2-786/2011 ~ М-836/2011



                                                                            Дело 2-786 за 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области

В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.

При секретаре Мельниковой О.В.

С участием помощника прокурора Ситниковой О.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сухоложского городского прокурора в интересах Кострыкиной Алены Евгеньевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

У С Т А Н О В И Л:

Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Кострыкиной А.Е. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Кострыкиной А.Е., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Кострыкиной А.Е. по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что Кострыкина (добрачная фамилия Лыкова) А.Е., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 решением Тавдинского городского суда от 20.03.1998 был лишен родительских прав в отношении дочери. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 28.02.2007 Лыкова (Кострыкина) А.Е. была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья. Истица 31.01.2011 была отчислена из ГБОУСПОСО «Название» в связи с академической неуспеваемостью. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении истцу не было предоставлено по договору социального найма жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Кострыкина А.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес> в квартире опекуна ФИО3, фактически проживает по адресу: <адрес> совместно с мужем ФИО5 и сыном ФИО6 Истица не имеет в собственности жилого помещения, она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м.

Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, уточнив их: просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение, распределенное Кострыкиной А.Е. в муниципальную собственность, обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить истице переданное в муниципальную собственность жилое помещение по договору социального найма, пояснив, что на основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области Кострыкиной А.Е. предоставлено жилое помещение площадью 45 кв.м по адресу: <адрес>, но данное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, договор социального найма с истицей не заключен.

Истец Кострыкина А.Е. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что она проживает в квартире, принадлежащей ее бабушке, по адресу: <адрес> Истице передана квартира по <адрес>, но договор найма Администрация ГО Сухой Лог не заключила.

Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог в суд не явился, направил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя (л.д.39).

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 35).

От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 30- 32), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в абз. 2 п.1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи собственника в соответствии с ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Факт наличия закрепленного жилого помещения закон связывает не с наличием каких-либо административных актов закрепления (постановлений о закреплении, распоряжений о закреплении и т.д.) а с наличием у лица права пользования жилым помещением, основанного на нормах закона. Из представленной истцом справки от 9.02.2011 следует, что Кострыкина А.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Не ясно является ли Кострыкина А.Е, обладателем доли в праве собственности на данное жилое помещение, или обладает ои она правом пользования жилым помещением.

Заслушав помощника прокурора, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социально обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как было установлено судом, мать истца - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении детей решением Тавдинского городского суда Свердловской области от 20.03.1998 (л.д.11).

Истица заключила брак 25.02.2010 с ФИО5, после заключения брака ей была присвоена фамилия Кострыкина (л.д.16).

Кострыкина А.Е. обучалась в ГБОУСПОСО «Название» по 31.01.2011 (л.д.23)

Постановлением главы ГО Сухой Лог от 28.02.2007 Кострыкина А.Е. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

У Кострыкиной А.Е. и членов ее семьи ФИО5, ФИО6, <данные изъяты>, нет в собственности жилого помещения, что следует из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.20-22).

Также из материалов дела следует, что на основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области № 227-А от 19.10.2011 было распределено по согласованию с администрацией ГО Сухой Лог 10 жилых помещений, построенных (приобретенных) Свердловской областью в 20011 году за счет средств областного бюджета, выделенных для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения. В приложении к этому приказу под номером 2 указана Кострыкина А.Е., адрес предоставляемого ей жилого помещения: <адрес> (л.д.40,41). Между ЖСК «Доступное жилье» и Кострыкиной А.Е. был заключен 26.10.2011 договор передачи жилого помещения в пользование, на основании которого Кострыкиной А.Е. передано в пользование жилое помещение площадью 45 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.42).

Таким образом, судом было установлено, что Кострыкина А.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончания пребывания в образовательном учреждении Котрыкина А.Е. не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Жилое помещение переданное Кострыкиной А.Е. в пользование на основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 19.10.2011 не поступило в муниципальную собственность.

Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Кострыкиной А.Е. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Кострыкиной А.Е., <данные изъяты> являющейся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения.

Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).

Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность безвозмездно передать жилое помещение, приобретенное для Кострыкиной А.Е., в муниципальную собственность ГО Сухой Лог.

Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Кострыкиной А.Е. договор социального найма в отношении приобретенного для нее жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение, приобретенное для Кострыкиной Алены Евгеньевны, <данные изъяты>, в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог.

Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить Кострыкиной Алене Евгеньевне переданное в муниципальную собственность жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2011.

Председательствующий: