Дело 2- 237 за 2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2010 года Сухоложский городской суд Свердловской области
В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.
При секретаре Бадалян А.С.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Седлова Нестера Васильевича к Жилищно-строительному кооперативу «Комплекс», Обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «-», Правительству Свердловской области о признании инвестиционного договора притворной сделкой, признании инвестиционного договора договором о долевом строительстве жилого многоквартирного дома с определением доли члена ЖСК.
У С Т А Н О В И Л:
Седлов Н.В. обратился в суд с иском к ЖСК «Комплекс», ООО «Торгово-строительная компания «-», в котором просил признать право собственности Седлова Н.В. на долю в праве собственности ООО «ТСК «-» на объект, незавершенный строительством: многоквартирный жилой дом по Адрес в виде 1-нокомнатного жилого помещения, строительный Номер, приведенной площадью 46,59 кв.м, расположенный на 5-м этаже 5-ти этажной секции НомерБ (номер строительный), эквивалентную инвестированной Седловым Н.В. сумме в размере 1115719 руб.; признать объект, незавершенный строительством: многоквартирный жилой дом по Адрес обремененным правом требования Седлова Н.В. о передаче в его собственность 1-но комнатного жилого помещения, строительный Номер приведенной площадью 46,59 кв.м, расположенного на 5-м этаже 5-тиэтажной секции НомерБ (номер строительный).
В последующем Седлов Н.В. изменил свои требования, заявив их к ЖСК «Комплекс», ООО «ТСК «-», Правительству Свердловской области, он просит признать притворной сделкой инвестиционный договор Номер, заключенный 10.03.2006 между ЖСК «Комплекс» и ООО «ТСК «-», признать заключенный инвестиционный договор Номер договором о долевом строительстве жилого многоквартирного дома (секция НомерА) по Адрес с определением доли Седлова Н.В. в виде однокомнатного незаконченного строительством жилого помещения, строительный номер 16 приведенной площадью 46,59 кв.м, расположенного на пятом этаже пятиэтажной секции НомерБ по Адрес Адрес.
В обоснование новых исковых требований Седлов Н.В. приводит ссылки на ст. 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и указывает, что на момент заключения инвестиционного договора Номер п.2 ст. 1 Закона № 214-ФЗ действовал в редакции, не допускавшей участие ЖСК в долевом строительстве, данное право возникло только в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 № 111-ФЗ. Таким образом, ответчики в лице ЖСК и ООО «ТСК «-», заключая инвестиционный договор Номер заведомо знали, что он противоречит требованиям закона № 214-ФЗ об обязанности Застройщика заключать только договор долевого участия в строительстве. Следовательно, следует считать, что ЖСК является участником долевого строительства и соответственно признать, что заключенный 10.03.2006 ЖСК и ООО «ТСК «-» является договором долевого участия в строительстве.
Представитель истца Седлов А.А., Поддубный С.А. настаивают на удовлетворении иска Седлова Н.В., пояснив, что Седлов Н.В, житель Адрес, когда началось строительство дома на Адрес, решил переехать в Адрес к родственникам. Седлов Н.В. 17.04.2007 он заключил договор с ЖСК о порядке выплаты паевого взноса, в 2007 году полностью внес сумму паевых взносов по этому договору. Ответчики ЖСК и ООО «ТСК «-» в настоящее время находятся в стадии банкротства. Седлов Н.В. является заинтересованным лицом и согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе заявлять требования об оспаривании договора. Представитель Поддубный С.А. считает, что когда заключался инвестиционный договор в этот период уже действовал Федеральный закон № 214-ФЗ от 30.12.2004. Должен был быть заключен договор участия в долевом строительстве. ЖСК были включены в п.2 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ Федеральным законом от 18.07.2006. Изменение законодательства и появление Седлова Н.В. обязывало ЖСК «Комплекс» и ООО ТСК «-» иметь в виду, что имеет место не инвестиционный договор, а договор долевого строительства. Инвестиционный договор является притворной сделкой, представитель истца основывает это на толковании Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004. Данный закон не распространяется на отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству объектов недвижимости, в том числе многоквартирных домов и не основанные на договоре участия в долевом строительстве.
Представители ответчиков ЖСК «Комплекс», ООО «ТСК «-», Правительства Свердловской области в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом л.д.222-224), возражений на заявленные требования суду не представили, не сообщили суду об уважительных причинах неявки, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд на основании ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков по представленным доказательствам.
Представители третьих лиц Администрации ГО Сухой Лог, Министерства финансов Свердловской области, филиала ОАО АК Банк 1, УФРС по Свердловской области в суд не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, от представителей Администрации ГО Сухой Лог, УФРС по Свердловской области поступили в суд отзывы на заявленные требования л.д.172, 173), в которых представители просят рассмотреть дело без их участия.
Суд на основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав представителей истца, изучив материалы дела, гражданское дело Номер, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Кроме предусмотренного частью 1 настоящей статьи случая привлечение денежных средств граждан физическим или юридическим лицом с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина может возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, допускается в случаях, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации о жилищных накопительных кооперативах.
Из инвестиционного договора Номер, заключенного 10.03.2006 между ЖСК «Комплекс» и ООО ТСК «-», следует, что инвестор ЖСК «Комплекс» принял на себя обязательство направить денежные средства, получаемые им от членов кооператива на строительство многоквартирного жилого дома по Адрес в размере и на условиях Договора, а заказчик ООО ТСК «-» обязался в интересах Инвестора организовать выполнение и согласование проектной документации, возведение объекта: многоквартирного жилого дома по Адрес в соответствии с проектной документацией, ввод объекта в эксплуатацию и передачу после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию в собственность Инвестора жилых и нежилых помещений в количестве, соответствующем финансированию Инвестора. Обязательства Заказчика перед Инвестором считаются исполненными после выдачи разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, передачи Инвестору жилых и нежилых помещений со всей сопутствующей документацией по акту приема-передачи и государственной регистрации права собственности Инвестора на жилые и нежилые помещения в указанном объекте (пп. 2.1, 2.3).
Разрешение на строительство жилого дома по Адрес было получено ООО «ТСК «-» 27.10.2006г. л.д.29).
Как видно из материалов дела: Седлов Н.В. 17.04.2007 обратился в ЖСК «Комплекс» с заявлением о принятии в члены ЖСК для осуществления дальнейшего строительства и приобретения жилого помещения, состоящего из одной комнаты общей площадью 44,98 кв.м по Адрес л.д.20). Общим собранием членов ЖСК 17.04.2007 было принято решение о приеме в члены кооператива Седлова Н.В. л.д.22).
Между Седловым Н.В. и ЖСК «Комплекс» также 17.04.2007 был заключен договор Номер о порядке выплаты паевого взноса, 27.01.2009 дополнительное соглашение к договору Номер, на основании которых ЖСК обязалась по окончании строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома (секция НомерБ) по Адрес при условии выплаты членом ЖСК паевого взноса в полном объеме, передать Седлову Н.В. однокомнатное жилое помещение строительный номер Номер приведенной площадью 46,59 кв.м, расположенное на 5-м этаже 5-тиэтажной секции 1Б. Седлов Н.В. взял на себя обязательства своевременно и в сроки, указанные в Графике выплаты паевого взноса производить выплату паевого взноса, членских взносов в размере и порядке, определенном «Положением о порядке оплаты членом Кооператива паевых и иных платежей и предоставления им недвижимого имущества» л.д.13, 24).
Свидетель ФИО6 показал, что ЖСК «Комплекс» был создан для привлечения средств, направляемых на строительство дома по Адрес. Седлов Н.В. был принят в члены ЖСК, он оплатил паевой взнос полностью, деньги были перечислены на счет ООО «ТСК «-» в Банк 2. Договор участия в долевом строительстве не был заключен, потому что по условиям договора, заключенного со Банк 1, реализовать можно было только 10% площади этого дома и не допускалось долевое участие. У ЖСК был только заключен с ООО «ТСК «-» инвестиционный договор.
Из показаний свидетеля ФИО7, который был председателем правления ЖСК «Комплекс, следует, что ЖСК образовалось для строительства жилого многоквартирного дома по Адрес Адрес в связи с необходимостью привлечения денежных средств. Форма организации - ЖСК была не только проще, а позволяла на законных основаниях привлекать денежные средства. На момент заключения инвестиционного договора не была готова проектная документация, земля не была оформлена. Для оформления договора участия в долевом строительстве не было необходимых документов. Закон об участии в долевом строительстве только был принят, было много непонятного, юристы консультировались в Министерстве строительства. В 2007 году не заключили с ООО ТСК «-» договор об участии в долевом строительстве, т.к. в это время уже входили в программу «Доступное жилье», основным кредитором был Банк 1, который поставил условие остаться в форме ЖСК, долевое участие запрещалось, было ограничено количество членов ЖСК до 10%. Средства членов ЖСК поступали на расчетный счет в ООО ТСК «-» и использовались по целевому назначению. Седлов Н.В. внес деньги, они ушли на строительство дома по Адрес. При заключении инвестиционного договора не преследовалась цель прикрыть другой договор. Инвестиционный договор был заключен для привлечения средств на строительство дома. Была одна цель: привлечь деньги, построить дом.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, пришел к выводу, что не подлежат удовлетворению исковые требования Седлова Н.В. к ЖСК «Комплекс», ООО «ТСК «-», Правительству Свердловской области о признании притворной сделкой инвестиционного договора Номер заключенного 10.03.2006г., признании заключенного инвестиционного договора Номер договором о долевом строительстве жилого многоквартирного дома по Адрес с определением доли Седлова Н.В. в виде однокомнатного незаконченного строительством жилого помещения, строительный номер 16 приведенной площадью 46,59 кв.м, расположенного на 5-м этаже пятиэтажной секции НомерБ многоквартирного дома по указанному адресу.
Инвестиционный договор Номер от 10.03.2006 был заключен в период действия первой редакции ч.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, не допускавшей привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов жилищно-строительными кооперативами.
Федеральным законом от 18.07.2006 № 111-ФЗ были внесены изменения в часть 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, согласно которым привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов юридическим лицом с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, допускается в случаях, если денежные средства граждан привлекаются путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а также жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Как установлено судом, на март 2006 года не было у ООО «ТСК «-» права на земельный участок, договор аренды был заключен только 22.09.2006 на основании постановления главы ГО Сухой Лог № 1160-ПГ от 15.09.2006 л.д. 42-46, 69-71), не было разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по Адрес
По смыслу инвестиционного договора одна сторона (инвестор) берет на себя обязательства передать инвестиции, а другая сторона (заказчик), за соответствующее вознаграждение обязуется осуществить их вложение на основе инвестиционного проекта с целью строительства объекта недвижимости и последующей передачи его в собственность инвестору в срок, установленный договором.
Договор участия в долевом строительстве, как следует из ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, это договор, по которому одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Предметом договора участия в долевом строительстве является индивидуально определенный объект (например жилое помещение), которое входит в состав другого объекта недвижимости ( многоквартирный дом). У инвестиционного договора иной - сложный предмет, включающий в себя действия заказчика и вещь, которая должна быть передана инвестору в результате действий заказчика.
После заключения инвестиционного договора создаются предпосылки для заключения в дальнейшем других договоров, в том числе и договора участия в долевом строительстве.
На момент заключения оспариваемого инвестиционного договора Седлов Н.В. не являлся членом ЖСК «Комплекс».
Таким образом, на основании изложенного судом не установлено, что стороны инвестиционного договора совершили притворную сделку с целью прикрыть другую сделку - договор участия в долевом строительстве. Доказательств, подтверждающих притворность заключенного между ЖСК «Комплекс» и ООО ТСК «-» договора, истцом Седловым Н.В. и его представителями не представлено.
Поэтому в удовлетворении иска Седлову Н.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Седлову Нестеру Васильевичу к Жилищно-строительному кооперативу «Комплекс», Обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания «-», Правительству Свердловской области о признании инвестиционного договора притворной сделкой, признании инвестиционного договора договором о долевом строительстве жилого многоквартирного дома с определением доли члена ЖСК отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2010 года.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: