копия
гр. дело № 2-336/2009г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 26 июня 2009 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Неупокоева М.В.
при секретаре Пановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора к ГОУ СО «Сухоложский детский дом», Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, Правительству Свердловской области о возложении обязанности проведения работ, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Сухоложский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах воспитанников ГОУ СО «Сухоложский детский дом» из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на ГОУ СО «Сухоложский детский дом» в срок установленный судом принять меры к устранению имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании детского дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, а также возложении обязанности на Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (распорядителя бюджетных средств) и Правительство Свердловской области (собственника имущества) выделить ГОУ СО «Сухоложский детский дом» денежные средства необходимые для проведения вышеуказанных работ.
Требования Сухоложского городского прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры специалистом Сухоложского отделения Управления Роспотребнадзора Российской Федерации по Свердловской области проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании ГОУ СО «Сухоложский детский дом» были выявлены нарушения Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил. По мнению прокурора, руководством ГОУ СО «Сухоложский детский дом» выявленные нарушения не устранены, руководство бездействует, что создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников детского дома. В исковом заявлении также указано, что ГОУ СО «Сухоложский детский дом» является бюджетным учреждением финансируемым за счет средств областного бюджета, учредителем является Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, собственником имущества учреждения является Правительство Свердловской области, которое должно финансировать бюджетное учреждение являющееся его собственностью.
В судебном заседании представитель Сухоложской городской прокуратуры Гусева П.В. заявленные требования поддержала, уточнив, что часть выявленных нарушений на момент рассмотрения данного гражданского дела руководством ГОУ СО «Сухоложский детский дом» были устранены, в связи с чем, отпала необходимость в возложении обязанности по их устранению. Те же нарушения, которые не устранены, подлежат устранению в установленный судом срок, при этом прокурором предложен срок до 01.01.2011г.
Представитель ГОУ СО «Сухоложский детский дом» Колегова О.А. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась, пояснив, что возглавляемый ей детский дом, является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета. Не оспаривает выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и необходимость их устранения, при этом, отметив, что своими силами часть нарушений была устранена. В той части нарушений, где требуется бюджетное финансирование, будет составлена смета расходов и подана заявка на выделение бюджетных средств из областного бюджета в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. По поступлении денежных средств, оставшиеся нарушения будут устранены, с предложенным прокурором сроком, также согласна.
Из отзывов Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Правительства Свердловской области, последние просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, в части требований Сухоложского городского прокурора, заявленных к ним, отказать, признав их ненадлежащими ответчиками.
Заслушав представителей Сухоложской городской прокуратуры, ГОУ СО «Сухоложский детский дом», исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании ГОУ СО «Сухоложский детский дом» является юридическим лицом, что подтверждается копиями устава учреждения, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из Устава ГОУ СО «Сухоложский детский дом» следует, что в качестве учредителя учреждения выступает Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является Свердловская область.
Также из Устава следует, что основным источником финансирования ГОУ СО «Сухоложский детский дом» являются бюджетные средства.
В ходе проведенной по заданию Сухоложской городской прокуратуры проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, в деятельности ГОУ СО «Сухоложский детский дом» были выявлены нарушения, которые отражены в Акте проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от 10.марта 2009г., копия которого была вручена представителю учреждения.
С учетом выявленных нарушений, прокурор обратился в суд с возложением обязанности на ГОУ СО «Сухоложский детский дом» устранить часть выявленных нарушений. В качестве таковых указаны:
1. осуществить размещение детей в спальных комнатах с соблюдением установленной нормы – 6 кв.м. на 1 ребенка;
2. оборудовать медицинский изолятор с 3-мя инфекционными местами;
3. в помещении столовой создать отдельные места для овощного цеха, цеха холодных закусок, моечного отделения кухонной посуды, санузел для персонала, цех суточного запаса продуктов, кондитерских цех;
4. произвести ремонт стен помещений пищеблока: восстановить отпавшую керамическую плитку;
5. произвести ремонт имеющихся дефектов половых покрытий: устранить имеющиеся неровности и выбоины в поле и лестничных клетках;
6. демонтировать двухъярусные кровати для воспитанников, все спальные комнаты оборудовать одиночными кроватями;
7. помещение пищеблока снабдить вентиляцией;
8. сырой цех пищеблока обеспечить подводкой холодной и горячей воды;
9. снабдить мясной цех специальным производственным столом с антикоррозийным покрытием без швов;
10. промаркировать уборочный инвентарь пищеблока;
11. организовать отдельное место для хранения уборочного инвентаря пищеблока;
12. для помещения пищеблока приобрести педальные бачки для сбора отходов.
Изложенное свидетельствует о нарушении требований ст. ст. 17, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, а также СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СП 2.4.990-00 «гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах – интернатах для детей, оставшихся без попечения родителей», СП 1.1.1058-01 «организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно противоэпидемических правил». Данные нарушения представителем ГОУ СО «Сухоложский детский дом» не оспаривались.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями специалиста-эксперта Сухоложского отдела Роспотребнадзора по Свердловской области Жаворонковой Г.Г. часть, из указанных выше нарушений, силами детского дома устранена, в частности п.п. 4, 6-12.
Поскольку требования прокурора о необходимости устранения части выявленных нарушений, которые не устранены по настоящее время, нашли свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривались ГОУ СО «Сухоложский детский дом», то они подлежат удовлетворению.
Касаемо требований прокурора о возложении обязанности на Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Правительство Свердловской области выделить ГОУ СО «Сухоложский детский дом» денежных средств, необходимых для проведения работ по устранению выявлены нарушений, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что в деятельности ГОУ СО «Сухоложский детский дом» допускается нарушение действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем указано выше, что порождает обязательство данного учреждения принять меры к устранению выявленных нарушений с учетом финансирования деятельности данного учреждения и финансового положения.
В силу положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом (п.п. 3. п. 2). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п.п. 4 п. 2). По смыслу п.п. 4 п. 2 указанной статьи собственник имущества учреждения будет нести ответственность лишь в случае наступления гражданского правовой ответственности
Основным источником формирования имущества и финансовых ресурсов ГОУ СО «Сухоложский детский дом» является бюджет Свердловской области, что следует из Устава учреждения, кроме того, предусмотрены иные источники финансирования.
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 определено, что Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (ст. 41).
Из смысла положений Областного закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16.07.1998г. № 26 – ОЗ также следует, что ГОУ СО «Сухоложский детский дом» финансируется за счет средств областного бюджета.
При этом ГОУ СО «Сухоложский детский дом» является одним из субъектов бюджетных правоотношений, регулируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и Областным законом «О бюджетном процессе в Свердловской области» от 25.11.1994г. № 8-ОЗ.
По мнению суда, требования Сухоложского городского прокурора к Правительству Свердловской области, Министерству общего и профессионального образования Свердловской области некорректны, заявлены без учета положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Областного закона «О бюджетном процессе в Свердловской области» от 25.11.1994г. № 8-ОЗ, регулирующих порядок формирования бюджета, выделение бюджетных средств субъекта Российской Федерации бюджетному учреждению на финансирование его деятельности либо заключение и оплату бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации из которых следует, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Однако каких-либо доказательств того, что ответчиком ГОУ СО «Сухоложский детский дом» были заключены государственные (муниципальные) контракты для выполнения работ по устранению указанных нарушений, суду не представлено.
Требования прокурора к Правительству Свердловской области, Министерству общего и профессионального образования Свердловской области по своей сути требует определения конкретной суммы бюджетных средств, которые необходимо выделить, но ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании прокурор не конкретизировал требования о размере бюджетных денежных средств, необходимых для устранения указанных нарушений.
В судебном заседании не оспаривалось, что ГОУ СО «Сухоложский детский дом» финансируется за счет средств областного бюджета, при этом прокурором не было представлено каких-либо доказательств того, что финансирование осуществляется на недостаточном уровне, с нарушением нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также доказательств того, что устранение выявленных нарушений требует дополнительного финансирования из бюджета области либо сверх установленного лимита.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сухоложского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать ГОУ СО «Сухоложский детский дом» в срок до 01.01.2011 года принять меры к устранению санитрано-эпидемиологических требований в здании детского дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
1. осуществить размещение детей в спальных комнатах с соблюдением установленной нормы – 6 кв.м. на 1 ребенка;
2. оборудовать медицинский изолятор с 3-мя инфекционными местами;
3. в помещении столовой создать отдельные места для овощного цеха, цеха холодных закусок, моечного отделения кухонной посуды, санузел для персонала, цех суточного запаса продуктов, кондитерских цех;
4. произвести ремонт имеющихся дефектов половых покрытий: устранить имеющиеся неровности и выбоины в поле и лестничных клетках;
В удовлетворении требований Сухоложского городского прокурора о возложении обязанности на Правительство Свердловской области и Министерство общего и профессионального образования Свердловской области выделить ГОУ СО «Сухоложский детский дом» денежные средства, необходимые для проведения работ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2009г.
Судья: подпись
Копия верна
Судья
Сухоложского городского суда
Свердловской области М.В. Неупокоев