме Номер по Адрес находятся в муниципальной собственности, и испрашиваемые прокурором работы относятся к текущему ремонту. Однако примененные прокурором нормы жилищного законодательства истолковал по-другому, указав, что обязанность осуществлять ремонт закреплена в п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации только в отношении капитального ремонта. Обязанность произвести текущий ремонт лежит на управляющей организации, которой в порядке п. 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели вносят плату. Такой организацией на основании п. 10 Решения Думы ГО Сухой Лог от 18 сентября 2007 года № 273-РД «Об утверждении Положения об управлении многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности ГО Сухой Лог» является ООО Компания Кроме того, в силу п. 6 Решения уполномоченным органом по управлению муниципальным жилищным фондом, действующим от имени собственника, является комитет по управлению муниципальным имуществом. Финансирование названного комитета осуществляется по смете в пределах средств, предусмотренных местным бюджетом (п. 14 Решения). Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» закреплено, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Решением Думы ГО Сухой Лог «О принятии новой редакции Положения о бюджетном процессе в ГО Сухой Лог» установлено, что рассматривает и утверждает проект решения о бюджете Думы ГО Сухой Лог (ст. 21-23). Составляет проект бюджета администрация городского округа (п. 1 ст. 12). Вмешательство в бюджетный процесс недопустимо.

Третье лицо ООО Компания в письменном отзыве л.д. 20) указало, что возражений по требованиям прокурора не имеет. По результатам комиссионного обследования установлено, что дом находится в удовлетворительном состоянии, выявленные недостатки включены в план технического обслуживания и ремонта обслуживающей организации ООО «Т.» на август 2010 года, при выделении средств администрацией работы будут произведены. В настоящее время средства на счете дома отсутствуют, задолженность составляет 34 869,47 руб..

В судебном заседании прокурор Тимофеев А.Ю. и истец Устинова Т.В. поддержали доводы иска, изменили первое требование, касающееся выгребной ямы, и просили в срок до 31 августа 2011 года - в течение строительного сезона - заменить выгребную яму. В обоснование измененных требований прокурор указал на акт обследования выгребной ямы от 08 июня 2010 года л.д. 45).

Срок исполнения остальных мероприятий, указанных в иске, прокурор и истец уточнили, указав, что они должны быть исполнены до 31 декабря 2011 года.

Истец пояснила, что третий год живет в доме Номер по Адрес и исправно вносит коммунальные платежи. В этот период никакого ремонта в доме не было, вместе с тем за счет администрации была произведена перепланировка помещения бывшей столовой.

Представитель ответчика Долгополова Н.А. согласилась с требованием о замене выгребной ямы в срок до 31 августа 2011 года, пояснив, что эта работа относится к капитальному ремонту. Остальные требования не признала, не считая администрацию ГО Сухой Лог надлежащим ответчиком по иску, а также по доводам письменного отзыва и дополнила, что участие наймодателя в ремонте общего имущества не означает стопроцентного финансирования этого ремонта за его счет. Текущий ремонт производится за плату, вносимую жильцами. Органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений, затем бремя содержания имущества несет наниматель. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установлено, кем и в каком порядке проводятся плановые осмотры помещения. Составляется акт о том, какой ремонт нужен: капитальный или текущий, затем администрация ГО Сухой Лог составляет план на год, делает опись работ. Непосредственно работы по текущему ремонту выполняют подрядные организации. Неизвестно, насколько исполнялись эти обязанности - нет актов, не согласовывались планы мероприятий. Администрация не знала о наличии проблем дома, своевременно запланировать денежные средства в бюджете на ремонт дома не было возможности. Она не исключает финансовой помощи в ремонте общего имущества, но должен быть соблюден порядок. ООО Компания своими силами за счет платежей может осуществить контроль за надлежащим состоянием дома. Какой-либо вины администрации в данной ситуации нет. Поскольку новый договор об управлении муниципальным жилищным фондом не согласован в полном объеме, действует договор от 22 января 2007 года л.д. 52-55).

Представитель третьего лица ООО Компания Блинова В.Ю. подтвердила, что между ними и ответчиком действует договор от 22 января 2007 года. С требованиями прокурора согласилась, указала, что считает надлежащим ответчиком администрацию ГО Сухой Лог, и пояснила, что поскольку для замены выгребной ямы требуются земляные работы, замена может быть качественно произведена только в течение строительного сезона, если речь идет о 2011 годе, то не ранее весны 2011 года. Обслуживающая организация ООО «Т.» запланированные на август работы по спорному дому к настоящему времени не сдала. Перепланировка 21-ой комнаты (бывшей столовой) произведена за счет коммунальных платежей жильцов, собранных за предыдущее время управляющей компанией в сумме 28 460 рублей.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Между истцом Устиновой Т.В. (нанимателем) и администрацией ГО Сухой Лог (наймодателем) заключен договор социального найма от 10 октября 2008 года № 94 л.д. 8).

По результатам обследования технического состояния жилого дома л.д. 13, 45) установлено и не оспаривается участвующими лицами, что дом Номер по Адрес нуждается в: ремонте асбоцементной кровли на площади 5 кв.м, замене 22 погонных метров коньковой доски с прокладкой рубероида, устройстве бетонной площадки входа в подъезд площадью 4 кв.м, ремонте и остеклении двух слуховых окон кровли, навеске чердачного люка, изготовлении и установке тамбурной двери, вырезке кустарника у отмостки и очистке ее от травы, замене выгребной ямы, установке узлов учета холодного водоснабжения.

На основании приложений № 7 и № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 работы по устранению неисправностей асбестоцементных кровель, восстановлению или замене отдельных участков и элементов крылец, козырьков над входами в подъезды, установке отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов, ремонту и восстановлению разрушенных участков отмосток ограждений, смене и восстановлению отдельных дверных приборов относятся к текущему ремонту, а замена канализации - к капитальному ремонту.

На основании ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (п. 2); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (п. 3).

В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п.п. 3-5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации). Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и договором социального найма (ч. 4 ст. 67 Кодекса). Наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п. 5 ч. 1 ст. 67 Кодекса).

Договором социального найма между Устиновой Т.В. и администрацией ГО Сухой Лог установлено, что наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относится побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования. Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им (подпункт «е» пункта 4). Наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 5). Наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (подпункт «г» пункта 6).

На основании ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Таким образом, законом и договором между истцом и ответчиком установлено, что истец обязан производить текущий ремонт в пределах собственной квартиры, а ответчик обязан принимать участие в надлежащем содержании и текущем ремонте общего имущества, производить за свой счет капитальный ремонт.

Подпунктом 3 пункта 1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Оценивая вышеприведенные нормы в совокупности с нормой статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором - а также с положениями договора между истцом и ответчиком, суд приходит к выводу, что администрация ГО Сухой Лог является надлежащим ответчиком по иску. Наличие договора между администрацией ГО Сухой Лог и ООО Компания является способом исполнения ответчиком собственных обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества. Этот договор л.д. 52) в пункте 1.5 предусматривает, что объем предоставляемых потребителям услуг определяется на основании финансового плана содержания, ремонта и предоставления коммунальных услуг в жилищном фонде. Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что источниками покрытия расходов управляющей организации являются плата нанимателей; средства бюджета, предназначенные для финансирования расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказанию коммунальных услуг и других услуг (выполнения работ), порученных Исполнителю, в порядке, установленном правилами казначейского исполнения бюджета ГО Сухой Лог; средства бюджетов, предназначенные для финансирования расходов по выплате управляющей организации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, денежных компенсаций для возмещения убытков, связанных с предоставлением установленных законами Российской Федерации и актами органов местного самоуправления льгот и субсидий нанимателям и собственникам жилых помещений. То есть договор предусматривает финансирование работ за счет платы нанимателей и средств бюджета городского округа, средств других бюджетов.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются судом на основании статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации - к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Ответчик сослался на наличие такой платы как на основание считать, что текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится управляющей компанией за счет жильцов, однако, исходя из приведенных выше норм статей 15, 65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что законом установлена обязанность для нанимателя вносить плату за содержание и ремонт общего имущества, но не обязанность самостоятельно, или привлекая по договору иные лица, осуществлять эти действия.

