Копия Гражданское дело №2-468/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 21 июля 2010 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Т.Р. Айнсоф,
при секретаре Обвинцевой О.Д., с участием
истца ФИО4,
представителя истца Федоровой С.Н., доверенность 66Б Номер от Дата, Номер,
представителя ответчика ТОИОГВСО - УСЗН по Сухоложскому району Ермолаевой О.А., доверенность от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО4 к
Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти
Свердловской области - Управлению социальной защиты населения по Сухоложскому
району (далее УСЗН),
о взыскании суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью, задолженности
по выплатам возмещения вреда здоровью и убытков, о наложении обязанности внести
в личное дело записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью
и производить ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств
федерального бюджета Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 02.10.2009 обратился в суд с иском к УСЗН и УПФ о признании действий незаконными, об изменении размера сумм выплат в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии (далее ЛПА) на Чернобыльской АЭС (далее ЧАЭС), взыскании неполученных сумм в возмещение вреда здоровью и убытков, возложении обязанности по изменению даты назначения пенсии.
В обоснование иска истец указал, что в период с Дата по Дата он был призван в воинскую часть Номер на специальные военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, его здоровью был причинен вред, затем установлены следующие заболевания: отдаленные последствия облучения, астено-вегетативный синдром, хронический абструктивный бронхит, хронический холецистит, хронический гастрит, хронический геморрой.
Согласно справке Номер от Дата, выданной командиром войсковой части Номер, ФИО5 при выполнении служебных обязанностей по ЛПА на ЧАЭС в 30-ти километровой зоне получил дозу облучении 44 БЭР; выполнение работ в зоне отчуждения (30-км зоне) ЧАЭС также подтверждается справкой Номер от Дата специализированного предприятия «Чернобыльский радиологический центр», справкой Номер от Дата Института проблем безопасности атомных электростанций.
Решением от 31.01.1994 Республиканского межведомственного Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС г. Бишкек ФИО4 установлена третья группа инвалидности вследствие «заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС»; таким образом была установлена причинная связь заболеваний с ЛПА на ЧАЭС.
Постановлением Республиканской Центральной Военно-Врачебной Комиссии г. Бишкек №532 от Дата подтверждено, что, имеющиеся у ФИО4 заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы при ЛПА на ЧАЭС.
Истец получил: 17.06.1996 специальное удостоверение участника ЛПА на ЧАЭС в 1988 году, серия А Номер; Дата - специальное удостоверение участника ЛПА на ЧАЭС в 1988 году, НомерНомер; Дата - специальное удостоверение участника ЛПА на ЧАЭС в 1988 году, НомерНомер.
До августа 2003 года ФИО5 постоянно проживал в г. Бишкек Адрес; в августе 2003 года он переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, в г. Сухой Адрес.
В августе 2003 года ФИО5 обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Адрес для подтверждения инвалидности и ее взаимосвязи с работами на ЧАЭС; документы истца были приняты, в октябре 2004 года истцу выдана справка Номер, в которой третья группа инвалидности подтверждена, но вследствие «общего» заболевания.
ФИО5 с августа 2003 года неоднократно обращался в УСЗН г. Сухой Лог Свердловской области с просьбой выдать ему удостоверение инвалида, представлял необходимые документы, однако в этом ему было отказано.
Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 22.05.2009 были признаны незаконными действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по изменению ФИО4 С.А. причины инвалидности, а также отказ УСЗН в выдаче истцу удостоверения лица «перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом», восстановлена связь заболеваний истца с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
ФИО5 с 14.10.1998 и по настоящее время является инвалидом третьей группы вследствие «заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с катастрофой на ЧАЭС».
Истцом и его представителем также указано, что в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» выплата ежемесячной денежной компенсации инвалидам третьей группы установлена в размере 1000 рублей, что признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 11-П от 19.06.2002.
Положения частей первой и второй ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» о сохранении возможности применения норм п.25 первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции действовавшей до принятия ФЗ от 12.02.2001) об исчислении сумм возмещения вреда в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью, исходя из условного месячного заработка безотносительно к зонам радиоактивного загрязнения для тех инвалидов- чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, признаны не противоречащими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда от 19.06.2002 №11-П.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вреда подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенным законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5, суммы ежемесячных выплат подлежат ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума.
В силу ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001 № 5 суммы ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежат ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 №11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (исходя из наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).
Истец и его представитель считают, что исковые требования о взыскании компенсации в возмещение вреда здоровью на 30.09.2009 подлежат удовлетворению в сумме 752 173, 62 рублей, согласно приложенному расчету л.д.8-9) исходя из размера среднемесячного заработка:
- согласно справке войсковой части Номер от Дата Номер истец проходил сборы по ликвидации аварии на ЧАЭС с Дата по Дата;
- согласно справке Номер от Дата ФИО5 в течение 5 месяцев находился непосредственно на объекте «Укрытие».
В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 17.05.1986 № 964-рс оплата труда лиц, участвующих в ликвидации аварии, занятых на указанных работах в 3 зоне опасности производится в пятикратном размере по сравнению с установленными действующим законодательством нормами, во 2 зоне - в четырехкратном размере, в 1 зоне - в трехкратном размере.
Согласно справке Номер от Дата заработная плата с Дата по Дата составляла 6100 рублей.
В соответствии с п.25 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 (в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.07.2009) выплата возмещения вреда производится в размере заработка (или соответствующей ее части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 №4214-1 утверждены (далее ПРАВИЛА) «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 24.11.1995 № 180-ФЗ).
Ст. 15 ПРАВИЛ средний заработок инвалида подсчитывался путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее 12 месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.
В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и, полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленная в среднем за год составляет: 6100 рублей : 5 месяцев = 1220 рублей.
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номиналы-оплаты труда, Постановлением Верховного Совета РФ от 24.11.1995 (в ред. ФЗ №180-ФЗ), установлено, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается для возмещения вреда, определенного в 1987 году - в 6,4 раза; по увечьям, полученным до 01.01.1991 - в 6 раз; связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1994 году - в 2,5 раза.
Исчисленные в таком порядке суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в порядке, установленном ч.2 ст. 11 ПРАВИЛ:
- с 01.04.1987: 1220 х 6,4 = 7808 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1),
- с 01.04.1987: 7808 х 6 = 46848 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1),
- с 01.02.1993: 46848 х 2,5 = 17120 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1),
- с 01.04.1993: 117120 х 1,9 = 222528 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1),
- с 01.07.1993: 222528 х 1,81 = 402775,68 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1),
- с 01.12.1993: 402775,68 х 1,9 = 765273,79 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214),
- с 01.07.1994: 765273,79 х 1,4 = 1071383,31 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214),
- с 01.05.1995: 1071383,31 х 1,27 = 1360656,80 (ФЗ от 20.04.1995 № 44-ФЗ),
- с 01.06.1995: 1360656,80 х 1,2 = 1632788,16 (ФЗ от 28.06.95 № 99-ФЗ),
- с 01.08.1995: 1632788,16 х 1,05 = 1714427,57 (ФЗ от 27.07.95 № 117-ФЗ),
- с 01.11.1995: 1714427, 57 х 1,05 = 1800148,95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ),
- с 01.12.1995: 1800148,95 х 1,047 =1884755,95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ),
- с 01.01.1996: 1884755,95 х 1,15 = 2167469,34 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ),
- с 01.05.1996: 2167469,34 х 1,1 = 2384216,27(ФЗ от 27.05.96 № 55-ФЗ),
- с 01.10.1997: 2384216,27 х 1,1 = 2622637,90 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ),
- с 01.12.1997: 2622637,90 х 1,21 = 3173391,86 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ),
- с 01.01.1998 с учетом деноминации сумма возмещения вреда здоровью должна составить с учетом 100% утраты трудоспособности - 3173391,86 : 1000 = 3173,39 рублей.
Индексация произведена истцом и его представителем по Постановлению Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, а с 01.05.1995 - по пенсионным коэффициентам.
Истец полагает, что с учетом 50% утраты трудоспособности компенсация в возмещение вреда здоровью с 01.01.98 должна составлять 1586,70 рублей.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вреда подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона 12.02.2001 № 5 суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Согласно ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001 № 5 суммы ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-Г - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (исходя наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).
С учетом индексации и степени утраты трудоспособности истца (50%) компенсация в возмещение вреда здоровью должна составлять:
с 01.07.2000 по 31.12.2000: 1586.70 х 1.581 = 2508.57 рублей;
с 01.01.2001 по 31.12.2001: 2508.57 х 1.515 = 3800.49 рублей;
с 01.01.2002 по 31.12.2002: 3800.49 х 1.396 = 5305.48 рублей;
с 01.01.2003 по 31.12.2003: 5305.48 x 1.644= 8722.21 рублей;
в 2004 году: 8722.21 х 1.1 = 9594.43 х 2месяца и 26 дней = 27504.03 рублей, недоплата составляет - 27504,03 рублей;
в 2005 году: 9594.43 х 1.11 = 10649.82 х 12 месяцев = 127797.81 рублей, недоплата составляет - 127797,81 рублей;
в 2006 году: 10649.82 х 1.09 = 11608.30 х 12 месяцев = 139299.65 рублей, недоплата составляет -139299,65 рублей;
в 2007 году: 11608.30 х 1.08 = 12536.96 х 12 месяцев = 150443.57 рублей, недоплата составляет -150443,57 рублей;
в 2008 году: 12536.96x 1.105 = 13853.34 x 12 месяцев = 166240.09 рублей, недоплата составляет -166240,09 рублей;
в 2009 году - 13853.34 х 1.13 = 15654.27 х 9 месяцев = 140888.47 рублей, недоплата составляет -140888,47 рублей.
Итого, по мнению истца, задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 по 30.09.2009 составляет 752173,62 рублей, подлежит взысканию с ответчика УСЗН в его пользу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 «О внесений изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет ему имущественный вред, представитель истца просит суд удовлетворить требования ФИО4 о взыскании убытков с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики Российской Федерации, полагает, что суд по этим же основаниям вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам.
Несвоевременная выплата компенсаций в период, который произошло снижение покупательской способности денежных средств, повлекла причинение истцу убытков в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (расчет убытков не представлен с исковым заявлением).
В июне 2009 года ФИО5 обратился в УПФ с заявлением о восстановлении ему пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с катастрофой на ЧАЭС с 01.09.2006 по настоящее время, в чем ему было отказано.
ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области 15.06.2009 подтверждена связь имеющихся у ФИО4 заболеваний с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается справкой Номер.
Участие истца в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в период с 01.08.1988 по 04.01.1989 подтверждено решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 22.05.2009.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, в том числе военнообязанных, призванных на специальные военные сборы, приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
На основании ст. ст.5 и 41 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990, а после 01.01.2002 на основании п.3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 п.2 ( с применением п.3 п.5 ст. 15 этого Закона).
При этом, как ранее действующее пенсионное законодательство, так и действующее в настоящее время, связывают срок назначения пенсии по инвалидности со дня установления инвалидности: ст. 119 Закона РФ № 340-1 и подпункт 2 п.4 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001, положения которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 в части назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсий применяются при назначении пенсий в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ.
Основания возникновения и порядок предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ, согласно подпункта 2 п.2 ст. 10 которого, пенсия по старости гражданам, указанным в подпункте 2 п.1 настоящей статьи, а именно гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, назначается мужчинам в возрасте 50 лет при наличии стажа не менее 5 лет.
Истец с 31.01.1994, даты установления инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, приобрел право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы на основании ст. 41 ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а с наступлением 50-летнего возраста - право на трудовую пенсию, в соответствии со ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за № 173-ФЗ.
Поскольку решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 22.05.2009 действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по установлению ему причины инвалидности вследствие общего заболевания признаны незаконными, то истец полагает, что у него восстановлено право на получение пенсии по инвалидности с 01.09.2006.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Постановлением Пленума ВС РФ №7 от 05.04.2005, ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001, ФИО5 просит:
- обязать УСЗН вынести распоряжение о внесении в его личное дело записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, определенного решением суда, и производить указанные ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств Федерального Бюджета РФ;
- взыскать с УСЗН за счет средств федерального бюджета задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 по дату вынесения решения суда (сумма задолженности в возмещение вреда здоровью на 30.09.2009 составляет 752173,62 рублей, расчет нал.д. 8-9) и убытки, рассчитанные на день вынесения решения суда (расчет с иском не представлен);
- обязать УПФ восстановить выплату пенсии с 01.09.2006 и взыскать задолженность по пенсионным выплатам по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС, за период с 01.09.2006.
В дальнейшем истец в заявлении от 15.12.2009 увеличил сумму иска и просил взыскать задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 по 30.11.2009 в размере 940567,16 рублей (расчет нал.д.70-72) и убытки за период с ноября 2004 года по 30.11.2009 с учетом индекса потребительских цен в сумме 273257,44 рублей (расчет нал.д. 73), а так просил возложить обязанность на УПФ назначить выплату пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС, с 01.09.2006 л.д. 69).
В заявлении от 25.12.2009 истец уменьшил сумму иска л.д.96-97) и просил взыскать задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 по 30.11.2009 в размере 938070,25 рублей, убытки за период с ноября 2004 года по 30.11.2009 с учетом индекса потребительских цен в сумме 738904,65 рублей (расчетл.д. 98-99).
Ответчик УСЗН при первоначальном рассмотрении дела иск не признал, доводы против иска изложил в письменных возражениях, указав, что истцом не представлены доказательства обращения за назначением сумм в возмещение вреда здоровью до 06.10.2009 и получения официального отказа УСЗН в выплате сумм в возмещение вреда здоровью.
Удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, выдано ФИО4 06.10.2009, в этот же день истец впервые обратился за назначением ему сумм возмещения вреда здоровью как инвалиду 3 группы.
ФИО5 с 01.08.2008 был получателем ежемесячных компенсаций на питание и на оздоровление ликвидаторам аварии на ЧАЭС 1986-1987 года.
Ответчиком УСЗН также указано, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, установлена пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: ее выплата производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 4, ст. 14 Закона).
Пунктом 3.3. Постановления Пленума Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П установлено: «Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года. (15 февраля 2001 г.- время вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с которым выплата денежной компенсации инвалидам третьей группы осуществляется в сумме 1000 рублей; размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
По мнению ответчика УСЗН, в силу ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о возмещении вреда здоровью не распространяется срок исковой давности; однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие предъявленному иску.
Ответчик УСЗН просил суд при первоначальном рассмотрении дела применить срок исковой давности, считая, что рассмотрение исковых требований ФИО5 возможно только за период с 30.09.2006, поскольку исковое заявление подано в суд 30.09.2009.
Представитель ответчика УПФ не участвовал в первоначальном рассмотрении дела, в письменном отзыве иск не признал, ссылаясь на то, что ФИО4 правомерно назначена вторая пенсия по инвалидности с 01.06.2009 на основании справки МСЭ от 15.06.2009, предусмотренная п.2 ст.15 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением суда от 04.03.2010 иск ФИО4 удовлетворен частично.
Взыскано с УСЗН за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу истца: 127 362,32 рублей задолженности по возмещению вреда здоровью за период с 04.10.2004 по декабрь 2009 года; 30 264,17 рублей убытков за период с ноября 2004 по декабрь 2009.
На УПФ наложена обязанность назначения истцу с 04.10.2004 пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13.05.2010 решение суда от 04.03.2010 отменено и направлено на новое рассмотрение в части
требований по иску ФИО4 к УСЗН о взыскании суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью, задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью и убытков, о наложении обязанности внести в личное дело записи об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью и производить ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств федерального бюджета Российской Федерации; в остальной части решение не изменено, вступило в законную силу.
При повторном рассмотрении дела истец уточнил размер иска л.д. 200-202), просит взыскать с УСЗН за счет средств федерального бюджета: 563 854,20 рублей задолженности по выплатам сумм в возмещение вреда здоровью с 04.10.2004 по 30.06.2010, исчисленных из твердой денежной суммы в 1000 рублей для инвалидов третьей группы, а также 216 399,62 рублей убытков с 01.11.2004 по 31.05.2010; в судебном заседании 23.07.2010 истец уменьшил размер иска л.д. 229-230), просит взыскать с УСЗН: 427 684,83 рублей задолженности по выплатам сумм в возмещение вреда здоровью с 04.10.2004 по 30.06.2010, исчисленных из твердой денежной суммы в 1000 рублей для инвалидов третьей группы, а также 324 096,55 рублей убытков с 01.11.2004 по 31.05.2010 (расчетл.д. 231-232).
Представитель истца и истец привели те же доводы в обоснование иска, что и при первоначальном рассмотрении дела, за исключением того, что согласились с позицией суда о необходимости исчислять размер задолженности по выплатам исходя из твердой денежной суммы в 1000 рублей для истца - инвалида третьей группы; они полагают, что следует индексировать 1000 рублей с 01.01.2001, а не с 01.01.2004, как это установлено судом; в обоснование ссылаются на Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 №607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС».
Представитель УПФ просил повторное рассмотрение дела провести без его участия л.д. 218), не выразил отношения к исковым требованиям истца.
В силу ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика УПФ.
В судебном заседании истец просил взыскать задолженность по ежемесячным выплатам сумм возмещения вреда здоровью и убытки по день принятия решения судом (расчет представлен лишь по май 2010 года), а также просил возложить на УСЗН обязанность внести в личное дело запись об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью и производить ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств федерального бюджета Российской Федерации
Представитель истца поддержал исковые требования, дав объяснении аналогичные тем, что приведены в последнем заявлении об уточнении исковых требований л.д. 229-230).
Представитель УСЗН просил отказать в иске по ранее указанным основаниям, включая применение срока исковой давности л.д. 223-224).
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя УСЗН, изучив материалы дела и личное дело ФИО4, суд считает, что исковые требования к УСЗН подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что с 01.08.1988 по 04.01.1989 истец был на специальных сборах в войсковой части №74313, участвующей в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и принимал участие в работах по ЛПА непосредственно на объекте «Укрытие» ЧАЭС (третья зона опасности); решением от 31.01.1994 Республиканского межведомственного Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС г. Бишкек ему установлена третья группа инвалидности вследствие «заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий на ЧАЭС»; Постановлением от 02.08.2000 Республиканской Центральной Военно-Врачебной Комиссии НомерНомер г. Бишкек подтверждено, что имеющиеся у ФИО4 заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы при ЛПА на ЧАЭС; 17.06.1996 ему выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988 году серия А № 908250; 06.04.2004 истцу выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988 году НомерНомер; в августе 2003 года ФИО5 переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, г. Сухой Лог Свердловской области, незамедлительно обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области с документами, подтверждающими его инвалидность, а также в УСЗН с заявлением о выдаче удостоверения; решением Сухоложского городского суда Свердловской области от Дата признаны незаконными действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по изменению ФИО4 С.А. причины инвалидности и отказа УСЗН в выдаче истцу удостоверения «перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом», восстановлена связь заболеваний истца с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, на ФГУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» была возложена обязанность внести в акт медико-социальной экспертизы ФИО4 причину инвалидности - «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на ЧАЭС»; эта справка выдана истцу Дата с установлением третьей группы инвалидности бессрочно.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью подлежат выплате УСЗН истцу с Дата за счет средств федерального бюджета.
Суд не соглашается с доводами УСЗН о том, что истцу правомерно назначена выплата сумм в возмещение вреда здоровью с Дата, даты обращения в УСЗН с письменным заявлением, поскольку выплаты истцу не производились по устным обращениям истца с августа 2004 года по вине органов, обязанных их осуществлять; истец без соответствующего заключения МСЭ о наличии у него инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС не имел возможности получать эти выплаты.
Суд считает, что ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению, поскольку установлено, что истец по прибытию на постоянное место жительство в Россию с августа 2004 года многократно обращался в УСЗН в устной форме за назначением ему таких выплат, но они не были назначены помимо его воли; истец не имел возможности заявлять о своем праве раньше, чем состоялось решения суда от Дата о подтверждении инвалидности вследствие «заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с катастрофой на ЧАЭС».
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, установлена пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 4, ст. 14 Закона).
Пунктом 3.3. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П установлено: «Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 (или после 15.02.2001).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В соответствии с указанным Порядком, выплата денежной компенсации инвалидам третьей группы производится в сумме 1000 рублей.
В связи с тем, что истец после прибытия на постоянное место жительства в Россию в августе 2003 года впервые на территории Российской Федерации обратился за назначением ему выплат в возмещение вреда здоровью, то соответственно право получать возмещение вреда он имеет в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности; истцу с 04.10.2004 установлена бессрочно третья группа инвалидности, связанная с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, поэтому, начиная с 04.10.2010 следует исчислять задолженность по возмещению вреда исходя из твердой денежной суммы 1000 рублей.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №847 (с изм.
от 31.07.2006) «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ежемесячные денежные компенсации, установленные п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», индексируются с 01.06.2004 с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год»; то есть, коэффициент «1,38» вбирает в себя коэффициенты за 2002 (к 2001) - 2004 годы.
Размеры денежной компенсации ежегодно индексировались исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и составляли: с 01.06.2004 - 1000х1,38=1380 рублей; с 01.01.2005 по 2009 год соответственно: 1531,80 рублей, 1669,66 рублей, 1803,23 рублей, 1992,57 рублей, 2251,60 рублей.
С учетом изложенного, УСЗН с 06.10.2009 правомерно назначил ФИО4 сумму в возмещение вреда здоровью в размере 2251,60 рублей.
Суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию задолженность по возмещения вреда здоровью из расчета:
- с Дата по Дата:
1380 рублей : 30 дней х 26 дней=1196 рублей в октябре +1380 рублей х 2 месяца = 3956 рублей;
- с Дата по Дата: 1531,8 х 12 месяцев=18381,60 рублей;
- с Дата по Дата: 1669,66 х 12 месяцев = 20035,92 рублей;
- с Дата по Дата: 1803,23 х 12 месяцев =21638,76 рублей;
- с Дата по Дата: 1992,57 х 12 месяцев =23910,84 рублей;
- с Дата по Дата: 2251,60 х 9 месяцев =20264,40 рублей, а также за 5 дней октября 2009: 2251,60 - 1815,80 уплаты = 435,80 рублей.
Путем сложения указанных сумм задолженность составляет 108 623,32 рублей.
В пользу истца подлежат взысканию убытки в связи с обесцениваем денежных средств, исчисленные с применением индекса потребительских цен по Свердловской области, начиная с индекса ноября 2004 года к октябрю 2004 года и заканчивая индексом мая 2010 года к апрелю 2010 года, с нарастающим итогом, согласно следующему расчету:
2004 год:
(1196 (рублей)*1,0131 (индекс) =1211,67 рублей) + (1196 +1380 =2576)*1,0087 =2598,41 рублей) +(2576+1380=3956)*1,0256=4057,27 рублей) +
2005 год: + (3956+1531,80=5487,80)*1,0190=5592,07)+(5487,80+1531,80=7019,60)*1,0160=7131,91) +(7019,60+1531,80=8551,40)*1,0089=8627,51)+(8551,40+1531,80= 10083,20)*1,0081=10164,87) +(10083,20+1531,80=11615)*1,0089=11718,37)+ (11615+1531,80=13146,80)*1,0030=13186,24)
+((13146,80+1531,80=14678,60)*0,9988=14660,99)+(14678,60+1531,80=16210,40)*1,0093=16361,16)+(16210,40+1531,80=17742,20)*1,0070=17866,40)+(17742,20+1531,80=19274)*1,0055=19380)+(19274+1531,80=20805,80)*1,0087=20986,81)+(20805,80+1531,80=22337,60)*1,0330=
23074,74)+
2006 год:
+(22237,60+1669,66=23907,26)*1,0257=24521,68)+(23907,26+1669,66=25576,92)*1,0015=25615,29)+(25576,92+1669,66=27246,58)*1,0010=27273,83)+(27246,58+1669,66=28916,24)*1,0029=
29000,10)+(28916,24+1669,66=30585,90)*1,0010=30616,49)+(30585,90+1669,66=32255,56)
*1,0096=32565,21)+(32255,56+1669,66=33925,22)*1,0030=34027)+(33925,22+1669,66=35594,88)*0,9967=35477,42)+(35594,88+1669,66=37264,54)*1,0025=37357,70)+(37264,54+1669,66=
38934,20)*1,0040=39089,94)+(38934,20+1669,66=40603,86)*1,0085=40948,99)+((0603,86+1669,66=42273,52)*1,0184=43051,35)+
2007 год:
+(42273,52+1803,23=44076,75)*1,0126=44632,12)+(44076,75+1803,23=45879,98)*1,0066=
46182,79)+(45879,98+1803,23=47683,21)*1,0054=47940,70)+(47683,21+1803,27=49486,48)*1,0069=49827,94)+(49486,48+1803,27=51289,75)*1,0089=51756,23)+(51289,75+1803,27=53093,02)*
1,0070=53464,67)+(53093,02+1803,27=54896,29)*1,0046=55148,81)+(54896,29+1803,27=
56699,56)*1,0066=57076,78)+(6699,56+1803,27=58502,83)*1,0195=59643,64)+(58502,83+1803,27=60306,10)*1,0139=61144,35)+(60306,10+1803,27=62109,37)*1,0104=62755,30)+(62109,37+1803,27=63912,64)*1,0270=65638,28)+
2008 год:
+(63912,64+1992,57=65905,21)*1,0156=66933,33)+(65905,21+1992,57=67897,78)*1,0185=
69153,89)+(67897,78+1992,57=69890,35)*1,0122=70743,01)+(69890,35+1992,57=71882,92)*
1,0136=72860,53)+(71882,92+1992,57=73875,49)*1,0105=74651,18)+(73875,49+1992,57=
75868,06)*1,0060=76323,27)+(75868,06+1992,57=77860,63)*1,0023=78039,71)+(77860,63+
1992,57=79853,20)*1,0093=80595,83)+(79853,20+1992,57=81945,77)*1,0074=82451,43)+
+(81845,77+1992,57=83838,34)*1,0103=84701,87)+(83838,34+1992,57=85830,91)*1,0060=
86345,90)+(85830,91+1992,57=87823,48)*1,0280=90282,54)+
2009 год:
+(87823,48+2251,60=90075,08)*1,0140=91336,13)+(90075,08+2251,60=92326,68)*1,0120=
93434,60)+(92326,68+2251,60=94578,28)*1,0060=95145,75)+(94578,28+2251,60=96829,88)*
1,0060=97410,86)+(96829,88+2251,60=99081,48)*1,0060=99675,97)+(99081,48+2251,60=
101333,08)*1,0080=102143,74)+(101333,08+2251,60=103584,68)*0,998=103377,51)+(103584,68+
2251,60=105836,28)*0,998=105624,61)+(105836,28+2251,60=108087,88)*0,9980*0,9990*1,0830*
*1,0210 =111 352,49 рублей *
20010 год: * 1,0070*1,0070*1,003*1,005 = 113 821,91 рублей.
За вычетом полагающихся и выплаченных с октября 2009 года ежемесячных выплат возмещения вреда убытки составляют в рублях:
(1211,67-1196=15,67)+(2598,41-2576=22,41)+(4057,27-3956=101,27)+(5592,07-5487,80=104,27)+(7131,91-7019,60=112,31)+(8627,51-8551,40=76,11)+(10164,87-10083,20=81,67)+(11718,37-11615=103,37)+13186,24-13146,80=3944)+(14660,99-14678,60=0)+(16361,16-16210,40=150,76)+(17866,40-17742,20=124,20)+(19380-19274=106)+(20986,81-20805,80=181,01)+(23074,74-22337,60=737,74)+(24521,68-23907,26=614,42)+(25615,29-25576,92=38,37)+(27273,83-2726,58=27,25)+(29000,10-28916,24=83,86)+(30616,49-30585,90=30,59)+(32565,21-32255,56=309,65)+(34027-33925,22=101,78)+(35477,42-35594,88=0)+(37357,70-37264,54=93,16)+(39089,94-38934,20=155,74)+(40948,99-40603,86=345,13)+(43051,35-42273,52=777,83)+(44632,12-44076,75=555,37)+(46182,79-45879,98=302,81)+(47940,70-47683,21=257,49)+(49827,94-49486,48=341,46)+(51746,23-51289,75=456,48)+(53464,67-53093,02=371,65)+(55148,81-54896,29=252,52)+(57076,78-56699,56=377,22)+(59643-58502,83=114,81)+(61144,35-60306,10=838,25)+(62755,30-62109,37=645,93)+(65638,28-63912,64=1725,64)+(66933,33-65905,21=1028,12)+(69153,89-67897,78=1256,11)+(70743,01-69890,35=852,66)+(72860,53-71882,92=977,61)+(74651,18-73875,49=775,69)+(76323,27-75868,06=455,21)+(78039,71-77860,63=179,08)+(80595,83-79853,20=742,63)+(82451,43-81845,77=605,66)+(84701-83838,34=863,53)+(86345,90-85830,91=514,99)+(90282,54-87234,48=3048,06)+(91336,13-90075,08=1261,05)+(93434,60-92326,68=1107,92)+(95145,75-94578,28=567,47)+(97410,86-96829,88=580,98)+(99675,97-99081,48=594,49)+(102143,74-101333,08=810,66)+(10377,51-103584,68=0)+(105624,61-105836,28=0)+(111352,49-108087,88=3264,61)+(113338,59-110564,64=773,95)+(113832,69-113041,4=791,29)+(115864,71-115518,16=346,55)+(118584,89-117994,92=589,97)= 32 765,93 рублей убытков за период с ноября 2004 по май 2010 года; эти убытки подлежат взысканию с ответчика УСЗН за счет средств федерального бюджета в пользу истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с которым размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Обязанность индексации установлена для УСЗН в нормативном порядке, не нуждается в подтверждении судебным решением. По этой причине ФИО4 следует отказать в удовлетворении требования о наложении обязанности на УСЗН производить истцу ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 удовлетворить частично.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу ФИО4:
- 108 623,32 рублей задолженности выплат по возмещению вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- 32 765,93 рублей убытков;
всего взыскать - 141 389,25 рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате 29.07.2010.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья
Сухоложского городского суда Т.Р. Айнсоф
Свердловской области