2-595/2011 ~ М-604/2011



Гражданское дело № 2-595/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Сухой Лог                                                                                                      25 августа 2011 года

    Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Т.Р. Айнсоф,

при секретаре Обвинцевой О.Д.,

с участием истца Захаровой Л.А.,

представителей ответчика МУ «Организация» Афанасьева И.Е. и Ефремовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

    Захаровой Людмилы Александровны к

    МУ «Организация» (далее МУ Организация)

    о наложении обязанности предоставления субсидии на оплату жилого помещения и

    коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Захарова Л.А. просила возложить на ответчика МУ Организация обязанность устранить нарушение ее социальных прав и рассмотреть вопрос о предоставлении жилищной субсидии в установленном законом порядке.

В обоснование иска Захарова Л.А. ссылается на то, что она является сособственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрирована в квартире одна. В середине мая 2011 года она обратилась в МУ Организация с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив перечень документов, предусмотренный Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 (далее Правила): документы о праве собственности на квартиру (л.д. 8-9 - договор приватизации); справку с места жительства о регистрационном учете (л.д. 7); документы по оплате услуг ЖКХ (л.д. 16, 17, 20); копию свидетельства о браке (л.д. 18); справку из пенсионного органа о доходе супруга (л.д. 15, 24); справку с места жительства супруга; копию трудовой книжки с последней записью об увольнении с места работы (л.д. 21-23) - согласно п. 36 Правил предоставления субсидии, в соответствии с которым заявитель при отсутствии доходов может самостоятельно декларировать их в заявлении, а уполномоченный орган обязан проверить эти сведения. Ответчик МУ Организация 25.05.2011 письменно отказал в предоставлении субсидии по причине неполноты сведений о доходах, не поясняя, в чем заключается неполнота сведений. Истец Захарова Л.А. считает, что отказом в предоставлении субсидии нарушены ее социальные права.

    Начальник МУ Организация Дружинин Д.О. в письменном отзыве иск не признал (л.д. 40-41), указал, что в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» описан полный перечень документов для предоставления субсидий. В соответствии с п. 50 Приказа Минрегиона РФ №58, Минздравсоцразвития РФ №403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил» (далее Рекомендации) к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся в том числе:

- для граждан, имеющих статус безработных, документ, подтверждающий отсутствие выплат всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;

- документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

    По мнению ответчика, предоставленная истцом копия трудовой книжки не подтверждает отсутствие дохода за шесть месяцев, предшествующих назначению субсидии, с 01.11.2010 по 30.04.2011.

    Ответчиком также указано, что контролирующий орган - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Сухоложскому району провел проверку личных дел получателей субсидии, включая дело Захаровой Л.А., установил, что в назначении субсидии отказано правомерно.

    В судебном заседании истец Захарова Л.А. уточнила исковые требования (л.д. 46 - заявление), просила обязать ответчика предоставить субсидию на оплату коммунальных услуг и жилого помещения с 01.05.2011 по 31.10.2011, ссылаясь на то, что дополнила перечень документов справкой Службы занятости населения от 23.08.2011 о том, что на учете в этой службе не состоит, пособия по безработице не получает (л.д. 47), представила копию справки суду, но не передала справку в МУ Организация. Она не работает с октября 2009 года; имеет квалификацию парикмахера, но никогда им не работала; иной специальности не имеет, при этом не согласна работать на низкооплачиваемых работах и должностях; в 2009 году отказалась от предлагаемых Службой занятости вакансий технических работников, поэтому на учет по безработице ее повторно не ставят; самостоятельно не трудоустраивалась. Она понимает, что для назначения субсидии обязана предоставлять справку об отсутствии доходов, сейчас взяла справку в Службе занятости населения; ранее - в мае 2011 за такой справкой с письменным заявлением не обращалась, не может подтвердить отказ Службы занятости в предоставлении справки в мае 2011 года. Она посчитала, что трудовой книжки будет достаточно для подтверждения того, что не работает, а значит и не имеет доходов. При подаче заявления на назначение субсидии специалист МУ Организация предупредила ее, что без справки Службы занятости ей будет отказано в назначении субсидии; однако она считает, что МУ Организация само должно проверять сведения об отсутствии у нее доходов.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал на доводах, изложенных в письменном отзыве, дополнительно пояснил, что случай истца прямо не предусмотрен п.п. 47, 50 Рекомендаций к Правилам. Тем не менее, истец Захарова Л.А. к заявлению о назначении субсидии не приложила справку Службы занятости о том, что не получает пособия, как ей было рекомендовано специалистом МУ Организация. Захаровой Л.А. не направляли копию решения об отказе в назначении субсидии, сообщили о принятом решении в письме. Субсидии назначаются на 6 месяцев, начиная с месяца подачи заявления, если оно подано не позднее 15 числа; применительно к заявлению Захаровой Л.А. - она могла претендовать на получение субсидии с мая по октябрь 2011 года, поскольку подала заявление 12.05.2011; при этом Захарова Л.А. должна была приложить к заявлению сведения об отсутствии доходов или их размере за полгода, предшествующие назначению субсидии или за период с 01.11.2010 по 30.04.2011; эта обязанность ею не выполнена. Представитель ответчика считает, что представление истцом в судебном заседании справки Службы занятости населения не является основанием для назначения субсидии с мая по октябрь 2011 года; Захаровой Л.А. необходимо вновь обратиться с заявлением о назначении субсидии, приложив к заявлению эту справку.

    Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск Захаровой Л.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что на территории ГО Сухой Лог органом, уполномоченным определять права граждан на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является ответчик - Муниципальное учреждение «Организация» в соответствии с п. 7 Правил (орган местного самоуправления или уполномоченное им муниципальное учреждение).

В соответствии с ч. ч. 1 и 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации; в соответствии с п. 8 пп. "г" Правил для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства помимо заявления о предоставлении субсидии в том числе и документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг разработаны в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 и утвержденными им Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждены Приказом Минрегионразвития РФ №58 и Приказом Минздравсоцразвития РФ №403 от 26.05.2006.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся, в том числе:

4.1. прием заявлений граждан о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов;

4.2. консультирование граждан по вопросам предоставления субсидий;

4.3. определение полноты и достоверности представленных гражданами документов;

4.9. расчет размера субсидии;

4.10. принятие решения о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доведение принятого решения до граждан;

4.11. формирование в отношении каждого заявителя дела, включающего документы, необходимые для принятия решения;

4.18. проверка при необходимости представленных заявителем сведений и документов.

Из указанного следует, что проверка представленных заявителем сведений не является обязанностью уполномоченного органа, но правом - при возникновении сомнений в достоверности представленных сведений.

Согласно п. 43 Рекомендаций граждане при обращении за субсидиями должны представить заявление о предоставлении субсидий (рекомендуемую форму заявления) и документы, указанные в пунктах 8 и 9 Правил; эти пункты содержат общий перечень документов, так в подп. «г» указано лишь на документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, без точного перечня и (или) вида документов, подтверждающих отсутствие доходов.

В соответствии с п. 47 Рекомендаций к документам, подтверждающим доходы заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, относятся в том числе:

а) справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах;

б) справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников;

в) документы (заявление, копия договора и др.), содержащие сведения о размерах доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи;

г) справки, договоры возмездного оказания услуг и выполнения подрядных работ, другие документы или их копии о размерах других доходов;

д) заявление, копия договора и др. документы, содержащие сведения о доходах, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

з) документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа;

и) заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе;

к) иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством.

       Согласно п. 50 Рекомендаций к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся:

а) для граждан, имеющих статус безработных, - документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;

в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся в том числе:

лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения).

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 12 Правил при наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 Правил. Однако такие обстоятельства в отношении заявителя Захаровой Л.А. отсутствуют, МУ Организация не принимал решения об освобождении Захаровой Л.А. от обязанности представления всех или части документов, включая справку об отсутствии доходов.

Истец Захарова Л.А. пояснила суду, что к заявлению о предоставлении субсидии она не приложила заявление о самостоятельно декларированных доходах (их отсутствии), как это рекомендуется подп. «и» п. 47 Рекомендаций при отсутствии возможности подтвердить доходы либо их отсутствии, а также не исполнила рекомендацию специалиста уполномоченного органа по предоставлению справки Службы занятости об отсутствии учета, статуса безработной и пособий в соответствии с п. 50 Рекомендаций.

       Суд усматривает, что Захарова Л.А. к заявлению о представлении субсидии должна была приложить либо заявление в произвольной форме об отсутствии у нее любых доходов, в том числе отсутствие статуса безработной, для того, чтобы уполномоченный орган мог это проверить, либо по рекомендации специалиста МУ Организация приложить справку Службы занятости об отсутствии учета в статусе безработного и выплаты полагающихся пособий.

        Таким образом, Захарова Л.А. при подаче заявления о предоставлении субсидий не выполнила требования Правил и Рекомендаций, не представила справки Службы занятости либо заявления об отсутствии у нее доходов за 6 месяцев, предшествующих заявлению.

        По этой причине МУ Организация правомерно решил отказать Захаровой Л.А. в предоставлении субсидии. Это решение (л.д. 42) проверено ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Сухоложскому району; отказ в назначении субсидии признан обоснованным и оформленным в установленные сроки (л.д. 33).

       В отношении доводов представителя ответчика о том, что случай Захаровой Л.А. не в полном объеме предусмотрен Правилами и Рекомендациями, суд отмечает, что пункт 6 Рекомендаций указывает, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

создавать региональные экспертные комиссии, в состав которых входят руководители и/или главные специалисты уполномоченных органов отдельных муниципальных образований, с целью разработки алгоритмов для решения сложных вопросов, возникающих в практической деятельности уполномоченных органов при определении прав граждан на субсидию, исчислении совокупного дохода семьи и расчете субсидий;

распространять рекомендации экспертных комиссий среди всех уполномоченных органов, действующих на территории субъекта Российской Федерации. В связи с этим уполномоченный орган вправе обратиться в региональную экспертную комиссию с вопросом, какие документы должен представлять заявитель в обоснование сведений об отсутствии доходов.

        Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не содержат исчерпывающего перечня документов, необходимых для разрешения заявления о предоставлении субсидии, но устанавливают, что субсидии носят заявительный характер, предоставляются сроком на 6 месяцев с месяца подачи заявления при условии, что оно подано до 15 числа, или с первого числа последующего месяца, если заявление подано после 15 числа (пункты 41, 44). Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, направляет соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил (пункт 42). Эти требования Правил соблюдены ответчиком МУ Организация.

         Таким образом, ответчик МУ Организация представил исчерпывающие доказательства законности и обоснованности решения от 23.05.2011 об отказе Захаровой Л.А. в предоставлении субсидии на период с 01.05.2011 по 31.10.2011 в связи с тем, что представлены неполные сведения о доходах семьи за период с 01.11.2010 по 30.04.2010.

         Руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         Отказать Захаровой Людмиле Александровне в удовлетворении иска в полном объеме.

         Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате 01.09.2011 (27 и 28 августа выходные дни).

         Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд.

    Копия верна.

    Судья: подпись.

    Судья                                                                                                               Т.Р. Айнсоф

    Сухоложского городского суда

    Свердловской области