копия
гр. дело № 2-292/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2010 года г. Сухой Лог
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вяцкова Д.Г.,
при секретаре Охотниковой Т.П.,
с участием
помощника Сухоложского городского прокурора Сапожникова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс «C» о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере,
установил:
31 марта 2010 года Сухоложский городской прокурор обратился в Сухоложский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс «C» (далее по тексту ООО «ОСК «C», общество) о возложении обязанности выделить квоты для трудоустройства инвалидов в установленном размере.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиком не выполняется установленная Постановлением Правительства Свердловской области «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» от 31 марта 2005 г. № 246-ПП квота для приема на работу инвалидов.
11 мая 2010 года судом приняты увеличенные требования прокурора - на основании тех же фактических данных прокурор просит возложить на ответчика обязанность создать рабочие места в количестве не менее 2% от среднесписочной численности штата общества.
В письменном отзыве л.д. 21-22) ответчик исковые требования не признал и указал, что с учетом численности штата общества в 177 человек квота для трудоустройства инвалидов составляет 3 человека, работают в счет квоты 2, принимая во внимание специфику деятельности общества, подходящих вакансий для трудоустройства нет.
Прокурор Сапожников В.А. поддержал заявленные требования в судебном заседании, указал, что имеется бездействие ответчика, поскольку достаточных мест для трудоустройства не выделено, а при их отсутствии - не создано. В течение длительного времени ответчик не выполняет квоту в полном объеме, поэтому есть необходимость судебной защиты.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, в ходе предварительного судебного заседания исковые требования не признавал. На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2).
В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Как следует из материалов дела, среднесписочная численность работников общества составляла в январе 2010 года 172 человека по данным службы занятости л.д.9), 173 человека по данным общества л.д.14).
Согласно справки ГУЗН Свердловской области «Сухоложский центр занятости» за 12 месяцев 2009 года квота для ответчика составляла 5 штатных единиц (при численности штата в 178 человек), были заняты инвалидами только 2 л.д. 8 об.). Исходя из письменного объяснения представителя общества от 17.02.2010 года, на указанную дату в обществе трудился только 1 инвалид л.д.12).
В письменном отзыве ответчик признал трудовую занятость только лишь 2 инвалидов, при размере квоты 3.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из справки Центра занятости видно, что требование законодательства о выделении квоты в течение 2009 года не выполнялось. Из иных материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что в 2010 году требование о выделении квоты также не выполнялось, даже с учетом перерасчета размера квоты в связи с иной численностью штата.
При таких обстоятельствах имеется незаконное бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку из письменного отзыва общества следует, что вакансий в обществе для трудоустройства инвалидов нет, присуждению к исполнению подлежит обязанность создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно двум процентам от среднесписочной численности штата учреждения на момент исполнения решения суда. Требование о выделении рабочих мест в счет квоты исполнено быть не может, поэтому на основании статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в силу принципа необходимой исполнимости судебного решения подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс «C» о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс «C», выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс «C» создать рабочие места в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно двум процентам от среднесписочной численности штата учреждения на момент исполнения решения суда.
Мотивированное решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате 07 июня 2010 года и с этого дня в течение 10 дней может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Председательствующий судья: подпись
копия верна:
Судья Сухоложского городского суда Д.Г. Вяцков