Гр. дело № 2-551/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2011 года г. Сухой Лог Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Донгузовой А.М., с участием истца Нугманова Ф.С., представителя ответчика Ермолаевой О.А. (по доверенности № от 01.06.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нугманова Фаяза Саубановича к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные для подвергшихся политическим репрессиям, установил: 30 июня 2011 года Нугманов Ф.С. обратился в Сухоложский городской суд <адрес> с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району (далее по тексту УСЗН по Сухоложскому району) о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные для подвергшихся политическим репрессиям. Просит признать его отца Нугманова С.Х. репрессированным, реабилитированным, а его, в свою очередь, как ребенка жертвы по политическим мотивам - реабилитированным и имеющим право пользования мерами социальной поддержки, предусмотренными для подвергшихся политическим репрессиям статьей 1.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее по тексту Закон). В обоснование указал, что его отец после освобождения из плена был сослан на Урал, проходил фильтрационную проверку НКВД в г. Сухой Лог Свердловской области. Он (Нугманов Ф.С.) обращался в государственные органы Татарстана, где получил необоснованный отказ, противоречащий п. «в» ст.3 Закона и п.п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.01.1995 № «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Ответчик исковые требования не признал, указав в письменном отзыве (л.д. 23), что в соответствии со статьями 6-11 Закона факт применения репрессий устанавливают органы внутренних дел и прокуратуры. По результатам проверки материалов соответствующих дел эти органы выдают соответствующие справки или сообщают об отказе в их выдаче. В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Пояснил, что со слов отца знает, что в г. Сухой Лог тот был направлен специальным эшелоном, права вернуться в родную деревню не имел. Только в 1947 году отцу разрешили забрать к себе семью, установив срок для возвращения. Периодически отец отмечался, его проверяли по месту жительства сотрудники НКВД. Он не исключает, что отца в г. Сухой Лог могли направить по линии Наркомата обороны СССР, как военнослужащего, но считает, что отец в г. Сухой Лог Свердловской области находился на спецпоселении. Отец умер в 1980 году, до появления Закона. Он (истец) обращался в прокуратуру Татарстана, получил ответ из МВД по Республике Татарстан, в котором ему отказали в признании отца репрессированным. Представитель ответчика Ермолаева О.А. исковые требования не признала, указав в обоснование, что тяжелые условия жизни и труда были характерны для большинства советских граждан после Великой Отечественной войны. Каких-либо документов, подтверждающих применение репрессий в отношении Нугманова С.Х., истцом не представлено, поэтому его требования не могут быть удовлетворены. Заслушав истца и представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Фактически в иске Нугманова Ф.С. соединены два требования: об установлении юридического факта применения репрессий в отношении Нугманова С.Х. и вытекающее из этого факта требование о признании Нугманова Ф.С. репрессированным, имеющим право на реабилитацию и пользования мерами социальной поддержки, установленными Законом. На основании статьи 1.1 Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. На основании части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Таким образом, для истца имеет юридический смысл лишь признание его отца Нугманова С.Х. находившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Правоспособность самого Нугманова С.Х. на основании пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратилась в связи с его смертью, статьи 12, 15, 16 Закона предусматривают получение наследниками репрессированного компенсаций за утраченное имущество и время, проведенное в условиях лишения свободы. Дети репрессированных сами признаются репрессированными лишь в случае применения наказаний, перечисленных в статье 1.1 Закона. Таких обстоятельств в настоящем случае не имеется - МВД по Республике Татарстан (л.д. 11, 12) и ГУ МВД России по Свердловской области (л.д. 38) в своих ответах указали, что Нугманов С.Х. на учете спецпоселения не состоял, по учетам УФСБ по Свердловской области не проходит. Других доказательств истцом не представлено, свидетель ФИО не осведомлена об основаниях направления Нугманова С.Х. на Урал. Поэтому хотя фильтрационная проверка и прикрепление к предприятиям с особо тяжелыми условиями труда, иные лишения или ограничения прав и свобод на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.01.1995 № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» признаются репрессиями, юридический факт применения в отношении Нугманова С.Х. репрессий установлен быть не может. Какого-либо нарушенного права Нугманова С.Х., подлежащего защите на основании статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется. Поскольку Нугманов С.Х. не находился в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, нет предусмотренных статьей 1.1 Закона оснований для признания репрессированным истца Нугманова Ф.С. Названный Указ предусматривает самостоятельные правовые последствия, касающиеся непосредственно самих пострадавших военнослужащих. Законодатель имел возможность оговорить данное обстоятельство в Законе, но не сделал этого, следовательно, в отношении детей освобожденных из плена военнослужащих основания для признания репрессированными ограничены изложенными в Законе. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении иска Нугманова Фаяза Саубановича к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные для подвергшихся политическим репрессиям отказать. Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года и с этого дня может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сухоложский городской суд. Судья: подпись копия верна: Судья Сухоложского городского суда Свердловской области Д.Г. Вяцков