2-635/2011 ~ М-673/2011



Гр. дело № 2-635/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года                                                                                               г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Донгузовой А.М., с участием истца Цикарева Л.В., представителя ответчика Ермолаевой О.А. (по доверенности от 01.06.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цикарева Леонида Васильевича к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району о о взыскании сумм недоплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, компенсации морального вреда,

установил:

Цикарев Л.В. просит о взыскании сумм недоплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, компенсации морального вреда. В обоснование указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает названные компенсации. Считает, что, в нарушение требований законодательства, ответчик неправильно производил ежегодную индексацию спорных сумм, в результате чего образовалась задолженность. Нарушением его прав ему был причинен моральный вред, подлежащий компенсации. Просит: 1) взыскать недоплаченные суммы: компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2008 года по 31 июля 2011 года - 21 771 руб. 02 коп., ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008 - 2010 годы - 2 788 руб. 95 коп.; 2) обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячно, начиная с 01 июля 2011 года компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 275 руб. 65 коп., подлежащую последующей индексации в установленном законом порядке; 3) обязать ответчика назначить и выплачивать ежегодно, начиная с 2011 года, ежегодную компенсации за вред здоровью в размере 1 597 руб. 21 коп., подлежащую последующей индексации в установленном законом порядке; 4) взыскать с ответчика 20 000 руб. компенсации морального вреда.

Ответчик в письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 № 122-ФЗ был изменен порядок исчисления двух спорных компенсаций. Эти нормы проверены Конституционным судом, Постановлением от 19 июня 2002 года № 11-П не были признаны противоречащими Конституции Российской Федерации. Затем Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливались правила индексации двух спорных компенсаций с 2002 года по настоящее время. Истец не обращался в 2006 и 2009 годах с заявлением о выплате ежегодной компенсации на оздоровление, эта выплата имеет заявительный характер, в остальные годы истец такие заявления подавал. Судебные решения, принятые в пользу других лиц, не имеют преюдициальной силы. Поскольку иск заявлен о нарушении имущественных прав, компенсация морального вреда невозможна (л.д. 25-27).

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Пояснил, что когда работал на заводе, ежегодно во время отпуска писал заявления по поводу отпуска и о выплате ежегодной компенсации. Затем с завода уволился, сотрудник ответчика, он не может точно сказать фамилию, сказала ему, что заявления о выплате ежегодной компенсации писать теперь не нужно, ему и так эти деньги перечислят.

Представитель ответчика Ермолаева О.А. поддержала доводы письменного отзыва.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов личного дела истца (л.д. 32-41) следует, что он является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров согласно п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ) и ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в соответствии со ст. 40 названного Закона (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 3 статьи 15 и статьёй 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в действующей редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 206-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 07 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. № 171, от 21 декабря 2007 г. № 914, от 16 декабря 2009 г. № 1024, от 21 декабря 2010 г. № 1079 утверждены Правили индексации спорных выплат в 2004 - 2011 годах.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

В связи с этим нет оснований для удовлетворения требований истца об индексации спорных сумм.

Исходя из представленных ответчиком решений от 01 декабря 2010 года (л.д. 33), от 06 февраля 2008 года (л.д. 34), следует, что ежегодная компенсация на оздоровление за 2008 и 2010 годы истцу выплачена, не выплачена за 2009 год, поскольку отсутствует соответствующее заявление. Суд считает не основанной на законе и не подтвержденной доказательствами позицию истца о том, что ответчик незаконно ввел его в заблуждение, поскольку работник ответчика сказал истцу, что нет необходимости писать заявление.

На основании пункта 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).

Из материалов дела следует, что истец подавал такие заявления ежегодно по настоящее время, не подал только за 2006 и 2009 годы. Таким образом, порядок получения выплаты истцу был известен и исполнялся, он не получил выплаты по своей вине.

Поскольку нет оснований для удовлетворения требований истца, ответчиком не нарушены неимущественные права истца или его нематериальные блага, нет предусмотренных статьями 151, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Цикарева Леонида Васильевича к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Сухоложскому району о о взыскании сумм недоплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, компенсации морального вреда отказать.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2011 года и с этого дня может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Судья: подпись

копия верна:

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области                                                                                             Д.Г. Вяцков