2-294/2010



копия

гр. дело № 2-294/2010 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2010 года г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вяцкова Д.Г.,

при секретаре Охотниковой Т.П.,

с участием помощника Сухоложского городского прокурора Сапожникова В.А.,

представителя ответчика Поповой И.С. (по доверенности от 04 января 2010 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Сухоложская центральная районная больница» о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере,

установил:

31 марта 2010 года Сухоложский городской прокурор обратился в Сухоложский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Сухоложская центральная районная больница» (далее по тексту МУ «Сухоложская ЦРБ», учреждение) о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиком не выполняется установленная Постановлением Правительства Свердловской области «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» от 31 марта 2005 г. № 246-ПП квота для приема на работу инвалидов.

29 апреля 2010 года судом приняты увеличенные требования прокурора - на основании тех же фактических данных прокурор просит возложить на ответчика обязанность создать рабочие места в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата учреждения. Тогда же принят отказ прокурора Сапожникова В.А. от исковых требований о выделении рабочих мест.

В письменном отзыве л.д. 23) ответчик исковые требования не признал и указал, что учреждению установлена квота 26 человек, работают в счет квоты 14, необходимо принять еще 12, трудоустроить такое количество инвалидов невозможно, поскольку отсутствуют вакантные рабочие места, требуются специальные познания, инвалиды не всегда проходят медицинскую комиссию.

Прокурор Сапожников В.А. поддержал заявленные требования в судебном заседании, указал, что имеется бездействие ответчика, поскольку достаточных мест для трудоустройства не выделено, а при их отсутствии - не создано. В течение длительного времени ответчик не выполняет квоту в полном объеме, поэтому есть необходимость судебной защиты.

Представитель ответчика Попова И.С. исковые требования не признала и пояснила, что квота учреждением рассчитана, ежемесячно направляется информация о ее выполнении и наличии вакансий. В настоящее время не имеется свободных мест. В течение 2009 года из учреждения уволились около 25 человек с должностей, не требующих высшего медицинского образования, эти вакансии заполнялись в рабочем порядке, о некоторых, но не о всех сообщалось в Центр занятости.

Третье лицо администрация ГО Сухой Лог - учредитель ответчика - возражает против требования создать рабочие места, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя л.д. 67).

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2).

В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, установлена квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

Как следует из справки ГУЗН Свердловской области «Сухоложский центр занятости» за 12 месяцев 2009 года квота для ответчика составляла 26 штатных единиц, были заняты инвалидами только 11 л.д. 8 об.). Из информаций в адрес Центра занятости л.д. 52-63) следует, с января по декабрь 2009 года на учреждении квота в полном объеме не выполнялась, количества представленных предприятием вакансий не было достаточно для полного заполнения квоты, благодаря предпринятым учреждением мерам удалось принять на работу 3 инвалидов л.д. 24). Среднесписочная численность учреждения на 01 мая 2010 года составляет 872 человека, квота, соответственно - 26 человек (872 : 100 х 3).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из справки Центра занятости видно, что требование законодательства о выделении квоты в течение 2009 года не выполнялось. Из пояснений представителя ответчика - начальника отдела кадров Поповой И.С. в 2009 году из учреждения уволились около 25 человек, при этом учреждением меры для приема на работу в рамках этих мест 11 недостающих инвалидов не приняты, вакансий на предприятии не имеется.

При таких обстоятельствах имеется незаконное бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку представитель ответчика Попова И.С. пояснила, что вакансий в учреждении нет, присуждению к исполнению подлежит обязанность создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно трем процентам от среднесписочной численности штата учреждения на момент исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Сухоложская центральная районная больница» о возложении обязанности выделить квоты и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в установленном размере удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница», выразившееся в неисполнении установленной ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» квоты для приема на работу инвалидов.

Обязать муниципальное учреждение «Сухоложская ЦРБ» создать рабочие места в таком количестве, чтобы количество вновь созданных штатных единиц для трудоустройства инвалидов в счет квоты в сумме с количеством штатных единиц, уже занятых инвалидами, было равно трем процентам от среднесписочной численности штата учреждения на момент исполнения решения суда.

Решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате и в течение 10 дней может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Сухоложский городской суд

Председательствующий судья: подпись

копия верна:

Судья Сухоложского городского суда Д.Г. Вяцков