2-683/2011



                                                                         Дело 2- 683 за 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области

В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.

При секретаре Федерягиной О.А.

С участием старшего помощника прокурора Богдашовой П.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Думе городского округа Сухой Лог, Администрации городского округа Сухой Лог, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Название» о признании незаконным решения Думы городского округа Сухой Лог от 25.11.2010 в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения, возложении обязанностей установить плату за услугу по вывозу жидких бытовых отходов исходя из объема вывезенных жидких бытовых отходов, произвести перерасчет платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов.

У С Т А Н О В И Л:

Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Сухой Лог, ООО УК «Название», в котором просит признать решение Думы городского округа Сухой Лог от 25.11.2010 «Об установлении платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения в городском округе Сухой Лог на 2011 год» в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения незаконным; признать действия Администрации городского округа Сухой Лог по установлению платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения незаконным; обязать ООО УК «Сухоложская» произвести гражданам пересчет платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов, начиная с 1.01.2011, приняв за единицу измерения объем вывезенных жидких бытовых отходов.

В обоснование иска указано, что решением Думы городского округа Сухой Лог от 25.11.2010 «Об установлении платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения в городском округе Сухой Лог на 2011 год» установлена и введена в действие с 1.01.2011 для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, плата за содержание и ремонт жилых помещений. Пунктом 6 приложения к решению думы установлено, что плата за вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) взимается, исходя из общей площади жилого помещения, и составляет за единицу измерения 1 кв.м общей площади - 9,30 руб. Данное решение Думы ГО Сухой Лог прокурор считает незаконным. В соответствии со ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов должна содержать, в том числе, и услуги по вывозу ЖБО и не должна взиматься дважды: по графе «содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов» и графе «вывоз жидких бытовых отходов». В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утв. Постановление Госстандарта Российской Федерации 28.06.1993 услуги «сбор бытовых отходов» и «вывоз твердых и жидких бытовых отходов» отнесены к жилищным услугам (не коммунальным услугам). Однако отнесение данной услуги к жилищной не свидетельствует о том, что единицей измерения по ней является исключительно площадь жилого помещения. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 5.11.1998 «О методических рекомендациях по формированию и утверждению экономически обоснованных тарифов по вывозке твердых и жидких бытовых отходов» тарифы на услуги, оказываемые специализированными организациями, устанавливаются органами местного самоуправления либо по согласованию с ними. Указанными методическими рекомендациями определено, что в качестве исходной базы для установления тарифа принимается нормативная себестоимость работ, необходимый размер прибыли и расчетный объем вывезенных отходов. Тариф определяется на 1 кубический метр отходов делением суммы затрат по вывозке бытовых отходов и установленного размера прибыли на объем вывезенных бытовых отходов. На основании изложенного плата за услугу по вывозу ЖБО должна быть установлена исходя из объема вывезенных отходов. Администрация ГО Сухой Лог установила плату за вывоз твердых бытовых отходов, включенную наравне с платой за вывоз ЖБО в перечень услуг по содержанию и ремонту жилых помещений (п.7 приложения к решению ) за кубический метр отходов. На территории ГО Сухой Лог также действует решение Думы ГО от 23.12.2010 «Об утверждении тарифов на услуги по вывозу отходов». В соответствии с данным решением определены тарифы на услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, оказываемые специализированными организациями, где за единицу платы взят объем отходов (куб.м.). Таким образом, на территории ГО Сухой Лог действуют два нормативных правовых акта, регулирующих плату по вывозу ЖБО, в которых по разному определена плата за вывоз ЖБО. УК «Название» с населения взимает плату по одним тарифам, а со специализированными организациями расплачивается по другим, при этом плата с населения является значительно большей. Наниматели жилого помещения, собственники жилого помещения, не принявшие решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или не реализовавшие принятое решение о выборе способа управления этим домом, ставятся в неравное положение с остальными жителями (принявшими решение о выборе способа управления многоквартирным домом, заключившими договор на вывоз ЖБО непосредственно со специализированной организацией), поскольку плата за вывоз ЖБО с ним взимается в значительно больших размерах.

Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 23.05.2011 исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Сухой Лог, ООО УК «Название» были удовлетворены: решение Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 было признано незаконным в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения; на Администрацию ГО Сухой Лог возложена обязанность по установлению платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, приняв за единицу измерения объем вывезенных жидких бытовых отходов; на ООО УК «Название» возложена обязанность произвести гражданам перерасчет платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов начиная с 1.01.2011, приняв за единицу измерения объем вывезенных жидких бытовых отходов.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2.08.2011 решение Сухоложского городского суда от 23.05.2011 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Старший помощник Сухоложского городского прокурора Богдашова П.В. уточнила п.2 требований: просит обязать Администрацию ГО Сухой Лог и Думу ГО Сухой Лог установить плату за услугу по вывозу жидких бытовых отходов для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, приняв за единицу измерения объем вывезенных жидких бытовых отходов. В остальной части исковые требования оставляет без изменения, показав, что п.6 Приложения № 2 к решению Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 противоречит п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 12.08.2006. В п.11 Правил указано, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов. В то время как в Приложении № 2 в решению Думы ГО Сухой Лог определены отдельно плата за содержание и ремонт общего имущества и плата за вывоз ЖБО. Графа «содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов» должна включать все перечисленные пунктами 2-7 Приложения услуги. Также оспариваемый п.6 Приложения к решению Думы ГО Сухой Лог не соответствует Постановлению Правительства Свердловской области от 5.11.1998 «О методических рекомендациях по формированию и утверждению экономически обоснованных тарифов по вывозке твердых и жидких бытовых отходов». Плата за услугу по вывозу ЖБО в силу прямого указания Рекомендаций должна быть установлена исходя из объема вывезенных отходов. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава ГО в принятии нормативно-правового акта, регулирующего вопросы по установлению тарифов, принимают участие как Администрация ГО, разрабатывающая тарифы, так и Дума ГО, которая их принимает. Поэтому требования о возложении обязанности по установлению платы за услугу ЖБО заявляются и к Администрации ГО Сухой Лог и к Думе ГО. ООО УК «Название» выставляет гражданам счета по оплате жилищно-коммунальных услуг. Именно управляющая компания производит перерасчет платежей, поэтому требования, изложенные     в п.3 искового заявления, предъявляются к УК «Название», они взаимосвязаны с требованиями прокурора к Администрации ГО, Думе ГО.

Представитель Думы ГО Сухой Лог, Администрации ГО Сухой Лог, действующий на основании доверенностей от 2.12.2008, 19.09.2011 (л.д.115, 116) Лихачев И.И. с иском прокурора не согласен, показав, что решение Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 полностью соответствует нормам действующего законодательства, было принято     на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что размер платы за содержание жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади. Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Установленный оспариваемым решением тариф по вывозу ЖБО был выделен в решении Думы для того чтобы поставить жителей города в известность о размере платы за эту услугу, являющуюся составной частью содержания общего имущества. Двойное взимание платы с потребителей не происходит. Постановление Правительства Свердловской области от 5.11. 1998 № 1136-ПП не должно применяться, т.к. оно противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации. Требования прокурора, заявленные к Администрации ГО Сухой Лог, необоснованны. В соответствии с Уставом ГО Сухой Лог к компетенции Администрации ГО не относится установление тарифов, Администрация принимает только участие в их разработке.

Представитель ООО УК «Название» Блинова В.Ю. с иском прокурора к Управляющей компании не согласна по тем основаниям, что управляющая компания производит начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основании решения Думы ГО Сухой Лог. Статьями 36, 37 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено содержание общего имущества многоквартирного дома собственниками помещений. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади помещения собственника, а размер расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов отнесены к жилищным услугам, а не к коммунальным, в связи с чем тариф утвержден из расчета 1кв.м занимаемой собственниками площади. Выгребная яма - это общее имущество многоквартирного дома и ее содержание (чистка, ремонт, вывоз ЖБО) пропорциональна площади помещений по 9,30 руб. за 1 кв.м. В оспариваемом Решении Думы ГО некорректно названа услуга «вывоз жидких бытовых отходов», должно быть «содержание выгребной ямы». Двойное начисление оплаты для потребителей не происходит, что видно из квитанций потребителей, в которых отдельно указаны тарифы за услугу содержание жилья и за услугу «ассенизация».

Суд, заслушав старшего помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, находит требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 в части установления платы за услугу по вывозу ЖБО в зависимости от площади жилого помещения не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно ч.1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональная размеру общей площади указанного помещения.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу пп. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 23 Устава городского округа Сухой Лог, принятого Решением городской Думы от 10.06.2005 в редакции Решения Думы городского округа Сухой Лог от 24.04.2008 , в исключительной компетенции Думы городского округа находится установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования Свердловской области для городского округа Сухой Лог, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Как следует из п.1 ст. 30 Устава городского округа Сухой Лог, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Согласно п.10 ст. 31 Устава городского округа Сухой Лог в редакции от 30.09.2010 к полномочиям администрации городского округа относится в том числе разработка тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Решением Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 была установлена и введена в действие с 1 января по 31 декабря 2011 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, плата за содержание и ремонт жилых помещений, а именно пунктом 6 Приложения установлена плата за вывоз жидких бытовых отходов 9.30 руб. за 1 кв.м общей площади.

Указанное решение было опубликовано в газете «Знамя Победы» № 134-135 от 30.11.2010 («Городской вестник»).

Как видно из квитанций по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги жителям г. Сухой Лог, с января 2011 года начисляется плата за ассенизацию 9,30 руб. за 1 кв.м, за содержание жилья 8,78 руб. за 1 кв.м (л.д.9, 10).

Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, приходит к выводу, что Решение Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения является законным, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вывоз жидких бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Услуга по вывозу ЖБО не отнесена к коммунальным услугам, плата за эту услугу и размер ее определяется по правилам статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно исходя из занимаемой потребителем общей площади жилого помещения.

Суд не находит противоречия между Приложением № 2 к Решению Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 . В указанном пункте 11 Правил отражено, что включает в себя содержание общего имущества многоквартирного дома. В Приложении № 2 к Решению Думы ГО Сухой Лог услуга по вывозу ЖБО отнесена к содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, только конкретизирован размер платы за эту услугу. Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в оспариваемом Решении Думы ГО Сухой Лог установлена также из расчета за 1 кв.м общей площади. Как пояснили представители Думы ГО Сухой Лог и ООО УК «Название», конкретизация тарифов за жилищные услуги, являющиеся составными частями деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома была сделана в интересах жителей города, в целях открытости и прозрачности выставляемых потребителям счетов.

Плата за услугу - вывоз ЖБО дважды с жителей города с 2011 года не взимается, что следует из квитанций по начислению платы за ЖКУ (л.д. 7,9, 10).

Постановление Правительства Свердловской области от 5.11.1998 «О методических рекомендациях по формированию и утверждению экономически обоснованных тарифов по вывозке твердых и жидких бытовых отходов», на которое ссылается прокурор в обоснование своих требований, было принято до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, оно находится в противоречии с вышеуказанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и не подлежит применению в соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Решение Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 принято в пределах компетенции Думы ГО - ст. 23 Устава городского округа Сухой Лог.

На основании изложенного суд выносит решение об отказе Сухоложскому городскому прокурору в удовлетворении требования в интересах неопределенного круга лиц о признании Решения Думы ГО Сухой Лог от 25.11.2010 «Об установлении платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения в городском округе Сухой Лог на 2011 год» в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения.

В связи с чем не подлежат удовлетворению и требования прокурора к Администрации ГО Сухой Лог, Думе ГО Сухой Лог, ООО УК «Название» о возложении обязанности на Администрацию ГО Сухой Лог и Думу ГО Сухой Лог установить плату за услугу по вывозу ЖБО, приняв за единицу измерения объем вывезенных ЖБО, возложении обязанности на Управляющую компанию произвести гражданам перерасчет платы за услугу по вывозу ЖБО.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Сухоложскому городскому прокурору в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к Думе городского округа Сухой Лог, Администрации городского округа Сухой Лог, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Название» о признании незаконным решения Думы городского округа Сухой Лог от 25.11.2010 в части установления платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов в зависимости от площади жилого помещения, возложении обязанностей установить плату за услугу по вывозу жидких бытовых отходов исходя из объема вывезенных жидких бытовых отходов, произвести перерасчет платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 5.10.2011.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: