копия
Гр. дело №2-690/2010 год
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2010 года г. Сухой Лог
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Строкина С.В.,
при секретаре Рыжковой И.В.,
с участием помощника Сухоложского городского прокурора Богдашовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухоложского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Сухой Лог о ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Сухоложский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа Сухой Лог, просит обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной справа от дороги, в 600 м. от железнодорожного переезда при движении из Адрес в направлении Адрес и свалки, расположенной на территории Адрес района в конце Адрес, в 550 м. от Адрес, и очистить земельные участки в указанных местах от твердых бытовых отходов.
Также прокурор просит обязать администрацию округа организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов от жилых домов, расположенных в Адрес района Свердловской области.
В обоснование иска указано, что Сухоложской городской прокуратурой проведена проверка исполнения экологического законодательства при размещении бытовых отходов на территории городского округа Сухой Лог.
В ходе проверки, на территории сельских поселений городского округа, обнаружены свалки твердых бытовых отходов, о ликвидации которых, со ссылкой на различные отрасли федерального и местного законодательства, просит истец.
В судебном заседании прокурор Богдашова П.В. поддержала заявленные требования.
Ответчик Администрация городского округа Сухой Лог в судебное слушание не явился, о времени и месте разбирательства дела был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела без своего участия не ходатайствовал.
Представители третьих лиц по иску: муниципального учреждения «Управление муниципального заказчика» ФИО4, муниципального унитарного предприятия «C» ФИО3 суду пояснили, что в бюджет городского округа средства на ликвидацию свалок не заложены. Вывоз мусора из Адрес района не организован, для его организации необходимо заключение договоров с жителями сельских поселений, желания заключать которые граждане не проявляют.
Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167, ч. 1 ст. 233 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, с учетом согласия прокурора и отсутствия возражений представителей третьих лиц, определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика, по представленным доказательствам.
Заслушав участников разбирательства, изучив в порядке заочного производства материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком и третьими лицами, что на территории городского округа Сухой Лог, в лесных массивах села Адрес и села Адрес, имеются два места складирования (размещения) отходов. Представленными актами прокурорской проверки зафиксировано их обнаружение и размеры, в актах детализирован состав отходов - полиэтиленовые пакеты, бумага, стекло, бутылки, ветки, строительный мусор л.д.7-8).
Суд считает, что изложенный состав обнаруженных предметов полностью подпадает под определение, закрепленное в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", где отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В рассматриваемом исковом заявлении прокурор ходатайствует о возложении на администрацию городского округа обязательства по ликвидации указанных свалок, носящих, по мнению прокурора, характер нелегальных, то есть не санкционированных органами государственной власти либо органами местного самоуправления.
Суд полагает обоснованной позицию прокурора о нелегальности свалок, так как места их обнаружения не входят в перечень мест для размещения отходов производства и потребления на территории городского округа Сухой Лог, определенный постановлением главы городского округа Сухой Лог №527-ПГ от 21.04.2008 года, при этом, как следует из письменного сообщения МУП «C» от 28.08.2010 года, на территории села Светлое не организовано размещение твердых бытовых отходов, то есть не оборудованы специальные площадки для временного хранения отходов потребления л.д.11).
Обсуждая вопрос о том, является ли администрация городского округа носителем обязанностей, о возложении которых просит прокурор, суд учитывает, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Правовую основу обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду образует Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
Указанный федеральный закон закрепляет требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.
Как следует из статьи 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, кроме того, на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким законодательством является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 24 части 1 статьи 16 которого, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Применимо к ответчику изложенное законоположение продублировано в п. 12 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Сухой Лог, утвержденного Решением городской Думы №84 РГД от 10.06.2005 года, кроме того, пунктом 47 статьи 31 Устава организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов прямо отнесена к полномочиям администрации городского округа.
Дополнительно к Уставу городского округа, решением Думы городского округа Сухой Лог от 30.06.2009 N 172-РД "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории городского округа Сухой Лог", ответственным за организацию работы по обращению с бытовыми отходами на территории городского округа Сухой Лог является заместитель главы администрации городского округа, курирующий вопросы ЖКХ (пункт 3.9.4 Правил).
Также суд считает необходимым отметить тот факт, что обязанность по ликвидации свалок возлагается на администрацию городского округа и с точки зрения земельного законодательства.
В частности, исходя из данных, предоставленных Сухоложским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата», захламленные отходами земельные участки являются государственной собственностью, право собственности на них не разграничено.
Соответственно, в силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, занятыми свалками, осуществляется органом местного самоуправления городского округа Сухой Лог.
По смыслу действующего законодательства, указанному праву распоряжения корреспондируется обязанность землепользователя по содержанию земельных участков, их защите от незаконного захламления отходами производства и потребления (статья 13 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что запрет на сброс отходов производства и потребления на почву, установленный частью 2 статьи 51 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", на территории городского округа Сухой Лог нарушен, надлежащий земельный контроль не обеспечивается, соответственно требуется понуждение администрации городского округа к действиям, пресекающим нарушение конституционного права граждан на безопасную (благоприятную) окружающую среду, в сроки, отвечающие обстоятельствам дела и требованиям разумности и справедливости.
При установлении конкретных сроков суд принимает во внимание фактические пространственные размеры свалок (с. Адрес - 600 кв. м., Адрес - 60 кв. м.), климатический период, имеющий место на момент вынесения и последующего исполнения настоящего решения (осень-зима), а также необходимость предоставления органу местного самоуправления разумного срока для принятия мер экологической безопасности - как организации непосредственно самой ликвидации свалок, так и управленческое обеспечение возможности бюджетных ассигнований на организацию сбора, утилизации и вывоза отходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить иск Сухоложского городского прокурора.
Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог:
1) в срок до 30.11.2010 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной справа от дороги, в 600 м. от железнодорожного переезда при движении из Адрес в направлении Адрес района;
2) в срок до 30.06.2011 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на территории в Адрес района в конце Адрес, в 550 м. от Адрес;
3) очистить в указанные сроки земельные участки в указанных местах от твердых бытовых отходов;
4) в срок до 31.12.2010 года организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов от жилых домов, расположенных в Адрес района Адрес.
Ответчик Администрация городского округа Сухой Лог вправе подать в Сухоложский городской суд заявление об отмене заочного решения в течении 7 дней с момента вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней.
Решение в окончательном виде изготовлено 06 октября 2010 года.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Сухоложского городского суда С.В. Строкин