Копия
Гр. дело №2-656/2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 12 октября 2010 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Глызина В.И.,
при секретаре Мельниковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глуховой Ольги Анатольевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области (далее ГУ-УПФ в г. Сухом Логу) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Глухова Ольга Анатольевна, Дата года рождения, обратилась в ГУ-УПФ в городе Сухом Логу 21.07.2010г. с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 п.1 п/п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001г..
Решением ГУ-УПФ в г. Сухом Логу от 13.08.2010г. Номер Глуховой О.А. отказано в назначении такой пенсии в виду отсутствия требуемого стажа.
В обоснование решения указано, что стаж на соответствующих видах работ Глуховой О.А. составляет 12 лет 6 месяцев 27 дней.
Страховой стаж Глуховой О.А. составляет 27 лет 04 месяца 28 дней.
Согласно ст.27 п.1 пп.19 Закона РФ от 17.12.2001г трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от возраста.
Периоды, засчитываемые в стаж Глуховой О.А. на соответствующих видах работ:
с 15.08.1981г. по 09.08.1984г. - учитель начальных классов восьмилетней школы Номер; с 14.07.1998г. по 08.08.2001г. - воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида Номер»; с 24.06.2003г. по 31.12.2009г. - воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида Номер».
Периоды работы, не засчитываемые в специальный трудовой стаж Глуховой О.А., дающий право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 п.1 пп.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 ФЗ от 17.12.2001г.:
в должности воспитателя в детском комбинате АООТ«Завод» с 09.О8.1984г. по 02.07.1992г. (07 лет 10 месяцев 24 дня), с 01.08.1992г. по 09.12.1992г. (04 месяца 09 дней), с 17.12.1992г. по 14.09.1993г. (08 месяцев 28 дней), с 30.12.1994г. по 31.12.1994г.(1 день), с 02.09.1995г. по 18.12.1996г.(01 год 03 месяца 17 дней); в Дошкольном образовательном учреждении Номер (ДОУ) с 19.12.1996г. по 13.07.1998 (01 год 06 месяцев 25 дней) не засчитаны в специальный трудовой стаж, т.к. Списком, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 в разделе «Наименование учреждений» детский комбинат и дошкольное образовательное учреждение не поименованы.
Также указано, что период работы с 01.01.2010г. по 21.07.2010г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад комбинированного вида Номер» может быть учтен в стаж на соответствующих видах работ после факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Глухова О.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ в г. Сухом Логу о включении периодов работы в должности воспитателя в детском комбинате АООТ«Завод» с 09.О8.1984г. по 02.07.1992г. (07 лет 10 месяцев 24 дня), с 01.08.1992г. по 09.12.1992г. (04 месяца 09 дней), с 17.12.1992г. по 14.09.1993г. (08 месяцев 28 дней), с 30.12.1994г. по 31.12.1994г.(1 день), с 02.09.1995г. по 18.12.1996г.(01 год 03 месяца 17 дней); в Дошкольном образовательном учреждении Номер (ДОУ) с 19.12.1996г. по 13.07.1998 (01 год 06 месяцев 25 дней) в специальный трудовой стаж. Считает, что решение ответчика незаконно, так как на протяжении всей трудовой деятельности она осуществляла воспитательную функцию в учреждениях для детей.
Просит обязать ответчика включить периоды работы в вышеперечисленных образовательных учреждениях в должности воспитателя в специальный трудовой стаж и обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В последующем 29.09.2010 Глухова О.А. дополнила свои требования и просила включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.01.2010г. по 21.07.2010г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад комбинированного вида Номер» л.д.33).
Ответчик государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области (далее - Управление) в письменном объяснении не признало исковых требований Глуховой Ольги Анатольевны. По существу заявленных истцом требований о включении в стаж периодов трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающих право на трудовую пенсию по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173 указало следующее.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
При рассмотрении документов Управлением были приняты к зачету периоды работы для назначения досрочной пенсии - 12 лет 6 месяца 27 дней:
с 15.08.1981г. по 09.08.1984г. - учитель начальных классов восьмилетней школы Номер;
с 14.07.1998г. по 18.08.2001г. - воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида Номер;
с 24.06.2003г. по 31.12.2009г. - воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида Номер.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Периоды работы, не засчитываемые в специальный трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 п. 1 п/п. 19 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:
в должности воспитателя в детском комбинате АООТ «Завод» с 09.08.1984г. по 02.07.1992г. (07-10-24), с 01.08.1992г. по 09.12.1992г. (0-04-09), с 17.12.1992г. по 14.09.1993г. (0-08-28), с 30.12.1994г. по 31.12.1994г.(0-0-1), с 02.09.1995г. по 18.12.1996г.(01-03-17), и в Дошкольном образовательном учреждении Номер (ДОУ) с 19.12.1996г. по 13.07.1998 (01-06-25) не засчитаны в специальный трудовой стаж, т.к. Списком, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 в разделе «Наименование учреждений» детский комбинат и дошкольное образовательное учреждение не поименованы.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "ДОУ" и "дошкольное образовательное учреждение", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, связанными с осуществлением именно педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Таким образом, Управлением было принято решение об отказе от 13.08.2010г. Номер Глуховой О.А в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих работ - 25 лет.
Досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения установленного ст.7 Закона № 173 - ФЗ, пенсионного возраста. Данный вид пенсии предоставляется исходя из презумпции утраты трудоспособности из-за длительных эмоциональных, психических нагрузок на соответствующих работах в определенных учреждениях, т.е. выведена из - под общих правил и, по сути, носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Поскольку пенсионное обеспечение в России основано на страховых принципах, то выводя пенсионное обеспечение отдельных граждан из-под действия общих правил без достаточных для этого оснований, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ нарушаются конституционно гарантированные права других граждан (престарелых, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и других малообеспеченных категорий граждан) в области социального обеспечения. Конституция РФ обуславливает и гарантирует право каждому гражданину на пенсию в связи с обстоятельствами, вызывающими необходимость в социальной защите - болезнью, старостью, инвалидностью. Досрочно назначаемая пенсия не обусловлена предусмотренными Конституцией РФ факторами, следовательно, необоснованное расширение круга получателей пенсий на льготных по сравнению с общими правилами основаниях нарушает права других лиц.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и должны исполняться совместно, статья 4 Конституции Российской Федерации.
Одновременно следует подчеркнуть, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также официальными разъяснениями федеральных органов исполнительной власти, прошедших установленную процедуру государственной регистрации. Требования законодательства для Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, а право толкования положений законодательства Пенсионному фонду Российской Федерации не предоставлено.
Следовательно, при рассмотрении заявления гражданки Глуховой О.А. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона №173-Ф3 Управление действовало в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Выслушав объяснения истца, поддержавшую иск по изложенным в исковом заявлении основаниям, представителя ответчика Секачеву И.В., не признавшую иск по изложенным в отзыве на иск основаниям, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Этим Постановлением Правительства установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Кроме того, действовавший на момент осуществления истицей трудовых функций Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Действительно, истица работала в учреждениях «детский комбинат Номер», «дошкольное образовательное учреждение Номер», прямо не названных в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Тем не менее, как видно из представленных документов и пояснений истца, все спорное время истец выполняла одни и те же функции воспитателя в одном и том же учреждении для детей, детским комбинатом учреждение называлось потому, что в нем были совмещены детские ясли и детский сад, при этом в Списке имеется учреждение «детский сад - ясли». Детский комбинат Номер комбината «Завод», преобразованного в 1990 году в производственного объединения «Завод», а в 1993 году в АООТ «Завод», был передан в 1996 году в муниципальную собственность и стал именоваться дошкольным образовательным учреждением Номер.
Работа истца воспитателем как в дошкольном образовательном учреждении Номер в 1996 - 1998 годах, так и в детском комбинате Номер АООТ «Завод», которые являлись дошкольными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающее воспитание, обучение, уход за детьми в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, являлась педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Согласно п.3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 года №677 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающее воспитание, обучение, уход за детьми в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
То обстоятельство, что отсутствуют сведения об уплате за период работы истца с 01.01.2010г. по 21.07.2010г. в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад комбинированного вида Номер» указанным учреждением страховых взносов в Пенсионный фонд не является основанием для отказа во включении этого периода работы в стаж педагогической деятельности истца, так как это обстоятельство не зависит от истца.
В связи с изложенным периоды работы воспитателем в детском комбинате Номер комбината, производственного объединения, АООТ «Завод» с 09.08.1984г. по 02.07.1992г. (07 лет 10 месяцев 24 дня), с 01.08.1992г. по 09.12.1992г. (04 месяца 09 дней), с 17.12.1992г. по 14.09.1993г. (08 месяцев 28 дней), с 30.12.1994г. по 31.12.1994г.(1 день), с 02.09.1995г. по 18.12.1996г.(01 год 03 месяца 17 дней); в Дошкольном образовательном учреждении Номер (ДОУ) с 19.12.1996г. по 13.07.1998 (01 год 06 месяцев 25 дней), в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида Номер» г. Сухой Лог с 01.01.2010г. по 21.07.2010г. (06 месяцев 21 день) исключены из специального стажа Глуховой О.А. необоснованно.
Поскольку с учетом включения данных периодов работы истца, составляющих 12 лет 5 месяцев 5 дней, на момент обращения истца 21.07.2010 в ГУ УПФ РФ в г. Сухом Логу за назначением трудовой пенсии специальный трудовой стаж истца составил более 25 лет, что не оспаривается представителем ответчика, то требования истца подлежат удовлетворению и ей пенсия должна быть назначена с 21.07.2010 г. - с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г. Сухом Логу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Глуховой Ольги Анатольевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области (далее ГУ-УПФ в г. Сухом Логу) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии по старости,
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ периоды работы Глуховой Ольги Анатольевны воспитателем в детском комбинате Номер комбината, затем производственного объединения, затем АООТ «Завод» с 09.08.1984 года по 02.07.1992 года, с 01.08.1992 года по 09.12.1992 года, с 17.12.1992 года по 14.09.1993 года, с 30.12.1994 года по 31.12.1994 года, с 02.09.1995 года по 18.12.1996 года, воспитателем в Дошкольном образовательном учреждении Номер Управления образования Администрации г. Сухой Лог Свердловской области с 19.12.1996 года по 13.07.1998 года, воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида Номер» г. Сухой Лог Свердловской области с 01.01.2010 года по 21.07.2010 года и назначить Глуховой Ольге Анатольевне досрочную трудовую пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ с 21 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2010 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Сухоложского городского суда В.И. Глызин