Дело 2-96 за 2012 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 февраля 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Федерягиной О.А. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Татарчукова Графа Анатольевича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Татарчукова Г.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Татарчукову Г.А., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Татарчукову Г.А. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Татарчуков Г.А., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец -ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы МО Сухой Лог от 22.02.2002 № 254-ПГ над несовершеннолетним Татарчуковым Г.А. была установлена опека, опекуном назначена Бельдянова Н.В. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 20.02.2009 № 221-ПГ Татарчуков Г.А. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Татарчуков Г.А. зарегистрирован по адресу: г. Сухой Лог, пос. Риковский, 16, в доме, принадлежащем опекуну. Заключением межведомственной комиссии от 20.12.2008 указанное жилое помещение признано неподлежащим ремонту и восстановлению, подлежащим сносу. Татарчуков Г.А. в период с 2001 по 2010 обучался в МОУ СОШ № 6, откуда в июне 2010 был отчислен в связи с окончанием 9 классов и получением аттестата. Несмотря на окончание пребывания в образовательном учреждении, ему не было предоставлено по договору социального найма жилое помещение установленной площади за счет средств областного бюджета. Истец не имеет в собственности жилого помещения, он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления, показав, что 22.08.2011 судом был принят отказ Сухоложского городского прокурора и истца Татарчукова Г.А. от иска к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог о предоставлении жилого помещения. Новые исковые требования заявлены по иному основанию, а именно жилое помещение Татарчукову Г.А. должно быть предоставлено после окончания одного образовательного учреждения на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Изменилась судебная практика. Верховный Суд Российской Федерации высказал свою позицию о том, что не имеет значения для предоставления жилья по договору социального найма факт поступления после окончания средней школы лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональное образовательное учреждение. Татарчуков Г.А. окончил среднюю образовательную школу и ему должны предоставить жилье на основании указанной нормы закона. Предыдущий иск был заявлен по иному основанию - достижение истцом совершеннолетия и окончания над ним попечительства. Истец Татарчуков Г.А. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что он проживает по адресу: с. Курьи, ул. Школьная, 15-1 вместе со своей девушкой и малолетним ребенком, квартира принадлежит родителям девушки, ему не предоставляли жилое помещение по договору социального найма. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог Долгополова Н.А. с иском к Администрации ГО Сухой Лог согласна, показав, что обязанность Администрации предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает на основании Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП после того как такие жилые помещения поступят в муниципальную собственность и не ранее издания приказа министром строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям -сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился. От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 36,37), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что ранее истец обращался с тождественными исковыми требованиями. В связи с отказом истца от иска определением суда от 22.08.2011 производство по делу было прекращено. Основания, на которых истец основывает свои требования, с момента отказа истца от иска не изменились. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, гражданское дело 2-501/ 2011, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, мать истца - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10,11), отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Постановлением главы МО г. Сухой Лог от 22.02.2002 № 254-ПГ ФИО3 была назначена опекуном над несовершеннолетним Татарчуковым Г.А. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 20.02.2009 № 221-ПГ (л.д. 9) Татарчуков Г.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Татарчуков Г.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что следует из справки ТОИОГВСО-УСЗНМСЗН по Сухоложскому району (л.д.17). В собственности он жилья не имеет (л.д. 15,16). Согласно справок МОУ СОШ № 6 от 23.09.2011, ГБОУНПОСО «Курьинское профессиональное училище» от 16.09.2011 (л.д.6), Татарчуков Г.А. по 2010 год обучался в средней школе, с 1.09.2010 учится в Курьинском профессиональном училище, ныне Сухоложском многопрофильном техникуме, срок обучения заканчивается 30.06.2013. Таким образом, судом было установлено, что Татарчуков Г.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания средней школы, достижении совершеннолетия Татарчуков Г.А. не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. У Татарчукова Г.А., нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки, в 2010 году возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное получение жилого помещения. Отказ истца и Сухоложского городского прокурора от исковых требований к тем же ответчикам, принятый судом 22.08.2011, был связан с тем, что Татарчуков Г.А. обучается в Курьинском профессиональном училище, в связи с чем у него отсутствует право на получение жилья по договору социального найма. Однако, как разъяснил в определении от 8.02.2011 Верховный Суд Российской Федерации, в силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Татарчукова Г.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Татарчукова Г.А., <данные изъяты> являющейся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Татарчукова Г.А., лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения, за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ), распределить жилое помещение Татарчукову Г.А. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Татарчуковым Г.А. договор социального найма в отношении приобретенного для него жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Татарчукова Графа Анатольевича, <данные изъяты>, не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить переданное в муниципальную собственность жилое помещение Татарчукову Графу Анатольевичу по договору социального найма. Стороны имеют право подать на решение суда апелляционную жалобу в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 8.02.2012. Председательствующий: