Дело 2-784 за 2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 ноября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Мельниковой О.В. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Ермаковой Анны Алексеевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Ермаковой А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Ермаковой А.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Ермаковой А.А. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Ермакова А.А., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - ФИО2 решением Сухоложского городского суда от 31.03.2008 лишена родительских прав, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 4.08.2008 № Ермакова А.А. была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья. В 2008 году Ермакова А.А. получила аттестат об основном общем образовании, полученном в МОУ СОШ № 2. Истица проживает в арендуемой квартире по адресу: <адрес>. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении истцу не было предоставлено по договору социального найма жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Истец не имеет в собственности жилого помещения, она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 №. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления. Истец Ермакова А.А. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что она проживает снимает квартиру у знакомых, находящуюся по адресу: <адрес> своего жилья она не имеет. Зарегистрированы она и ее дочь по адресу: <адрес> в квартире бабушки, которая является нанимателем жилого помещения. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог Долгополова Н.А. с иском прокурора к Администрации ГО Сухой Лог согласна, показав, что основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений являются приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Обязанность Администрации ГО Сухой Лог предоставить жилое помещение по договору социального найма истице Ермаковой А.А., согласно установленного порядка, возникает после того как жилое помещение поступит в муниципальную собственность и не ранее издания приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям -сиротам жилых помещений. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 31). От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 32-33, 34), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в абз.2 п.1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи собственника в соответствии с ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Такие права не подлежат государственной регистрации. Кроме того, факт наличия закрепленного жилого помещения закон связывает не с наличием каких-либо административных актов закрепления, а с наличием у лица права пользования жилым помещением, основанного на нормах закона. Из представленных истцом справок, Ермакова А.А. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, а также в жилом помещении по адресу: <адрес>. Из представленных истцом доказательств не ясно, кто является собственником, нанимателем по договору социального найма в отношении указанных жилых помещений, соответственно обладает ли Ермакова А.А. правом пользования жилыми помещениями как член семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социально обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, мать истца - ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери Анны решением Сухоложского городского суда от 31.03.2008 (л.д.13), отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9). На основании постановления главы ГО Сухой Лог от 25.12.2007 № над несовершеннолетней Ермаковой А.А. было установлено попечительство ФИО1 (л.д.7). Ермакова А.А. окончила среднюю школу в 2008 году (л.д.10) Постановлением главы ГО Сухой Лог от 4.08.2008 № (л.д. 11) Ермакова А.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Ермакова А.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что следует из справки ТОИОГВСО-УСЗНМСЗН по Свердловской области от 15.07.2008 (л.д. 17). Она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с 4.06.2010, площадь этого жилого помещения составляет 14,3 кв.м, нанимателем квартиры является Ермакова Н.В., ранее истица была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 14). Таким образом, судом было установлено, что Ермакова А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончания пребывания в образовательном учреждении Ермаковой А.А. не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Ермаковой А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Ермаковой А.А., <данные изъяты> являющейся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения (л.д. 16,17 20). Доводы ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, изложенные в отзыве на исковое заявление, являются несостоятельными и не основанными на законе. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Ермаковой А.А., лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за ней жилого помещения, за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 №), распределить жилое помещение Ермаковой А.А. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Ермаковой А.А. договор социального найма в отношении приобретенного для нее жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для Ермаковой Анны Алексеевны, <данные изъяты>, не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить Ермаковой Анне Алексеевне переданное в муниципальную собственность жилое помещение по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22.11.2011. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: