Дело 2-95 за 2012 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 февраля 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Федерягиной О.А. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Никитиной Натальи Андреевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Никитиной Н.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Никитиной Н.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Никитиной Н.А. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Никитина Н.А., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - ФИО1 заочным решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 21.11.2007 лишена в отношении дочери родительских прав, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 11.10.2006 № 1279-ПГ над несовершеннолетней Никитиной Н.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО3 Постановлением главы ГО Сухой Лог от 26.08.2009 № 1148-ПГ Никитина Н.А. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Никитина Н.А. до 19.08.2011 была зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>. В настоящее время она проживает по адресу: <адрес> - в доме, принадлежащем ее дедушке. Права на указанный дом у истицы отсутствуют. Никитина Н.А. окончила МОУ СОШ № 7, в июле она была отчислена из колледжа им.Ползунова в связи с академической неуспеваемостью. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении, достижение истицей совершеннолетия, прекращения опеки, ей не было предоставлено по договору социального найма жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Истец не имеет в собственности жилого помещения, она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления. Истец Никитина Н.А. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что она проживает по адресу: <адрес> вместе с дедом, который является собственником этого дома, по указанному адресу она зарегистрирована в августе 2011 года, ей не предоставляли жилое помещение по договору социального найма. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог Долгополова Н.А. с иском к Администрации ГО Сухой Лог согласна, показав, что обязанность Администрации предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает на основании Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП после того как такие жилые помещения поступят в муниципальную собственность и не ранее издания приказа министром строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям -сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 24). От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 27-29, 30), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушений требований разумности и справедливости. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Распределение Министерством Никитиной Н.А. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего Никитину Н.А., будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка. Возложение решением суда на Министерство обязанности приобретения за счет средств областного бюджета и распределения Никитиной Н.А. жилого помещения повлечет за собой нарушение прав других детей-сирот. Истец требует предоставить Никитиной Н.А. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, мать истца - Никитина А.В. лишена родительских прав в отношении дочери Натальи заочным решением Сухоложского городского суда от 21.11.2007 (л.д.16), отец Никитин А.А. умер 13.09.2006 (л.д.11). Постановлением главы ГО Сухой Лог от 26.08.2009 № 1148-ПГ (л.д. 8) Никитина Н.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Никитина Н.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что следует из справки ТОИОГВСО-УСЗНМСЗН по Сухоложскому району от 6.07.2009 (л.д.12). В собственности она жилья не имеет (л.д. 10). С 2.06.2004 Никитина Н.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.15). Таким образом, судом было установлено, что Никитина Н.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении совершеннолетия, окончания средней школы Никтина Н.А. не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Никитиной Н.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Никитиной Н.А., <данные изъяты>, являющейся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Никитиной Н.А., лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за ней жилого помещения, за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ), распределить жилое помещение Никитиной Н.А. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Никитиной Н.А. договор социального найма в отношении приобретенного для нее жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Никитиной Натальи Андреевны, <данные изъяты>, не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить переданное в муниципальную собственность жилое помещение Никитиной Наталье Андреевне по договору социального найма. Стороны имеют право подать на решение суда апелляционную жалобу в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 8.02.2012. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: