Копия
Гр. дело №2-4/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 04 марта 2010 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Глызина В.И.,
при секретаре Мельниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарецкого Сергея Анатольевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения по Сухоложскому району (далее УСЗН), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу (далее ГУ- УПФ) о признании действий незаконными, изменении размера выплат сумм в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании неполученных сумм в возмещение вреда здоровью и убытков, возложении обязанности по изменению даты назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Зарецкий С.А. обратился в суд с иском к УСЗН и УПФ о признании действий незаконными, изменении размера выплат сумм в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании неполученных сумм в возмещение вреда здоровью и убытков, возложении обязанности по изменению даты назначения пенсии.
В обоснование иска истец указал, что в период с 1 августа 1988 г. по 4 января 1989 г. он был призван в воинскую часть Номер на специальные военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, его здоровью был причинен вред. Ему были диагностированы следующие заболевания: отдаленные последствия облучения, астено-вегетативный синдром, хронический абструктивный бронхит, хронический холецистит, хронический гастрит, ---
Согласно справки Номер от 05.01.1989 г., выданной командиром войсковой части Номер, выполняя служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне, он получил дозу облучении 44 БЭР. Выполнение им работ в зоне отчуждения (30-км зоне) Чернобыльской АЭС также подтверждается справкой Номер от 01.11.2005 г., выданной специализированным предприятием «Чернобыльским радиологическим центром», справкой Номер от 06.11.2007 г., выданной Институтом проблем безопасности атомных электростанций.
31января 1994г. он был освидетельствован и решением Республиканского межведомственного Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС г. Бишкек ему установлена причина инвалидности «заболевание, связано с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС». Выдана справка, в которой указана 3 группа инвалидности. Таким образом, была установлена причинная связь заболевания с ЛПК на Чернобыльской АЭС.
02 августа 2000 г. Постановлением Республиканской Центральной Военно-Врачебной Комиссии Номер г. Бишкек подтверждено, что, имеющиеся у него заболевания, получены при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
17 июня 1996 г. ему было выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. серия А Номер.
06 апреля 2004 г. г. ему было выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. серия Р Номер.
29 июля 2008 г. было выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. серия Р Номер.
До августа 2003 г. он постоянно проживал в г. Бишкек Республики Киргизия, а в августе 2003 г. переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию- г. Сухой Лог Свердловской области.
Прибыв на постоянное место жительства в г. Сухой Лог Свердловской области, он, в августе 2003 г., обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области с документами, подтверждающими его инвалидность и то, что инвалидность связана с работами на Чернобыльской АЭС. Документы истца были приняты и рассмотрены, однако, по истечении продолжительного периода времени, в октябре 2004 г., была выдана справка серии Номер г. Номер, в которой 3 группа инвалидности подтверждена, а причина инвалидности указана общая, хотя заболевания остались прежние.
Он неоднократно обращался в ТОИОГВСО-УСЗН г. Сухой Лог Свердловской области с просьбой выдать ему удостоверение инвалида, представляя необходимые документы, однако в этом ему было отказано.
22 мая 2009 г. решением Сухоложского городского суда Свердловской области действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области, по изменению Зарецкому С.А. причины инвалидности и действия ТОИОГВСО-УСЗН г. Сухой Лог по отказу истцу в выдаче удостоверения «перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом», были признаны незаконными, восстановлена связь заболеваний истца с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС.
С 14.10.1998 г. по настоящее время он является инвалидом 3 группы, причина: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 14 п. 25 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС выплата ежемесячной денежной компенсации инвалидам 3 группы установлена в размере 1000 рублей, 2 группы - 2500 рублей. Указанное положение, согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации за № 11-П от 19.06.2002г, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Положения частей первой и второй ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» о сохранении возможности применения норм п.25 первой статьи 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции действовавшей до принятия ФЗ от 12.02.2001 г) об исчислении сумм возмещения вреда в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью исходя из условного месячного заработка безотносительно к зонам радиоактивного загрязнения для тех инвалидов- чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, Постановлением Конституционного Суда от 19.06.2002г №11-П признаны не противоречащими Конституции РФ.
Ст. 5 базового закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» содержит нормы о том, что государственные пенсии ( в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вреда подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г № 5, суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Согласно ч.3 ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г № 5 суммы ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ (исходя из наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).
Исходя из вышеизложенного, его исковые требования о взыскании компенсации в возмещение вреда здоровью на 30 сентября 2009 г. подлежат удовлетворению в следующем объеме - 752173 руб. 62 коп., согласно приложенному расчету л.д.8-9):
Согласно справки из войсковой части Номер от 05.01.1989 г. Номер, период прохождения сборов по ликвидации аварии на ЧАЭС с 01.08.1988 г. по 04.01.1989 г. В соответствие со справкой Номер от 06.11.2007 г., исходя из времени работы на ЧАЭС за период с 01.08.1988 г. по 04.01.1989 г., Зарецкий С.А. находился непосредственно на объекте «Укрытие» в течение 5 месяцев, составлен расчет возмещения вреда здоровью из среднемесячного заработка.
В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от17.05.1986 г. № 964-рс оплата труда лиц, участвующих в ликвидации аварии, занятых на указанных работах в 3 зоне опасности - в пятикратном размере по сравнению с установленными действующим законодательством нормами, во 2 зоне - в четырехкратном размере, в 1 зоне - в трехкратном размере.
Согласно справки Номер от 05.01.1989 г. заработная плата с 01.08.1988 г. по 04.01.1989 г. составляла 6100 руб.
В соответствии с п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г. (в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.) - возмещение вреда, причиненного здоровью в связи в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей ее части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 утверждены «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 24.11.1995 г. № 180-ФЗ).
Ст. 15 Правил... средний заработок инвалида подсчитывался путем деления на 12 общей суммы заработка за 12 месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составлял менее 12 месяцев, - путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.
В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и, полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленная в среднем за год.
6100 руб. : 5 мес. = 1220 руб. - среднемесячный заработок.
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номиналы-оплаты труда, Постановлением Верховного Совета РФ от 24.11.1995 г. (в ред. ФЗ №180-ФЗ), установлено, что заработок, из которого исчислен размер возмещен увеличивается для возмещения вреда, определенного в 1987 г. - в 6.4 раза.
По увечьям, полученным до 1 января 1991 г. - в 6 раз.
В связи с повышением стоимости жизни в 1993 г. - 1994 г. - в 2.5 раза
Исчисленные в таком порядке суммы возмещения вреда подлежат перерасчет порядке, установленном ч.2 ст. 11 Правил.
С 01.04.1987 г. 1220 х 6.4 = 7808 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1) С 01.04.1987 г. 7808 х 6 = 46848 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1) С 01.02.1993 г. 46848 х 2.5 = 17120 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1) С 01.04.1993 г. 117120 х 1.9 = 222528 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1) С 01.07.1993 г. 222528х 1.81 = 402775.68 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1) С 01.12.1993 г. 402775.68 х 1.9 = 765273.79 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-С 01.07.1994 г. 765273.79 х 1.4 = 1071383.31 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214 С 01.05.1995 г. 1071383.31 х 1.27 = 1360656.80(03 от 20.0495 № 44-ФЗ) С 01.06.1995 г. 1360656.80 х 1.2 = 1632788.16 (ФЗ от 28.06.95 № 99-ФЗ) С 01.08.1995 г. 1632788.16 х 1.05 = 1714427.57 (ФЗ от 27.07.95 № 117-ФЗ) С 01.11.1995 г. 1714427.57 х 1.05 = 1800148.95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ) С 01.12.1995 г. 1800148.95 х 1.047 =1884755.95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ) С 01.01.1996 г. 1884755.95 х 1.15 = 2167469.34 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ) С 01.05.1996 г. 2167469.34 х 1.1 = 2384216.27(ФЗ от 27.05.96 № 55-ФЗ) С 01.10.1997 г. 2384216.27 х 1.1 = 2622637.90 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ) С 01.12.1997 г. 2622637.90 х 1.21 = 3173391.86 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ) С 01.01.1998 г. с учетом деноминации сумма возмещения вреда здоровью дол: составить с учетом 100% утраты трудоспособности - 3173391.86 : 1000 = 3173 руб. 39 коп.
Индексация произведена по Постановлению Верховного Совета РФ 24.12.1992 г. № 4214-1 и с 01.05.1995 г. по пенсионным коэффициентам.
Таким образом, компенсация в возмещение вреда здоровью с 01.01.98 г. учетом 50% утраты трудоспособности должна составлять сумму в размере - 1586 руб. 70 коп.
Ст. 5 базового закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейсл радиации вследств'ие катастрофы на ЧАЭС» содержит нормы о том, что государствен! пенсии ( в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вр подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенн законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона 12.02.2001 г № 5, суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индекса пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Согласно ч.З ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г № 5 суммы ежемесячных выплат возмещен вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежали ежегодн индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по P<t на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г № 11-Г пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ (исходя наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).
С 31.01.1994 г. утрата трудоспособности - 50%.
С 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. - 1586.70 х 1.581 = 2508.57
С 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. - 2508.57 х 1.515 = 3800.49
С 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. - 3800.49 х 1.396 = 5305.48
С 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. -5305.48x1.644= 8722.21
В 2004 году - 8722.21 х 1.1 = 9594.43 х 2 ллес.26 дней = 27504.03 Недоплата составляет - 27504 руб. 03 коп.
В 2005 году - 9594.43 х 1.11 = 10649.82 х 12 мес. = 127797.81 Недоплата составляет - 127797 руб. 81 коп.
В 2006 году - 10649.82 х 1.09 = 11608.30 х 12 мес. = 139299.65 Недоплата составляет -139299 руб. 65 коп.
В 2007 году - 11608.30 х 1.08 = 12536.96 х 12 мес. = 150443.57 Недоплата составляет -150443 руб. 57 коп.
В 2008 г. -12536.96x 1.105 = 13853.34x 12 мес. = 166240.09 Недоплата составляет -166240 руб. 09 коп.
В 2009 г. - 13853.34 х 1.13 = 15654.27 х 9 мес. = 140888.47 Недоплата составляет -140888 руб. 47 коп..
Итого, задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 г. по 30.09.2009 г. составила 752173 руб. 62 коп.
Сумма 752173 руб. 62 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за период с 01.07.2000г. по 30.09.2009г. согласно ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 г № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС» назначение и выплата денежной компенсации производится органами социальной защиты населения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 16 Постановления Пленума ВФ РФ от 05.04.2005г «О внесений изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет ему имущественный вред, просит суд удовлетворить требования истца об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики Российской Федерации. Полагает, что суд по этим же основаниям вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в индексации.
Поскольку на органы социальной защиты населения возложена обязанность по выплате сумм возмещения вреда здоровью в размерах, предусмотренных законодательством, то именно по вине ТОИОГВСО - Управления социальной защиты населения МСЗН по г. Сухой Лог Свердловской области, не производившим самостоятельно индексацию компенсаций с 01.07.2000 г -пропорционально величине прожиточного минимума, с 01.01.2005г -пропорционально уровню инфляции, размер компенсации, выплачиваемый ему, был снижен и не отвечал принципу полного возмещения вреда.
Несвоевременная выплата компенсаций, в период который произошло снижение покупательской способности денежных средств, повлекла причинение ему убытков в соответствии с требованиями ст. 15 ГК РФ (расчет убытков не представлен с исковым заявлением).
В июне 2009 г. он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г. Сухой Лог Свердловской области с заявлением о восстановлении ему пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС с 01.09.2006 г. по настоящее время. В восстановлении ему пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, Зарецкому С.А. было незаконно отказано.
ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области от 15.06.2009 г. подтверждена связь, имеющихся у него заболеваний с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается справкой серии Номер Номер.
Его участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в период с 01.08.1988 г. по 04.01.1989 г., куда он был призван на специальные военные сборы, подтверждено решением Сухоложского городского суда Свердловской области.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, в том числе военнообязанных, призванных на специальные военные сборы, приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
На основании ст. ст.5 и 41 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г., а после 01.01.2002 г. на основании п.3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 п.2 ( с применением п.3 п.5 ст. 15 этого Закона).
При этом как ранее действующее пенсионное законодательство, так и действующее в настоящее время, связывают срок назначения пенсии по инвалидности со дня установления инвалидности: ст. 119 Закона РФ № 340-1 и подпункт 2 п.4 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., положения которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 г. № 141 в части назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсий применяются при назначении пенсий в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ.
Основания возникновения и порядок предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ, согласно подпункта 2 п.2 ст. 10 которого, пенсия по старости гражданам, указанным в подпункте 2 п.1 настоящей статьи, а именно гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, назначается мужчинам в возрасте 50 лет при наличии стажа не менее 5 лет.
С учетом указанного, он с 31.01.1994г. - даты установления инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, приобрел право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы на основании ст. 41 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», а с наступлением 50-летнего возраста - право на трудовую пенсию, в соответствии со ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» за № 173-ФЗ.
Поскольку, решением Сухоложского городского суда Свердловской области, действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по установлению ему причины инвалидности - общее заболевание, признаны незаконными, восстановлена связь заболеваний, имеющихся у него с катастрофой на ЧАЭС за весь прошлый период с 04.10.2004 г., полагает, что у него восстановлено право на получение пенсии по инвалидности за период с 01.09.2006 г.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. просит обязать ТОИОГВСО - УСЗН МСЗН по г. Сухой Лог Свердловской области вынести распоряжение о внесение в личное дело Зарецкого Сергея Анатольевича запись об изменении размера выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, определенного решением суда, и производить указанные ежемесячные выплаты с последующей индексацией за счет средств Федерального Бюджета РФ;
взыскать с ТОИОГВСО - УСЗН по г. Сухой Лог Свердловской области за счет средств Федерального Бюджета в пользу Зарецкого Сергея Анатольевича материальный ущерб: задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04 октября 2004 г. по дату вынесения решения суда (сумма задолженности в возмещение вреда здоровью на 30.09.2009 г. составляет 752173 руб. 62 коп. согласно расчета нал.д.8-9) и убытки, рассчитанные на день вынесения решения суда (расчет с иском не представлен);
обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ г. Сухой Лог Свердловской области восстановить выплату пенсии Зарецкому Сергею Анатольевичу с 01.09.2006 г. и взыскать задолженность по пенсионным выплатам по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, за период с 01.09.2006 г..
В дальнейшем истец в письменных заявлениях от 15.12.2009г. увеличил сумму иска и просил взыскать задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004г. по 30.11.2009г. в размере 940567 руб. 16 коп согласно расчета нал.д.70-72 и убытки за период с ноября 2004г. по 30.11.2009г. с учетом индекса потребительских цен в сумме 273257 руб. 44 коп., согласно расчета нал.д. 73, а также просил возложить обязанность на ГУ - УПФ назначить выплату пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 01.09.2006г. л.д. 69), а от 25.12.2009г. уменьшил сумму иска л.д.96-97) и просил взыскать задолженность по невыплаченным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004г. по 30.11.2009г. в размере 938070 руб. 25 коп и убытки за период с ноября 2004г. по 30.11.2009г. с учетом индекса потребительских цен в сумме 738904 руб. 65 коп. л.д.98-99), согласно следующего расчета задолженности по суммам ежемесячных выплат:
С 01.04.1987 г. 1220 х 6.4 = 7808 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.04.1987 г. 7808 х 6 = 46848 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.02.1993 г. 46848 х 2.5 = 17120 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.04.1993 г. 117120 х 1.9 = 222528 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.07.1993 г. 222528х 1.81 = 402775.68 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.12.1993 г. 402775.68 х 1.9 = 765273.79 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.07.1994 г. 765273.79 х 1.4 = 1071383.31 (постановление ВС РФ от 24.12.92 № 4214-1)
С 01.05.1995 г. 1071383.31 х 1.27 = 1360656.80(03 от 20.0495 № 44-ФЗ)
С 01.06.1995 г. 1360656.80 х 1.2 = 1632788.16 (ФЗ от 28.06.95 № 99-ФЗ)
С 01.08.1995 г. 1632788.16 х 1.05 = 1714427.57 (ФЗ от 27.07.95 № 117-ФЗ)
С 01.11.1995 г. 1714427.57 х 1.05 = 1800148.95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ)
С 01.12.1995 г. 1800148.95 х 1.047 =1884755.95 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ)
С 01.01.1996 г. 1884755.95 х 1.15 = 2167469.34 (ФЗ от 01.11.95 № 160-ФЗ)
С 01.05.1996 г. 2167469.34 х 1.1 = 2384216.27(ФЗ от 27.05.96 № 55-ФЗ)
С 01.10.1997 г. 2384216.27 х 1.1 = 2622637.90 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ)
С 01.12.1997 г. 2622637.90 х 1.21 = 3173391.86 (ФЗ от 30.09.97 № 127-ФЗ)
С 01.01.1998 г. с учетом деноминации сумма возмещения вреда здоровью дол: составить с учетом 100% утраты трудоспособности - 3173391.86 : 1000 = 3173 руб. 39 коп.
Индексация произведена по Постановлению Верховного Совета РФ 24.12.1992 г. № 4214-1 и с 01.05.1995 г. по пенсионным коэффициентам.
Таким образом, компенсация в возмещение вреда здоровью с 01.01.98 г. учетом 50% утраты трудоспособности должна составлять сумму в размере - 1586 руб. 70 коп.
Ст. 5 базового закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейсл радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» содержит нормы о том, что государствен! пенсии ( в том числе пенсии по инвалидности), пособия, суммы возмещения вр подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенн законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в если не оговорено иное. В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона 12.02.2001 г № 5, суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индекса пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Согласно ч.З ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г № 5 суммы ежемесячных выплат возмещен вреда здоровью, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 этой нормы подлежали ежегодн индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по P<t на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г № 11-Г пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ (исходя наиболее благоприятного для получателей выплат критерия их индексации).
С 31.01.1994 г. утрата трудоспособности - 50%.
С 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. - 1586.70 х 1.581 = 2508.57
С 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. - 2508.57 х 1.515 = 3800.49
С 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. - 3800.49 х 1.512 = 5746.34
С 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. -5746.34x1.512= 8688.47
В 2004г. – 8688,47*1,1=9557,31*9 мес.3 дня=86971,56
С 04.10.2004г. утрата профессиональной трудоспособности – 60%
С 04.10.2004г. по 31.12.2004г. - 9557.31/50*60=11468,77*2 мес. 27 дней=33259,44
Недоплата составляет – 33259 руб. 44 коп.
В 2005 году – 11468,77*1,11=12730,33*12 мес. = 152764,02 Недоплата составляет - 152764 руб. 02 коп.
В 2006 году - 12730.33 х 1.09 = 13876.06 х 12 мес. = 166512.72 Недоплата составляет -166512 руб. 72 коп.
В 2007 году - 13876.06 х 1.08 = 14986.15 х 12 мес. = 179833.74 Недоплата составляет -1179833 руб. 74 коп.
В 2008 г. -14986.15 x 1.105 = 16559.70x 12 мес. = 198716.35 Недоплата составляет - 198716руб. 35 коп.
В 2009 г. - 16559.70 х 1.13 = 18712.46 х 11 мес. = 205837.07
Недоплата составляет -205837 руб. 07 коп.
Итого, задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 04.10.2004 г. по 30.11.2009 г. составила 938070 руб. 25 коп.
В судебном заседании истец просил взыскать задолженность по ежемесячным выплатам сумм возмещения вреда здоровью и убытки по день принятия решения судом, а также просил возложить на ГУ-УПФ обязанность назначить выплату пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 04.10.2004 года.
В письменном объяснении по иску ответчик УСЗН иск не признал указав следующее. Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району не признает заявленные исковые требования Зарецкого Сергея Анатольевича по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Истцом не представлены суду доказательства обращения за назначением сумм в возмещение вреда здоровью до 06 октября 2009 года и официальный отказ ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по Сухоложскому району в выплате сумм в возмещение вреда здоровью.
Зарецкий Сергей Анатольевич постоянно проживает на территории Сухоложского района Свердловской области и является гражданином Российской Федерации с 04.08.2003 года, до этого времени проживал в городе Бишкек Республики Киргизия, данный факт установлен решением Сухоложского городского суда от 22 мая 2009 года (гражданское дело Номер).
Удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом выдано Зарецкому С.А. 06.10.2009 года (копия ведомости выдачи прилагается). 6 октября 2009 года Зарецкий впервые обратился за назначением ему сумм возмещения вреда здоровью как инвалиду 3 группы.
До этого времени (с 1 августа 2008 года) Зарецкий Сергей Анатольевич был получателем ежемесячных компенсаций на питание и на оздоровление ликвидаторам аварии на ЧАЭС 1986-1987 года (копия личного заявления прилагается).
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 4, ст. 14 Закона).
Согласно статье 15 базового Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные базовым Законом, с момента их предъявления.
Зарецкому Сергею Анатольевичу удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом выдано 06 октября 2009 года. До указанного времени удостоверение инвалида истцу не выдавалось.
Пунктом 3.3. Постановления Пленума Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П установлено: «Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года. (15 февраля 2001 г.- время вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ).
Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (пункт 3.1 мотивировочной части настоящего Постановления), не противоречит Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в действующей редакции) настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии со статьей 3 базового Закона именно гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно статье 49 базового Закона гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Т.о., существенным обстоятельством по делу является получение Зарецким Сергеем Анатольевичем гражданства Российской Федерации (04.08.2003г.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вышеназванный Порядок, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее именуется - денежная компенсация).
В соответствии с указанным Порядком, выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
Размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном Законом порядке.
Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидами представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида;
копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Гражданам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается денежная компенсация, указанная в пункте 3 настоящего Порядка. В случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Т.о., территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району правомерно с 06 октября 2009 года Зарецкому Сергею Анатольевичу назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере 2 251 рубля 60 копеек.
Согласно разъяснениям МИД России и Минюста России обязательной силы применения в Российской Федерации документы, выданные в Республике Киргизия, не имеют, т.е. то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС только в соответствии с нормами права государства своего гражданства. В письме МИДа России от 20.11.2000 г. НомерДСНГ и письме Минюста России от 20.11.2000 г. НомерЕС по аналогичному вопросу о правомерности распространения Закона Республики Казахстан также отмечается, что правовая зашита этой категории граждан Российской Федерации строится на основе имеющихся в Российской Федерации норм, регулирующих социальную помощь в отношении граждан пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Статья 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», на которую ссылается истец, всего лишь
обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) (копия письма МИД России от 28.03.2005 г. исх. Номер/ДП - прилагается).
Из этого следует, что Конвенция не дает права гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации, требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Российской Федерации, на основании имеющихся у них национальных документов.
Временное применение Соглашения о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний, подписанное в Москве 9 сентября 1994 г., прекращено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 г. № 364.
Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Киргизия о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется. Признание же аутентичности документа не означает его обязательности и автоматического исполнения.
Согласно пункта 2 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает пределы осуществления гражданских прав: не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со статьей 208 ГК РФ на требования о возмещении вреда здоровью не распространяется срок исковой давности. Однако, требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие предъявленному иску.
ТОИОГВ СО Управление социальной защиты населения города Сухой Лог просит суд применить срок исковой давности. Считаем, что рассмотрение судом исковых требований Зарецкого С.А. возможно только с 30.09.2006 года, так как исковое заявление подано в суд 30.09.2009 года.
Правоотношения по выплате сумм в возмещения вреда здоровью между ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Сухоложскому району и Зарецким Сергеем Анатольевичем возникли 6 октября 2009 года.
Законодатель закрепил заявительный характер назначения и выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, т.е. государство в нормах права предусмотрело возможность установления таких правоотношений.
До 06 октября 2009 года законодательно закрепленной обязанности по выплате сумм в возмещения вреда Зарецкому С.А. не было установлено, а так же недоплат, допущенных счетных ошибок сумм в возмещение вреда по вине Управления не было допущено.
Несвоевременное предъявление требований при возникновении к тому оснований не является виной ответчика.
На основании изложенного считают, что исковые требования Зарецкого С.А. удовлетворению не подлежат.
Ответчик ГУ-УПФ просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, об изменении исковых требований в части даты назначения пенсии по инвалидности, вследствие военной травмы с 04.10.2004г. извещен, ранее в письменном объяснении по иску не признал требование истца ссылаясь на то, что ему правомерно назначена вторая пенсия по инвалидности, предусмотренная п.2 ст.15 Закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01.06.2009 года по получению справки МСЭ от 15.06.2009г. с причиной инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а ранее ему была установлена заключением МСЭ от 04.10.2004г. причина инвалидности «общее заболевание».
Выслушав объяснения истца, его представителя Федорову С.Н., поддержавших иск, представителя УСЗН Ермолаеву О.А. не признавшую иск по основаниям изложенным в отзыве на иск, изучив материалы дела, суд считает, что исковое требование к УСЗН подлежит удовлетворению частично, а исковое требование к ГУ-УПФ подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании истец с 01.08.1988г. по 04.01.1989г. проходил специальные сборы в войсковой части 74313, участвующей в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС (третья зона опасности). В связи с этим 31января 1994г. он был освидетельствован и решением Республиканского межведомственного Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС г. Бишкек ему установлена причина инвалидности «заболевание, связано с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС». Выдана справка, в которой указана 3 группа инвалидности. Таким образом, была установлена причинная связь заболевания с ЛПК на Чернобыльской АЭС.
02 августа 2000 г. Постановлением Республиканской Центральной Военно-Врачебной Комиссии Номер г. Бишкек подтверждено, что, имеющиеся у него заболевания, получены при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
17 июня 1996 г. ему было выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. серия А Номер.
06 апреля 2004 г. г. ему было выдано специальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. серия Р Номер.
До августа 2003 г. истец постоянно проживал в г. Бишкек Республики Киргизия, а в августе 2003 г. переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию- г. Сухой Лог Свердловской области.
Прибыв на постоянное место жительства в г. Сухой Лог Свердловской области, он, в августе 2003 г., обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области с документами, подтверждающими его инвалидность и то, что инвалидность связана с работами на Чернобыльской АЭС. Документы истца были приняты и рассмотрены, однако, по истечении продолжительного периода времени, в октябре 2004 г., была выдана справка серии Номер г. Номер, в которой 3 группа инвалидности подтверждена, а причина инвалидности указана общая, хотя заболевания остались прежние. Паспорт гражданина Российской Федерации выдан истцу 21.07.2004 года.
Он неоднократно обращался в ТОИОГВСО-УСЗН г. Сухой Лог Свердловской области с просьбой выдать ему удостоверение инвалида, представляя необходимые документы, однако в этом ему было отказано.
22 мая 2009 г. решением Сухоложского городского суда Свердловской области действия ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области, по изменению Зарецкому С.А. причины инвалидности и действия ТОИОГВСО-УСЗН г. Сухой Лог по отказу истцу в выдаче удостоверения «перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом», были признаны незаконными, восстановлена связь заболеваний истца с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС и на ФГУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» была возложена обязанность внести в акт медико-социальной экспертизы Зарецкому С.А. причину инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС» и такая справка была выдана истцу ФГУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» 15.06.2009г. с установлением третьей группы инвалидности бессрочно.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью подлежат выплате истцу с 04.10.2004 года с УСЗН за счет средств федерального бюджета. При этом суд не может согласится с доводами УСЗН о том, что истцу правомерно назначена выплата сумм в возмещение вреда здоровью с 06.10.2009г., когда он обратился в УСЗН с заявлением о назначении ему ежемесячного пособия в возмещения вреда здоровью, поскольку такие выплаты истцу не производились по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты, так как истец без соответствующего заключения МСЭ о наличии у него инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не имел возможности получать эти выплаты. Также суд считает, что по этим же мотивам не может быть применена статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью за прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие предъявленному иску, в связи с заявлением ТОИОГВ СО Управление социальной защиты населения города Сухой Лог о применении срока исковой давности, то есть с 30.09.2006 года, так как исковое заявление подано в суд 30.09.2009 года, в связи с тем, что истец своевременно по прибытию на постоянное место жительство в Россию обращался в УСЗН в устной форме за назначением ему таких выплат, но они ему не были назначены помимо его воли, а ранее состоявшегося решения суда от 22.05.2009г. об установлении ему причины инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС», истец не имел возможности заявлять о своем праве.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 4, ст. 14 Закона).
Пунктом 3.3. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П установлено: «Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года. (15 февраля 2001 г.- время вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ).
Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (пункт 3.1 мотивировочной части настоящего Постановления), не противоречит Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вышеназванный Порядок, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее именуется - денежная компенсация).
В соответствии с указанным Порядком, выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
В связи с тем, что истец после прибытия на постоянное место жительства в Россию в августе 2003 года впервые на территории Российской Федерации, после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ, обратился за назначением ему выплат в возмещение вреда здоровью, то соответственно право получать возмещение вреда он имеет в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности. Так как истцу установлена бессрочно третья группа инвалидности, связанная с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС с 04.10.2004г., то ему начиная с указанного период подлежит выплате задолженность по возмещению вреда исходя из твердой денежной суммы 1000 рублей.
Размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном Законом порядке и составляли с 01.06.2004г.-1380 руб., с 01.01.2005г. по 2009г. включительно соответсвенно-1531,80 руб., 1669,66 руб., 1803,23 руб., 1992,57 руб., 2251,60 руб..
Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району с 06 октября 2009 года Зарецкому Сергею Анатольевичу назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере 2 251 рубля 60 копеек.
Следовательно в пользу истца подлежит взысканию задолженность по возмещения вреда здоровью исходя из следующего расчета:
1.За период с 04.10.2004г. по 31.12.2004г. - (1380 руб. : 30 дней *26 дней=1196 руб.)+1380 руб.*11 месяцев=16376 руб.;
2.С 01.01.2005г. по 31.12.2006г. – 1531,8 руб.*12 месяцев=18381,60 руб.;
3.С 01.01.2006г. по 31.12.2006г. – 1669,66 руб.*12 мес.=20035,92 руб.;
4. С 01.01.2007г. по 31.12.2007г. – 1803,23 руб.*12 мес.=21638,76 руб.;
5. С 01.01.2008г. по 31.12.2008г. – 1992,57 руб.*12 мес.=23910,84 руб.;
6. С 01.01.2009г. по 30.09.2009г. – 2251,60 руб.*9 мес.=27019,20 руб.
Итого путем сложения указанных сумм задолженность составляет 127362 руб. 32 коп..
Также в пользу истца подлежат взысканию убытки в связи с обесцениваем денежных средств с применением индекса потребительских цен по Свердловской области начиная с индекса ноября 2004г. к октябрю 2004г. и по индекс января 2010г. к декабрю 2009г. согласно следующего расчета:
(1196руб.*1,0131=1211,67 руб.)+((1196 руб.+1380 руб.=2576 руб.)*1,0087=2598,41 руб.)+((2576руб.+1380руб.=3956руб.)*1,0256=4057,27руб.)+((3956руб.+1531,80руб.= 5487,80руб.)*1,0190=5592,07руб.)+((5487,80р.+1531,80р.=7019,60р.)*1,0160=7131,91р.)+((7019,60р.+1531,80р.=8551,40р.)*1,0089=8627,51р.)+((8551,40р.+1531,80р.= 10083,20р.)*1,0081=10164,87р.)+((10083,20р.+1531,80р.=11615р.)*1,0089=11718,37р.)+
((11615р.+1531,80р.=13146,80р.)*1,0030=13186,24р.)+((13146,80+1531,80=14678,60)* 0,9988=14660,99)+((14678,60+1531,80=16210,40)*1,0093=16361,16)+((16210,40+1531,80=17742,20)*1,0070=17866,40)+((17742,20+1531,80=19274)*1,0055=19380)+((19274+ 1531,80=20805,80)*1,0087=20986,81)+((20805,80+1531,80=22337,60)*1,0330=23074,74)+((22237,60+1669,66=23907,26)*1,0257=24521,68)+((23907,26+1669,66=25576,92)*1,0015=25615,29)+((25576,92+1669,66=27246,58)*1,0010=27273,83)+((27246,58+1669,66= 28916,24)*1,0029=29000,10)+((28916,24+1669,66=30585,90)*1,0010=30616,49)+30585,90+1669,66=32255,56)*1,0096=32565,21)+((32255,56+1669,66=33925,22)*1,0030=34027)+((33925,22+1669,66=35594,88)*0,9967=35477,42)+((35594,88+1669,66=37264,54)*1,0025=37357,70)+((37264,54+1669,66=38934,20)*1,0040=39089,94)+((38934,20+1669,66= 40603,86)*1,0085=40948,99)+((40603,86+1669,66=42273,52)*1,0184=43051,35)+(( 42273,52+1803,23=44076,75)*1,0126=44632,12)+((44076,75+1803,23=45879,98)*1,0066=46182,79)+ ((45879,98+1803,23=47683,21)*1,0054=47940,70)+((47683,21+1803,27=49486,48)*1,0069=49827,94)+((49486,48+1803,27=51289,75)*1,0089=51756,23)+((51289,75+1803,27= 53093,02)*1,0070=53464,67)+((53093,02+1803,27=54896,29)*1,0046=55148,81)+ ((54896,29+1803,27=56699,56)*1,0066=57076,78)+((6699,56+1803,27=58502,83)*1,0195=59643,64)+((58502,83+1803,27=60306,10)*1,0139=61144,35)+((60306,10+1803,27= 62109,37)*1,0104=62755,30)+((62109,37+1803,27=63912,64)*1,0270=65638,28)+ ((63912,64+1992,57=65905,21)*1,0156=66933,33)+((65905,21+1992,57=67897,78)*1,0185=69153,89)+((67897,78+1992,57=69890,35)*1,0122=70743,01)+((69890,35+1992,57= 71882,92)*1,0136=72860,53)+((71882,92+1992,57=73875,49)*1,0105=74651,18)+((73875,49+1992,57=75868,06)*1,0060=76323,27)+((75868,06+1992,57=77860,63)*1,0023= 78039,71)+((77860,63+1992,57=79853,20)*1,0093=80595,83)+((79853,20+1992,57= 81945,77)*1,0074=82451,43)+((81845,77+1992,57=83838,34)*1,0103=84701,87)+ ((83838,34+1992,57=85830,91)*1,0060=86345,90)+((85830,91+1992,57=87823,48)*1,0280=90282,54)+((87823,48+2251,60=90075,08)*1,0140=91336,13)+((90075,08+2251,60= 92326,68)*1,0120=93434,60)+((92326,68+2251,60=94578,28)*1,0060=95145,75)+((94578,28+2251,60=96829,88)*1,0060=97410,86)+((96829,88+2251,60=99081,48)*1,0060=99675,97)+((99081,48+2251,60=101333,08)*1,0080=102143,74)+((101333,08+2251,60=103584,68)*0,998=103377,51)+((103584,68+2251,60=105836,28)*0,998=105624,61)+((105836,28+ 2251,60=108087,88)*0,999*1,0040*1,0060*1,0210=111352,49 рубля.
За вычетом ежемесячных выплат возмещения вреда эти убытки составляют:
(1211,67руб.-1196руб.=15,67руб.)+(2598,41-2576=22,41)+(4057,27-3956=101,27)+(5592,07-5487,80=104,27)+(7131,91-7019,60=112,31)+(8627,51-8551,40=76,11)+(10164,87-10083,20=81,67)+(11718,37-11615=103,37)+13186,24-13146,80=3944)+(14660,99-14678,60=0)+(16361,16-16210,40=150,76)+(17866,40-17742,20=124,20)+(19380-19274=106)+(20986,81-20805,80=181,01)+(23074,74-22337,60=737,74)+(24521,68-23907,26=614,42)+(25615,29-25576,92=38,37)+(27273,83-2726,58=27,25)+(29000,10-28916,24=83,86)+(30616,49-30585,90=30,59)+(32565,21-32255,56=309,65)+(34027-33925,22=101,78)+(35477,42-35594,88=0)+(37357,70-37264,54=93,16)+(39089,94-38934,20=155,74)+(40948,99-40603,86=345,13)+(43051,35-42273,52=777,83)+(44632,12-44076,75=555,37)+(46182,79-45879,98=302,81)+(47940,70-47683,21=257,49)+(49827,94-49486,48=341,46)+(51746,23-51289,75=456,48)+(53464,67-53093,02=371,65)+(55148,81-54896,29=252,52)+(57076,78-56699,56=377,22)+(59643-58502,83=114,81)+(61144,35-60306,10=838,25)+(62755,30-62109,37=645,93)+(65638,28-63912,64=1725,64)+(66933,33-65905,21=1028,12)+(69153,89-67897,78=1256,11)+(70743,01-69890,35=852,66)+(72860,53-71882,92=977,61)+(74651,18-73875,49=775,69)+(76323,27-75868,06=455,21)+(78039,71-77860,63=179,08)+(80595,83-79853,20=742,63)+(82451,43-81845,77=605,66)+(84701-83838,34=863,53)+(86345,90-85830,91=514,99)+(90282,54-87234,48=3048,06)+(91336,13-90075,08=1261,05)+(93434,60-92326,68=1107,92)+(95145,75-94578,28=567,47)+(97410,86-96829,88=580,98)+(99675,97-99081,48=594,49)+(102143,74-101333,08=810,66)+(10377,51-103584,68=0)+(105624,61-105836,28=0)+(111352,49-108087,88=3264,61)= 30264 рубля 17 копеек - размер убытков.
Требования истца о взыскании в его пользу возмещения вреда здоровью и убытков исходя из условного заработка истца во время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворению не подлежат, так как за истцом признано право получать возмещение вреда в твердых денежных суммах исходя из группы инвалидности.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
В соответствии с п. 2 Закона РФ от 15 мая 1991 года №12444 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних, дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности; военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно пп.1 п.З ст.З Федерального закона 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане, ставшие инвалидами от военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий ( государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости).
С учетом анализа указанных норм права, суд находит, что право на получение пенсии по инвалидности связано с установлением инвалидности. Из представленных материалов видно, что решением суда от 22.05.2009г. восстановлено нарушенное право истца на получение пенсии по инвалидности, установлена инвалидность в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. В связи с этим, с 04 октября 2004 года истец имел право на получение пенсии по инвалидности независимо от факта подачи им заявления в органы Пенсионного фонда РФ.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обязанность по назначению, перерасчете размера, выплате и организации доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением пенсий, предусмотренных п.1 ст.8 указанного Федерального закона, и случаев, предусмотренных в п.3 настоящего постановления) возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий. Следовательно, ГУ-УПФ в городе Сухом Логу обязано назначить истцу пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 04.10.2004 года.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика ГУ-УПФ о том, что реализация права на пенсию производится в заявительном порядке, то есть с даты обращения заявителя в территориальный орган пенсионного фонда и, поскольку истец в спорный период не обращался за назначением пенсии, то оснований у ответчика для выплаты пенсии не имелось.
Как следует из материалов дела истцу с 1994 года установлена третья группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, однако при освидетельствовании 04 октября 2004 года связь инвалидности с его участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была исключена. И только решением Сухоложского городского суда от 22 мая 2009 года действия ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» по установлению причины инвалидности в связи с общим заболеванием признаны незаконными, восстановлена прежняя причина инвалидности, связанная с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, выплата пенсии истцу не производилась помимо его воли и незаконно, а ранее состоявшегося решения суда, истец не имел возможности заявлять о своем праве.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Зарецкого Сергея Анатольевича удовлетворить частично.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу Зарецкого Сергея Анатольевича задолженность по возмещению вреда здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 127362 рубля 32 копейки и убытки в сумме 30264 рубля 17 копеек.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области назначить выплату Зарецкому Сергею Анатольевичу пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 04.10.2004 года.
В иске Зарецкого Сергея Анатольевича к Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району о взыскании суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью, задолженности по выплатам возмещения вреда и убытков исходя из заработной платы, полученной во время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сухоложский городской суд.
Мотивированное решение составлено 14.03.2010 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Сухоложского городского суда В.И. Глызин