Необходимо также отметить, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливается в порядке части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления. По мнению суда, с учетом политической и социальной составляющей эта плата может не покрывать всех затрат, требуемых для ремонта старых домов. Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен случай субсидиарной ответственности наймодателя по плате за жилое помещение - если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Приведенное положение суд рассматривает как косвенное основание считать, что при недостаточности средств, собранных в виде платы с нанимателей, для производства необходимых работ по ремонту общего имущества дома, оплатить оставшиеся расходы управляющей компании должен наймодатель. При достаточности же средств работы в полном объеме по заданию собственника жилищного фонда могут быть произведены управляющей организацией. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что, как пояснила представитель управляющей организации Блинова В.Ю., за счет общих средств нанимателей была произведена перепланировка комнаты Номер на сумму 28 460 рублей.

Относительно объема ремонтных мероприятий суд руководствуется актом, составленным по результатам технического обследования дома л.д. 13) и положением части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд считает доказанным объем необходимых мероприятий, изложенный в акте, где также сделан вывод об удовлетворительном состоянии дома. Не подкреплены доказательствами и поэтому не подлежат удовлетворению требования прокурора о производстве работ, не указанных в акте:

- отремонтировать козырек над входом в подъезд путем восстановления разрушенного слоя бетона;

- отремонтировать цокольную часть дома путем восстановления отслоившегося штукатурного слоя на площади 2 кв.м;

- побелить и окрасить стены в подъезде;

- заменить сгнившие части деревянного перекрытия пола 1-го этажа;

- устранить коррозию стояков отопления диаметром 20 мм, напольной разводки холодного водоснабжения диаметром 32 мм и стояков холодного водоснабжения диаметром 20 мм путем замены либо очистки и окраски;

- обмуровать стояки отопления диаметром 20 мм.

- восстановить бетонное покрытие отмостки.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах Устиновой Татьяны Васильевны к администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа Сухой Лог Свердловской области:

1) в срок до 31 августа 2011 года заменить выгребную яму дома Номер по Адрес;

2) в срок до 31 декабря 2011 года:

- восстановить крыльцо и вход в дом путем устройства бетонной площадки при входе в подъезд площадью не менее 4 кв.м;

- отремонтировать кровлю путем замены шиферных листов на площади 5 кв.м имеющих сквозные отверстия и трещины;

- заменить коньковую доску длиной 22 м с прокладкой рубероида;

- изготовить и установить тамбурные двери;

- очистить отмостку от кустарника и травы;

- установить узлы учета холодного водоснабжения.

Отказать в удовлетворении требований Сухоложского городского прокурора в интересах Устиновой Татьяны Васильевны к администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности:

- отремонтировать козырек над входом в подъезд путем восстановления разрушенного слоя бетона;

- отремонтировать цокольную часть дома путем восстановления отслоившегося штукатурного слоя на площади 2 кв.м;

- побелить и окрасить стены в подъезде;

- заменить сгнившие части деревянного перекрытия пола 1-го этажа;

- устранить коррозию стояков отопления диаметром 20 мм, напольной разводки холодного водоснабжения диаметром 32 мм и стояков холодного водоснабжения диаметром 20 мм путем замены либо очистки и окраски;

- обмуровать стояки отопления диаметром 20 мм.

- восстановить бетонное покрытие отмостки.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2010 года и с этого дня может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Председательствующий судья: подпись

копия верна:

судья Сухоложского городского суда

Свердловской области Д.Г. Вяцков