Гр. дело №2-558/2011 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Сухой Лог 13 сентября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи СтрокинаС.В., при секретаре Мельниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Организация» о возложении обязанности организовать санитарно-защитную зону. УСТАНОВИЛ: Сухоложский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Организация» (далее ОАО «Организация»), в котором просит обязать ответчика организовать санитарно- защитную зону. В частности, утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Богдашова П.В. поддержала исковые требования, суду пояснила, что организация санитарно-защитной зоны предприятия необходима для исключения негативного воздействия на окружающую среду, жизнедеятельность и здоровье населения ГО Сухой Лог. Ответчик иск не признал (л.д.47-49). Представитель ответчика Порядин О.В. суду пояснил, что указанные требования незаконны; а сроки не разумны и не выполнимы в связи с большим временем проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области исковые требования поддержало, в отзыве на заявленные требования указало, что срок выполнения ОАО «Организация» обязанности по утверждению проекта окончательной санитарно-защитной зоны, указанный истцом, является обоснованным и разумным (л.д. 134-136) Суд, заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно уставу ОАО «Организация» одним из основных видов деятельности предприятия является производство и реализация огнеупорных материалов и теплоизоляционных изделий (л.д. 6-14). В соответствии со статистическим отчетом по форме 2 ТП (воздух) за 2010 год предприятием, в атмосферный воздух выброшено 2294,865 загрязняющих веществ, в том числе твердых 137,402, жидких и газообразных 2157,463. На предприятии функционирует 18 неорганизованных источников выбросов (л.д. 18-22). Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона "Об охране окружающей среде" предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2Л/2Л. 1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», санитарно-защитная зона - это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. То есть организация санитарно-защитной зоны является одним из мероприятий по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских я сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Согласно разделу 7.1.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №, ОАО «Организация» относится к объекту III класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 300 м. Как следует из требований ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам. К обязанностям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в соответствии их полномочиями отнесено осуществление мер по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. ОАО «Организация», в нарушение ст.ст. 34, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и 2.1, 2.5, 2.11 СанПиН 22.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны. В п.2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным" режимом природопользования. В ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.1, 2.6, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.092007г №, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Согласно п. 2.2 указанного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Ответчиком разработан и утвержден проект организации и благоустройства расчетной санитарно-защитной зоны (экспертное заключение от 13.04.2011 г. № л.д. 25 - 36). На проект обоснования установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны заводом получено отрицательное заключение (экспертное заключение от 31.04.2011 № л.д. 37-43). Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона от 04 05 1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. ОАО «Организация» не имеет утвержденного проекта обоснования установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: -соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; -обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; -допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; -презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются -предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции РФ), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Таким образом, фактическое наличие нарушения правил по организации санитарно-защитной зоны, а равно и соответствующая такому наличию обязанность ОАО «Сухоложский огнеупорный завод» по устранению нарушения, не вызывает у суда сомнений. Обсуждая сроки, которые необходимо установить для исполнения данной обязанности, суд учитывает следующие обстоятельства. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам. Как следует из п.п. 3 п. 1 ст. 51, с учетом п. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений. Согласно п. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с п. 6 Приложения № 1 «Порядка организации и проведения санитарно -эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев. После проведения экспертизы документы направляются для оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения законодательно не регламентирован. Таким образом, срок выполнения ОАО «Организация» обязанности по утверждению проекта окончательной санитарно-защитной зоны (шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу), а также обязанности ответчика по организации санитарно-защитной зоны в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, является обоснованным и разумным поскольку он не противоречит законодательству и согласуется с мнением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Организация» о возложении обязанности организовать санитарно-защитную зону - удовлетворить. Обязать ОАО «Организация» утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и произвести работы по организации санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Мотивированное решение изготовлено 19.09.2011. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна Судья Сухоложского городского суда СВ. Строкин