копия
гр. дело № 2-295/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2010 года г. Сухой Лог
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вяцкова Д.Г.,
при секретаре Охотниковой Т.П.,
с участием помощника Сухоложского городского прокурора Сапожникова В.А.,
представителя ответчика Батакова В.А. (по доверенности от 11 января 2010 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сети» о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере,
установил:
31 марта 2010 года Сухоложский городской прокурор обратился в Сухоложский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сети» (далее по тексту МУП «Сети», предприятие) о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиком не выполняется установленная Постановлением Правительства Свердловской области «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» от 31 марта 2005 г. № 246-ПП квота для приема на работу инвалидов.
07 мая 2010 года судом приняты увеличенные требования прокурора - на основании тех же фактических данных прокурор просит возложить на ответчика обязанность создать рабочие места в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия.
В письменном отзыве л.д. 21) ответчик исковые требования не признал и указал, что предприятию установлена квота 7 человек, работают в счет квоты 4 человека, предприятие регулярно направляет в Сухоложский центр занятости информацию о наличии вакансий для инвалидов.
Прокурор Сапожников В.А. поддержал заявленные требования в судебном заседании, указал, что имеется бездействие ответчика, поскольку достаточных мест для трудоустройства не выделено. В течение длительного времени ответчик не выполняет квоту в полном объеме, поэтому есть необходимость судебной защиты.
Представитель ответчика Батаков В.А. исковые требования не признал и пояснил, что предприятие не бездействовало - квота предприятием рассчитана, ежемесячно направляется информация о ее выполнении и наличии вакансий. В настоящее время имеется только одна вакансия - автоэлектрика, Центр занятости направил инвалида для трудоустройства, но тот не прошел по состоянию здоровья медицинскую комиссию. Расходы на оплату труда жестко ограничиваются администрацией города, собираемая за коммунальные услуги плата не покрывает расходов на их предоставление. В течение 2010 года с предприятия уволились 10 человек, в основном с рабочих мест с тяжелыми или вредными условиями труда.
Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2).
В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, установлена квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Как следует из справки ГУЗН Свердловской области «Сухоложский центр занятости» за 12 месяцев 2009 года квота для ответчика составляет 7 штатных единиц, заняты инвалидами только 3 л.д. 8 об.). Из информаций в адрес Центра занятости л.д. 25, 26, 35) следует, с февраля по апрель 2010 года на предприятии трудоустроено в счет квоты 4 инвалида, не выполнена квота в размере 3 человека, имеется 1 вакансия в счет квоты.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из справки Центра занятости видно, что требование законодательства о выделении квоты в течение 2009 года не выполнялось. Из информаций предприятия в Центр занятости следует, что даже в том случае, если имеющаяся вакансия будет заполнена, требования закона в полном объеме выполнены не будут. Как следует из пояснений представителя ответчика Батакова В.А. в 2010 году с предприятия уволились 10 человек, при этом предприятием меры для приема на работу на какое-то из этих мест инвалида не приняты. Полномочие по утверждению структуры и штата предприятия в соответствии с пунктом 5.3 Устава ответчика л.д. 29 об.) отнесено к компетенции директора предприятия.
При таких обстоятельствах имеется незаконное бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку представитель ответчика Батаков В.А. пояснил, что вакансия на предприятии только одна и она, как следует из информаций в Центр занятости, уже выделена для трудоустройства инвалида в счет квоты, вместе с четырьмя другими штатными единицами, уже занятыми инвалидами, требование о выделении рабочих мест в счет квоты подлежит отклонению. Присуждению к исполнению подлежит обязанность создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно трем процентам от среднесписочной численности штата предприятия на момент исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сети» о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Сети», выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сети» создать рабочие места в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно трем процентам от среднесписочной численности штата предприятия на момент исполнения решения суда.
В удовлетворении требования прокурора выделить квоты - отказать.
Решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сухоложский городской суд
Председательствующий судья: подпись
копия верна:
Судья Сухоложского городского суда Д.Г. Вяцков