<данные изъяты> Гр. дело № 2-436/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2011 года г. Сухой Лог Сухоложский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Пановой Н.В., с участием истца Кузнецовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Ирины Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии и возложении обязанности назначить пенсию, установил: Кузнецова И.А. 06 июня 2011 года обратилась в Сухоложский городской суд, ссылаясь на то, что 25 октября 2010 года она подала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на протяжении 25 лет трудового стажа. Решением пенсионного органа N 3/376 от 11 января 2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 10). По мнению истца, решение вынесено с нарушением норм материального права. Истец просила зачесть в специальный стаж истца периоды работы: с 04.09.1986 по 07.12.1988 в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Знаменский»; с 25.08.2003 по 25.10.2010 - в должности преподавателя - организатора ОБЖ в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8». Полагая, что выработала необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, дающий право на получение досрочной пенсии, Кузнецова И.А. просит суд засчитать ей указанные периоды в специальный стаж и признать право на назначение пенсии с 25 октября 2010 года - с момента обращения с заявлением к ответчику. В обоснование иска указала, что детский комбинат совхоза «Сухоложский» был дошкольным образовательным учреждением, являлся по существу яслями - садом, таким образом, она занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей. С 25.08.2003 по 25.10.2010 она работала в должности преподавателя - организатора ОБЖ в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8», занимала штатную должность и выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, по совместительству занимала должность социального педагога на 0,25 ставки. Кроме того, на основании п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Правила) работа в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. В письменном отзыве ответчик сослался на отсутствие наименования учреждения «детский комбинат» в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту Список). Кроме того, указал, что работа в качестве социального педагога может включаться в специальный стаж только в случае работы в учреждениях, перечисленных в пункте 11 Правил, период работы в качестве преподавателя - организатора ОБЖ не может быть включен в специальный стаж на основании пункта 4 Правил, поскольку не выполнена норма педагогической нагрузки (л.д. 37 - 40). В судебном заседании истец поддержала свои требования. Представитель ответчика Секачева И.В. иск не признала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 44). Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В силу ст. 27 ч. 1 п.п. 19 и ст. 7 ч. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения женщиной возраста 55 лет, не менее 25 лет осуществлявшей педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Как следует из ст. 55 п. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Статья 12 Закона гласит, что образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание детей. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. К образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. В судебном заседании были изучены письменные материалы: справка ФГУП «Совхоз Знаменский» о характере деятельности детского комбината, копия трудовой книжки, свидетельствующая о том, что истец занималась педагогической деятельностью в учреждении, осуществлявшем образовательный процесс, то есть реализовавшем одну или несколько образовательных программ и обеспечивавшем содержание и воспитание детей для детей, то есть выполняла работу, дающую право на назначение досрочной пенсии. Хотя вид учреждения, в котором истица выполняла свои трудовые функции воспитателя, не включен в список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, в разделе «Наименование учреждений» (единственный довод ответчика в обоснование отказа в назначении пенсии), данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истицы. В силу ст. 55 ч. 2 Конституции Российской Федерации, не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 № 310 - О, если какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих пенсионных правах, в том числе и в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения, то это означает нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства. Таким образом, отказ пенсионного органа о включении периода работы с 04.09.1986 по 07.12.1988 в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Знаменский» в специальный трудовой стаж истицы является незаконным. Отказ в назначении пенсии основан лишь на формальных основаниях, без учета фактических обстоятельств дела в нарушение конституционных прав заявительницы. Относительно второго периода суд считает решение ответчика законным. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, указанным нормативно-правовым актом утверждены: - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Список); - правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту Правила). Пункт 1 Списка содержит наименования должностей «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», а также «учитель». Для этих должностей Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" установлены разные должностные обязанности. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", в свою очередь, устанавливает для работников, занимающих эти должности, разную необходимую продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений; 18 часов в неделю учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений; 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений. В связи с этим не может быть применен пункт 6 Правил, устанавливающий льготу для учителей сельских школ. Из справок МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» (л.д. 28-30) следует, что учебная нагрузка истца не составляла в спорный период 36 часов. Не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" содержание справки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» (л.д. 33) о том, что Кузнецова И.А. выполняла нагрузку, установленную за ставку заработной платы. Пунктом 4 Правил определено, что периоды выполнявшейся начиная с 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Таким образом, специальный стаж работы истца на момент обращения в пенсионный орган составлял 18 лет 4 месяца 21 день, то есть меньше требуемых 25 лет. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Кузнецовой Ирины Алексеевны удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области зачесть в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы Кузнецовой Ирины Алексеевны с 04.09.1986 по 07.12.1988 в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Знаменский». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение изготовлено в окончательном печатном виде в совещательной комнате и может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сухоложский городской суд. Председательствующий судья: подпись копия верна. Сухоложского городского суда Свердловской области Д.Г. Вяцков