2-809/2011



                                                                            Дело 2-809 за 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области

В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.

При секретаре Федерягиной О.А.

С участием помощника прокурора Ситниковой О.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сухоложского городского прокурора в интересах Качусовой Надежды Николаевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

У С Т А Н О В И Л:

Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Качусовой Н.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Качусовой Н.Н., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Качусовой Н.Н. по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что Качусова Н.Н., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 заочным решением Сухоложского городского суда от 4.12.2007 лишен в отношении истицы родительских прав. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 8.02.2007 -ПГ над несовершеннолетней Качусовой Н.Н. было установлено попечительство ФИО3 11.11.2008 приказом заместителя начальника УСЗН ФИО3 была освобождена от обязанностей попечителя, а несовершеннолетняя Качусова Н.Н. была передана на полное государственное обеспечение в ГОУ СПО Свердловской области «Организация1». 2.03.2009 от директора ГОУСПОСО «Организация1», являвшегося государственным опекуном Качусовой Н.Н. в администрацию ГО Сухой Лог поступило заявление о принятии Качусовой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 29.04.2009 Качусова Н.Н. была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья в Администрации ГО Сухой Лог. 30.06.2010 Качусова Н.Н. была отчислена из ГОУСПОСО «Организация1» в связи с окончанием срока обучения. На основании постановления главы ГО Сухой Лог от 30.11.2010 с Качусовой Н.Н. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, находящемся по адресу: <адрес>, общей площадью 16,5 кв.м на срок 1 год. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении Качусовой Н.Н. не было предоставлено жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Качусова Н.Н. не имеет в собственности жилого помещения. Качусова Н.Н. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м.

Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления.

Истец Качусова Н.Н. в суд не явилась, направила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, удовлетворить требования прокурора в ее интересах (л.д.72).

Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог в суд не явился, направил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя ответчика (л.д.65).

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 73).

От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 45-48,49), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушений требований разумности и справедливости. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Распределение Министерством Качусовой Н.Н. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего Качусову Н.Н., будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка. Возложение решением суда на Министерство обязанности приобретения за счет средств областного бюджета и распределения Качусовой Н.Н. жилого помещения повлечет за собой нарушение прав других детей-сирот. Истец требует предоставить Качусовой Н.Н. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социально обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как было установлено судом, мать Качусовой Н.Н. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), отец ФИО2 заочным решением суда от 4.12.2007 был лишен родительских прав в отношении Качусовой Н.Н. (л.д.10-11).

Приказом ТОИОГВСО-УСЗН г. Сухой Лог от 11.11.2008 Качусова Н.Н. была помещена на полное государственное обеспечение в ГОУСПОСО «Организация1» (л.д.14), где обучалась до 30.06.2010 (л.д. 16,17, 18-20).

Постановлением главы ГО Сухой Лог от 29.04.2009 (л.д.7) Качусова Н.Н. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На основании постановления главы ГО Сухой Лог от 30.11.2010 с Качусовой Н.Н. 1.12.2010 был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> сроком на один год (л.д. 32, 33-34).

В материалах дела имеются: свидетельство о регистрации по месту пребывания от 30.10.2009 (л.д.31), справка ООО «Организация2» от 14.07.2010 (л.д.35), из которых следует, что Качусова Н.Н, была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> общежитие, с 30.10.2009 по 30.06.2010, с 14.07.2010 по 6.07.2011 была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.35).

Таким образом, судом было установлено, что Качусова Н.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончания пребывания в образовательном учреждении Качусова Н.Н. не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Качусовой Н.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Качусовой Н.Н., <данные изъяты> являющейся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения.

Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).

Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Качусовой Н.Н., лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за нею жилого помещения, за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ), распределить жилое помещение Качусовой Н.Н. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог.

Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Качусовой Н.Н. договор социального найма в отношении приобретенного для нее жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для Качусовой Надежды Николаевны, <данные изъяты>, не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог.

Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить жилое помещение Качусовой Надежде Николанвне по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011.

Председательствующий: