Дело 2- 13 за 2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2010 года Сухоложский городской суд Свердловской области
В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.
При секретаре Бадалян А.С.
С участием помощника прокурора Петухова П.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог о признании публичных слушаний незаконными.
У С Т А Н О В И Л:
Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит признать публичные слушания, проведенные в форме массового обсуждения 17.09.2009г. в малом зале Администрации ГО Сухой Лог на основании постановления главы городского округа Сухой Лог от 24.07.2009г. № 961-ПГ «О проведении публичных слушаний по вопросу строительства объектов системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС» незаконными.
В обоснование иска указано, что Сухоложской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Тканич О.Н. о законности проведения публичных слушаний по вопросу строительства объектов системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС. В ходе проверки установлено, что постановлением главы городского округа от 24.07.2009г. № 961-ПГ назначены публичные слушания в форме массового обсуждения с участием населения и заинтересованных организаций по опросу строительства объектов в рамках реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий». В информации о предстоящих слушаниях, опубликованной в газете «Знамя Победы» от 28.07.2009г. приложением опубликован проект постановления главы городского округа «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа Сухой Лог». Публичные слушания состоялись 17.09.2009г. в 10:00ч. в малом зале Администрации ГО. Представителями Рефтинской ГРЭС в Администрацию городского округа не был представлен Проект «Реконструкции системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий» и не рассматривался на данных публичных слушаниях. По результатам публичных слушаний главой городского округа было вынесено постановление от 23.10.2009г № 1532-ПГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории городского округа Сухой Лог». Прокурор считает, что проведенные 17.09.2009г. публичные слушания являются незаконными, т.к. отсутствовал предмет массового обсуждения - Проект «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий», решение присутствующих на публичных слушаниях лиц также является незаконным. Проведение публичных слушаний с нарушением законодательства нарушает права неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Петухов П.В. настаивает на удовлетворении иска, пояснив, что были нарушены администрацией городского округа при проведении публичных слушаний Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе». Отсутствовал Проект, обсуждения были проведены без предметно.
Представитель ответчика ФИО4 с иском не согласен, показав, что согласно Положения «О публичных слушаниях на территории ГО Сухой Лог» публичные слушания - это обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием жителей городского округа. Согласно п. 22 Положения по итогам публичных слушаний могут быть приняты решения, резолюции, иные документы, носящие рекомендательный характер. Прокурор, оспаривая публичные слушания, оспаривает результаты, носящие рекомендательный характер. Глава городского округа вправе прислушаться к рекомендациям и в праве отклонить их, правовых последствий рекомендации не несут. Прокурор ограничивает права граждан. Неправомерной является ссылка прокурора на закон «Об экологической экспертизе», публичные слушания - это исходный этап, экологическая экспертиза проводится позже, куда представляются документы по публичным слушаниям. Рекомендации по подавлению пылеобразования на золоотвале № 2 Рефтинской ГРЭС находились в отделе архитектуры, со всеми документами, представленными для публичных слушаний, граждане могли ознакомиться в этом отделе.
Представитель третьего лица ОАО «1» Попова С.А. с иском прокурора не согласна, показав, что публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями законодательства: статей 32, 33 Закона Об охране окружающей среды, ст. 19 Закона Об экологической экспертизе, Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии от 16.05.2000г. № 372. ОАО «1» в лице филиала «Рефтинская ГРЭС» письменно обратилось в городской округ Сухой Лог о необходимости проведения общественных слушаний по намечаемой хозяйственной деятельности «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологических приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий». 17.09.2009г. состоялось общественное обсуждение по намечаемой хозяйственной деятельности. В течение всего срока проведения общественных (публичных) слушаний письменных замечаний и предложений по предварительным материалам намечаемой хозяйственной деятельности и порядке проведения от заинтересованных лиц в администрацию ГО не поступало. По результатам публичных слушаний был составлен протокол, в котором присутствующие на общественных обсуждениях лица единогласно признали возможность реализации предлагаемой реконструкции после проведения комплексной экспертизы проекта в ФГУ «Главгосэкспертиза» и рекомендовали главе городского округа утвердить схему расположения земельного участка дл дальнейшей разработки проекта. Довод заявителя об отсутствии предмета массового обсуждения на публичных слушаниях - Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий» не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку предметом общественного обсуждения была намечаемая хозяйственная деятельность, включая рассмотрение материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (ОВОС). Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ устанавливает поэтапность проведения «ОВОС».
Суд, заслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований Сухоложского городского прокурора к Администрации ГО Сухой Лог.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством области охраны окружающей среды, целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу п.1 ст. 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся: принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы; организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Согласно п.2 ст. 19 указанного Федерального закона при подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2.2, 2.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приложение к Приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000г. № 372), материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, предоставляемой на экспертизу.
Одним из основных принципов оценки воздействия на окружающую среду является обеспечение участия общественности, информирование общественности о намечаемой хозяйственной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, которая осуществляется заказчиком на всех этапах процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Судом было установлено, что ОАО «1» в лице филиала «Рефтинская ГРЭС» 4.06.2009г. обратилась к главе городского округа Сухой Лог с предложением осуществить проведение публичных слушаний по вопросу строительства объектов в рамках реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС» и предоставило ситуационный план Рефтинской ГРЭС с объектами СЗШУ, основные технические решения, пояснительную записку, Оценку воздействия на окружающую среду. Проект раздела ТЭО л.д.25)
Главой городского округа Сухой Лог был вынесено 24.07.2009г. постановление № 961- ПГ о проведении публичных слушаний в форме массового обсуждения с участием населения и заинтересованных организаций по вопросу строительства объектов в рамках реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технически надежных и экономически целесообразных технологий» 17.09.2009г. в малом зале Администрации городского округа Сухой Лог в целях изучения мнения населения городского округа о реализации проекта л.д.10).
Данное постановление было опубликовано в газете «Знамя Победы» от 28.07.2009г. также были опубликованы: приложение к вышеуказанному постановлению главы ГО Проект «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа Сухой Лог», информация о проведении публичных слушаний в форме массового обсуждения по реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС…», в которой указаны цель проводимых работ, заказчик, место ознакомления с документами строительства и реализации проекта системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС л.д. 12, 13, 18).
Согласно протокола публичных слушаний по вопросу строительства объекта в рамках реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий» данные слушания состоялись 17.09.2009г., было принято решение: одобрить предлагаемую реконструкцию системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий; проект «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС…» направить в ФГУ «Главгосэкспертиза Российской Федерации» для проведения экспертизы; рекомендовать главе городского округа Сухой Лог утвердить схему расположения земельного участка для разработки проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС» в порядке, установленном законодательством л.д.14-16).
Свидетель ФИО8, заместитель директора по капитальному строительству ОАО «1» показал, что общественные слушания были инициированы в связи с намечаемой реконструкцией, которая в законодательстве называется предполагаемой хозяйственной деятельностью, это проект золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС. На экологическую экспертизу должен быть представлен готовый проект. Одной из составляющих Проекта является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Цель публичных слушаний - выявить предложения от общественности, которые являются необязательными, а носят рекомендательный характер. Заказчик проекта должен предложения рассмотреть и решить: внести эти предложения в проект или обоснованно отказать. Все мнения с проектом ОВОС предоставляются на экспертизу. Сам проект ОВОС на момент проведения общественных слушаний должен носить предварительный характер. На публичные слушания не может быть предоставлен готовый проект, так как он составляется после проведения публичных слушаний. После опубликования в газете информации о проведении публичных слушаний вся общественность могла ознакомиться с документами, которые были предоставлены в Администрацию ГО Сухой Лог, а также непосредственно ознакомиться с документами на Рефтинской ГРЭС и получить консультации от специалистов. Обращений от граждан в Администрацию ГО Сухой Лог и в ГРЭС по вопросу реконструкции объектов системы золошлакоудаления не поступало. В ходе публичных слушаний директором Сухоложского лесничества было внесено предложение по реконструкции, оно будет в Проекте. После окончания общественных слушаний от граждан и общественных организаций замечания и предложения принимаются еще в течение 30 дней. В пос. Рефтинский 12.01.2010г. прошли публичные слушания по тому же вопросу, поступили еще предложения по реконструкции системы золошлакоудаления.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что со стороны Администрации ГО Сухой Лог не было допущено нарушений законодательства об охране окружающей среды, об экологической экспертизе.
Публичные слушания по вопросу строительства объекта в рамках реализации Проекта «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС с использованием экологически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий» были проведены в соответствии с Положением о публичных слушаниях на территории городского округа Сухой Лог, утвержденного Решением городской Думы от 27.10.2005г. № 106-РГД, согласно п. 22 которого по итогам публичных слушаний могут быть приняты решения, резолюции, иные документы, носящие рекомендательный характер л.д. 34-41), также в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, вышеуказанными нормами Федеральных законов «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды».
Довод истца о том, что публичные слушания являются незаконными, т.к. отсутствовал предмет массового обсуждения - Проект «Реконструкция системы золошлакоудаления Рефтинской ГРЭС»…» является несостоятельным.
Предметом слушаний, проведенных в городском округе Сухой Лог 17.09.2009г., являлась намечаемая хозяйственная деятельность по реконструкции системы золошлакоудаления с использованием экономически приемлемых, технологически надежных и экономически целесообразных технологий, рассмотрение материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности. Ознакомление граждан и общественных организаций в ходе таких публичных слушаний производится с предварительным вариантом материалов по ОВОС для выявления замечаний и предложений. Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений, поступивших от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения, затем утверждается заказчиком, передается для подготовки самого Проекта и в его составе предоставляется на государственную экологическую экспертизу.
Суд считает, что права неопределенного круга лиц, в чьих интересах прокурор обратился в суд с иском в Администрации ГО Сухой Лог не были нарушены проведенными 17.09.2009г. в здании Администрации публичными слушаниями, поэтому в иске Сухоложскому городскому прокурору надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Сухоложскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог о признании публичных слушаний незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2010 года
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: