Дело 2-783 за 2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 ноября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Мельниковой О.В. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Епанчинцева Алексея Александровича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Епанчинцева А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Епанчинцеву А.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Епанчинцеву А.А. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Епанчинцев А.А., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Епанчинцева Т.Н. <данные изъяты>, отец Епанчинцев А.Г. заочным решением Сухоложского городского суда от 26.12.2002 лишен в отношении истица родительских прав. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 18.04.1995 № Епанчинцев А.А. был помещен на постоянное проживание в Сухоложский дошкольный детский дом. 16.04.2008 Епанчинцев А.А. обратился в Администрацию ГО Сухой Лог с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 29.04.2008 № Епанчинцев А.А. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья. 30.06.2001 Епанчинцев А.А. был отчислен из ГОУСПОСО «Организация1 « в связи с окончанием срока обучения. На основании постановления главы ГО Сухой Лог от 29.06.2001 № с Епанчинцевым А.А. был заключен договор найма специализированного жилого помещения в общежитии, находящемся по адресу: <адрес> на срок 1 год. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении истцу не было предоставлено по договору социального найма жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Истец не имеет в собственности жилого помещения, он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 №. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления. Истец Епанчинцев А.А. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что на основании договора найма он проживает в общежитии по <адрес>, зарегистрирован по указанному адресу на 1 год с 30.06.2011. В собственности он жилья не имеет. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог Долгополова Н.А. согласна с иском прокурора в отношении Администрации, показав, что обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору социального найма гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, возникает после того как такие жилые помещения поступят в муниципальную собственность и не ранее издания приказа министром строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 33). От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 27-29,30), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушений требований разумности и справедливости. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 №. Распределение Министерством Епанчинцеву А.А. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего Епанчинцева А.А., будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка. Возложение решением суда на Министерство обязанности приобретения за счет средств областного бюджета и распределения Епанчинцеву А.А. жилого помещения повлечет за собой нарушение прав других детей-сирот. Истец требует предоставить Епанчинцеву А.А. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социально обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, мать Епанчинцева А.А. (л.д.13) - Филимонова (Епанчинцева) Т.Н. умерла 29.09.2002 (л.д. 7, 8), отец Епанчинцев А.Г. заочным решением суда от 26.12.2002 был лишен родительских прав в отношении Епанчинцева А.А. (л.д. 6). Постановлением главы администрации города Сухой Лог от 18.04.1995 № Епанчинцев А.А. был помещен в Сухоложский дошкольный детский дом (л.д.9). Епанчинцев А.А. находился на полном государственном обеспечении в ГОУ МО «Организация2» до 2.09.2008, затем проходил обучение в ГОУСПОСО «Организация1» до 30.06.2011 (л.д. 11, 12). Постановлением главы ГО Сухой Лог от 29.04.2008 № (л.д.5) Епанчинцев А.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. На основании постановления главы ГО Сухой Лог от 29.06.2011 № с Епанчинцевым А.А. 30.06.2011 был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, сроком на один год (л.д. 18, 19-20). Таким образом, судом было установлено, что Епанчинцев А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончания пребывания в образовательном учреждении Епанчинцев А.А. не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Епанчинцева А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Епанчинцева А.А., <данные изъяты>, являющегося лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Организация3» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Епанчинцева А.А., лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения, за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 №), распределить жилое помещение Епанчинцеву А.А. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Епанчинцевым А.А. договор социального найма в отношении приобретенного для него жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для Епанчинцева Алексея Александровича, <данные изъяты>, не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить Епанчинцеву Алексею Александровичу переданное в муниципальную собственность жилое помещение по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22.11.2011. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: