Гр. дело 2-362/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Пановой Н.В., с участием истца Чистяковой М.К., представителя ответчика Секачевой И.В. (по доверенности от 01.04.2011 №),
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой Марины Кесариевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области о назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Чистякова М.К. обратилась в суд, оспаривая отказ пенсионного органа в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости. В исковом заявлении Чистякова М.К. указывает, что решением ответчика № от 25.11.2010 в специальный трудовой стаж истца не засчитаны периоды работы в должности воспитателя в детском комбинате № Сухоложского комбината асбоцементных изделий с 13.05.1983 по 06.06.1990, в должности воспитателя в детском комбинате № Сухоложского завода огнеупорных материалов с 07.06.1990 по 15.11.1992, с 12.09.1993 по 06.04.1998, в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № управления образования администрации г. Сухой Лог с 07.04.1998 по 03.05.1998. Всего не засчитано незаконно, по мнению истца, 14 лет 1 месяц 27 дней. После обращения к ответчику истец продолжала работать старшим воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «название» - этот период подлежал включению в специальный стаж и по состоянию на 03 ноября 2010 года у истца возникло право на получение пенсии. Истец просит признать решение ответчика незаконным, установить тождественность наименований «детский комбинат № Сухоложского комбината асбоцементных изделий» и «детский комбинат № Сухоложского завода огнеупорных материалов» наименованию «детское дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида», включить указанные периоды трудовой деятельности в специальный стаж и обязать пенсионный орган назначить трудовую пенсию по старости со дня возникновения права - с 03 ноября 2011 года.
Заявленные требования истец обосновывает тем, что в спорные периоды времени она работала в должности воспитателя в образовательном учреждении и на 03 ноября 2011 года имела необходимую продолжительность трудового стажа.
В судебном заседании истец уточнила, что просит установить тождественность наименований «детский комбинат № Сухоложского комбината асбоцементных изделий» и «детский комбинат № Сухоложского завода огнеупорных материалов» наименованию «детское дошкольное учреждение детские ясли - сад общеразвивающего вида». Детским комбинатом учреждение, в котором она работала, называлось, потому что в нем были скомбинированы ясли и детский сад, детей набирали с 6 месяцев.
Представитель ответчика Секачева И.В. иск не признала, указала на обоснованность решения об отказе в назначении пенсии, исходя из которого отказ в назначении пенсии обусловлен тем, что в списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №, в разделе «Наименование учреждений», детский комбинат не поименован. Отметила, что, в том случае, если спорные периоды будут засчитаны в стаж истца, право на назначение пенсии действительно возникает у Чистяковой М.К. с 04.11.2010 - дня, следующего за днем, когда истец отработала 25 лет.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу ст. 27 ч. 1 п.п. 19 и ст. 7 ч. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщиной возраста 55 лет, не менее 25 лет осуществлявшей педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как следует из ст. 55 п. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Статья 12 Закона гласит, что образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание детей. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. К образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения.
В судебном заседании были изучены письменные материалы о характере деятельности детского комбината, копия трудовой книжки о том, что вплоть до настоящего времени истец выполняет работу, дающую право на назначение досрочной пенсии.
Ответчиком не предоставлены доказательства и не оспаривается тот факт, что выше названная должность, на которой работала истица, отвечала всем необходимым требованиям, предъявляемым к должности воспитателя образовательного учреждения.
Более того, оценивая в совокупности доказательственные материалы, суд считает, что на протяжении всей продолжительности спорных периодов истец Чистякова М.К. осуществляла фактическую педагогическую деятельность в учреждениях, осуществляющих образовательный процесс, то есть реализующих одну или несколько образовательных программ и обеспечивающих содержание и воспитание детей.
Хотя вид учреждения, в котором истица выполняла свои трудовые функции воспитателя, не включен в список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №, в разделе «Наименование учреждений» (единственный довод ответчика в обоснование отказа в назначении пенсии), данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истицы. В силу ст. 55 ч. 2 Конституции Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 № - О, если какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих пенсионных правах, в том числе и в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения, то это означает нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.
Таким образом, отказ пенсионного органа о включении указанных выше периодов работы в специальный трудовой стаж истицы является незаконным. Отказ в назначении пенсии основан лишь на формальных основаниях, без учета фактических обстоятельств дела в нарушении конституционных прав заявительницы. Во время работы истца оба указанных в иске детских комбината по существу являлись детскими яслями - садами.
Период работы в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № управления образования администрации г. Сухой Лог с 07.04.1998 по 03.05.1998 подлежит зачислению в специальный стаж истца, поскольку на основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Всего подлежит включению в специальный стаж истца 14 лет 1 месяц 27 дней, что вместе с включенными ответчиком 10 годами 8 месяцами 11 днями и периодом, проработанным после подачи заявления ответчику, на 04 ноября 2010 года составит 25 лет.
При этом, в силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Чистяковой Марины Кесариевны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области включить в специальный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, Чистяковой Марины Кесариевны периоды её работы
- в должности воспитателя в детском комбинате № Сухоложского комбината асбоцементных изделий с 13.05.1983 по 06.06.1990,
- в должности воспитателя в детском комбинате № Сухоложского завода огнеупорных материалов с 07.06.1990 по 15.11.1992, с 12.09.1993 по 06.04.1998,
- в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 20 управления образования администрации г. Сухой Лог с 07.04.1998 по 03.05.1998.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области назначить Чистяковой Наталье Кесариевне досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на таковую - с 04 ноября 2010 года.
Решение в окончательном виде изготовлено в совещательной комнате, может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья: подпись
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области Д.Г. Вяцков