копия
гр. дело № 2-339/2009год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 26 июня 2009 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Неупокоева М.В.,
при секретаре Пановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора к ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов», Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Правительству Свердловской области о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выделении денежных средств необходимых для их устранения.
УСТАНОВИЛ:
Сухоложский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах престарелых и инвалидов, проживающих в ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов», а также в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» в срок установленный судом принять меры к устранению имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании интерната, расположенного по адресу: <адрес>, а также возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Свердловской области (распорядителя бюджетных средств) и Правительство Свердловской области (учредителя) выделить ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» денежные средства необходимые для проведения вышеуказанных работ.
Требования Сухоложского городского прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры специалистом Сухоложского отделения Управления Роспотребнадзора Российской Федерации по Свердловской области проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» были выявлены нарушения Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил. По мнению прокурора, руководством ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» выявленные нарушения не устранены, руководство бездействует, что создает реальную угрозу жизни и здоровью инвалидов и престарелых, проживающих в интернате. В исковом заявлении также указано, что ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» является бюджетным учреждением финансируемым за счет средств областного бюджета, учредителем является Правительство Свердловской области, ведомственный контроль за деятельностью учреждения осуществляет Министерство социальной защиты населения Свердловской области, В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение должно финансироваться его собственником. Кроме того, при мотивировке своих требований Сухоложский городской прокурор ссылается на положения ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Сухоложской городской прокуратуры Гусева П.В. заявленные требования поддержала. Пояснить о том, были ли выявленные нарушения на момент рассмотрения данного гражданского дела ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» устранены, не смогла. Считает, что нарушения подлежат устранению в установленный судом срок, при этом предложен срок до 01.01.2011г.
Представители ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» Борисов Е.А., Неустроев Г.Ю. заявленные требования прокурора не поддержали, пояснив, что не отрицают факт проведения указанной выше проверки. Получив представление Сухоложского городского прокурора об устранении выявленных нарушений, приняли меры к их устранению, что свидетельствует о том, что руководство интерната не бездействует. Фактически все нарушения были устранены. Обращались в Сухоложскую городскую прокурату, а также в Сухоложский отдел Роспотребнадзора с просьбой провести повторную проверку с целью фиксирования проделанной работы, однако никто не приезжал и не проверял. В части работ по монтажу системы вентиляции в пищеблоке, до проведения прокуратурой проверки, 15.01.2009г. в адрес Министерства социальной защиты населения Свердловской области была направлена проектно-сметная документация о выделении денежных средств, данное обращение было продублировано в июне 2009г., после обращения прокурора с иском в суд.
Из отзыва Министерства социальной защиты населения Свердловской области следует, что министерство с требованиями прокурора не согласно, поскольку часть выявленных нарушений указана необоснованно, часть нарушений устранена, устранение оставшихся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства требует дополнительных денежных средств. Кроме того, изложена позиция о том, что Министерство социальной защиты Свердловской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика необоснованно (л.д. 12-14).
Правительство Свердловской области, согласно представленного отзыва также считает себя ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении требований прокурора полагает необходимым отказать, гражданское дело просило рассмотреть в отсутствие своего представителя (л.д. 10).
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Свердловской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило, на рассмотрении дела с участием своего представителя не настаивало.
Заслушав представителя Сухоложской городской прокуратуры, представителей ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов», исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных прокурором требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» является самостоятельным юридическим лицом, некоммерческой организацией, медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного проживания престарелых граждан, инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах. Учредителем Учреждения является Правительство Свердловской области, контроль, организацию и практическую помощь Учреждению в его деятельности осуществляет Министерство социальной защиты населения Свердловской области. Изложенное следует из Устава Учреждения (л.д. 16-27).
Из Устава также следует, что основными источниками финансирования деятельности Учреждения являются капитальные вложения, бюджетные и внебюджетные ассигнования. Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов.
Действительно, в ходе проведенной по заданию Сухоложской городской прокуратуры проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, в деятельности ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» были выявлены нарушения, которые отражены в Акте проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от 13 марта 2009г., копия которого была вручена представителю учреждения.
С учетом выявленных нарушений, прокурор обратился в суд с возложением обязанности на ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» устранить часть выявленных нарушений. В качестве таковых указаны:
1. разработать и утвердить проект зон санитарной охраны источника водоснабжения в составе трех поясов;
2. подключить систему горячего водоснабжения к цехам столовой с подводом к моечным ваннам и раковинам;
3. отремонтировать водонагреватель в моечной для кухонной посуды;
4. столовую оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией;
5. пекарский шкаф в столовой оборудовать локальной вытяжной системой;
6. провести ремонт помещений столовой: покраска стен и полового покрытия, побелка потолка;
7. в женских санузлах оборудовать кабинки для гигиены женщин с восходящим душем;
8. процедурный медкабинет оборудовать местными отсосами или вытяжным шкафом;
9. разработать и утвердить проект допустимых выбросов в атмосферу от котельной;
10. заключить договор на проведение лабораторного контроля атмосферного воздуха
В судебном заседании представители ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» пояснили, что нарушения под пунктами 2, 3, 6 7-10 были устранены. Данное обстоятельство представителем прокуратуры Гусевой П.В. не оспаривалось, также и не отрицалось, что директор Учреждения обращался в прокуратуру для повторного направления в интернат представителей Роспотребнадзора и фиксации проделанной работы.
В части не устраненных нарушений, установлено, что администрация ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» не бездействовала, как это следует из искового заявления, более того, в январе 2009г., до проведения проверки по заданию Сухоложской городской прокуратуры, в Министерство социальной защиты населения Свердловской области было направлено письмо о том, что проведена разработка проектно-сметной документации на монтаж системы вентиляции в пищеблоке и необходимости выделения для этого денежных средств.
После проведенной проверки, с учетом выявленных нарушений, 09.06.2009г. руководителем Учреждения вновь в Министерство социальной защиты населения Свердловской области было направлено письмо с просьбой о выделении необходимых денежных средств, но в большем объеме, с указанием их целевого назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указание Сухоложского городского прокурора на бездействие администрации Учреждения является необоснованной.
Кроме того, прокурором не представлено каких-либо доказательств того, что не устраненные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в интернате.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. прокурор обязан осуществлять надзор за исполнением законов. Предметом надзора являются: соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
При этом в силу ч. 2 указанной статьи при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Фактически прокурор обращением в суд подменяет Территориальное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Сухой Лог и Богдановическом районе.
Также в судебном заседании установлено, что, проведя проверку соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов», Сухоложской городской прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования - 24.03.2009г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, при этом, не дожидаясь результатов рассмотрения данного представления со стороны ответчика, не удостоверившись в принятии мер к устранению выявленных нарушений прокурор обратился в суд о возложении указанных выше обязанностей.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что требования прокурора к ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» заявлены необоснованно.
Касаемо требований прокурора о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Свердловской области и Правительство Свердловской области выделить денежные средства ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов», необходимых для проведения работ по устранению выявлены нарушений, суд считает заявленные требования также необоснованными по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что в деятельности ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» допускаются нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем указано выше, что порождает обязательство данного учреждения принять меры к устранению выявленных нарушений с учетом финансирования деятельности данного учреждения и его финансового положения.
В силу положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом (п.п. 3. п. 2). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п.п. 4 п. 2). По смыслу п.п. 4 п. 2 указанной статьи собственник имущества учреждения будет нести ответственность лишь в случае наступления гражданского правовой ответственности
Основным источником формирования имущества и финансовых ресурсов ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» является бюджет Свердловской области, что следует из Устава учреждения, кроме того, предусмотрены иные источники финансирования.
По мнению суда, требования Сухоложского городского прокурора к Правительству Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области некорректны, заявлены без учета положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Областного закона «О бюджетном процессе в Свердловской области» от 25.11.1994г. № 8-ОЗ, регулирующих порядок формирования бюджета, выделение бюджетных средств субъекта Российской Федерации бюджетному учреждению на финансирование его деятельности либо заключение и оплату бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации из которых следует, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Однако каких-либо доказательств того, что ответчиком ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» были заключены государственные (муниципальные) контракты для выполнения работ по устранению указанных нарушений, суду не представлено.
Требования прокурора к Правительству Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области по своей сути требуют определения конкретной суммы бюджетных средств, выделение которых необходимо, но ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании прокурор не конкретизировал требования о размере бюджетных денежных средств, необходимых для устранения указанных нарушений.
В судебном заседании не оспаривалось, что ГУ «Д специальный интернат для престарелых и инвалидов» финансируется за счет средств областного бюджета, при этом прокурором не было представлено каких-либо доказательств того, что финансирование осуществляется на недостаточном уровне, а также доказательств того, что устранение выявленных нарушений требует дополнительного финансирования из бюджета области либо сверх установленного лимита.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сухоложского городского прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2009г.
Судья: подпись
Копия верна
Судья
Сухоложского городского суда
Свердловской области М.В. Неупокоев