2-78/2012 ~ М-26/2012



Гр. дело № 2-78/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2012 года г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Донгузовой А.М., с участием помощника Сухоложского городского прокурора Ситниковой О.С., представителя ответчика Дягилева Е.И. (по доверенности от 16.02.2012),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница» об оспаривании действий по установлению тарифов на платные услуги для юридических лиц,

установил:

Сухоложский городской прокурор 10 января 2012 года обратился в Сухоложский городской суд, просит признать незаконными действия МУ «Сухоложская ЦРБ» по установлению тарифов на платные услуги для юридических лиц, превышающих тарифы, установленные органом местного самоуправления, возложить обязанность привести тарифы в соответствие с тарифами, установленными органом местного самоуправления - администрацией городского округа Сухой Лог. В обоснование исковых требований указано, что в результате прокурорской проверки выявлены случаи превышения тарифов. В обоснование подачи иска прокурором приведен довод о том, что медицинские услуги, в конечном счете, оказываются конкретному человеку, законодательством возможность установления разных тарифов для физических и юридических лиц не предусмотрена.

Ответчик письменного отзыва по заявленным требованиям не представил.

Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований глава администрации городского округа Сухой Лог Суханов С.К. в отзыве указал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда, по данным сайта Федеральной налоговой службы с 29.12.2011 МУ «Сухоложская ЦРБ» преобразовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница».

Учредитель ответчика - Министерство здравоохранения Свердловской области, привлеченное к участию в деле определением Сухоложского городского суда от 17 февраля 2012 года, письменного отзыва не представило.

В судебном заседании прокурор Ситникова О.С. уменьшила исковые требования, отказавшись от требования о возложении обязанности привести тарифы в соответствие с тарифами, установленными органом местного самоуправления - администрацией городского округа Сухой Лог. Производство в части этого требования прекращено определением Сухоложского городского суда от 06 марта 2012 года. Оставшееся требование прокурор поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Дягилев Е.И. исковые требования не признал, указав, что каких-либо правовых запретов для установления отдельных тарифов для юридических лиц на сегодняшний день не существует, указанные тарифы не превышают предельные размеры тарифов, которые установлены приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 12-58 от 21.12.2009.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прежде всего, в настоящем гражданском деле, с учетом оснований и фактического содержания иска, суд отмечает, что постановлением Правительства Свердловской области от 09.11.2011 N 1559-ПП "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Свердловской области", муниципальное учреждение «Сухоложская ЦРБ» передано в государственную собственность Свердловской области.

Приказом министра здравоохранения Свердловской области от 15.12.2011, муниципальное учреждение «Сухоложская ЦРБ» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница»; как следует из имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, именно в такой организационно-правовой форме пребывает организация-ответчик с 29.12.2011; учредитель - Министерство здравоохранения

Таким образом, с 29.12.2011 Сухоложский орган местного самоуправления лишен права устанавливать для организации-ответчика тарифы на оказание платных медицинских услуг, следовательно, законность действий ответчика в указанной сфере деятельности может быть оценена судом только в период до 29 декабря 2011 года, когда учредителем организации-ответчика являлась Администрация городского округа Сухой Лог.

Рассматривая иск прокурора по существу, суд исходит из следующих суждений.

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пунктов 1 и 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27, Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

По смыслу изложенных правовых норм, закон не предполагает дифференциации платы на оказание медицинских услуг в зависимости от юридического статуса потребителя таких услуг - физическое либо юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанных Правил, цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

21.12.2010, постановлением главы городского округа Сухой Лог , утверждены предельные тарифы на платные медицинские и немедицинские услуги, оказываемые МУ «Сухоложская ЦРБ». Данный нормативно-правовой акт принят с учетом положений Постановления Правительства Свердловской области от 17.11.2006 N 974-ПП "О платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными учреждениями здравоохранения Свердловской области", в его совокупности с Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 21.12.2010 .

Вместе с тем, на основании приказа главного врача муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» от 31 марта 2011 года и в период с 31 декабря 2010 года по 29 декабря 2011 года в рамках приказа главного врача муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» от 31 декабря 2010 года для муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» действовали отдельные тарифы для юридических лиц, кроме того, ряд тарифов превышал величины, установленные органом местного самоуправления.

В частности, Приказом от 31.12.2010 установлены тарифы: биохимический анализ крови (печеночные пробы): билирубин прямой, непрям.; тимол, проба, ACT, AJIT, общий белок - 500 рублей (Постановление - 448 рублей); бак. исследования на микрофлору - 880 рублей (Постановление - 850 рублей); гинекологический материал, норма - 385 рублей (Постановление - 138 рублей); определение белковых фракций сыворотки крови - 274 рубля (Постановление - 267 рублей); определение фосфора - 147 рублей (Постановление - 131 рубль); кардиотахография плода, наружная гистоэрография - 700 рублей (Постановление - 500 рублей); первичный прием врача-
специалиста - 300 рублей (Постановление - 200 рублей); перевязка - 50 рублей (Постановление - 49 рублей).

Приказом от 31.03.2011, введена платная медицинская услуга - забор материала, а также установлен тариф на нее в размере 50 рублей.

Приказом главного врача МУ «Сухоложской ЦРБ» от 31.12.2010 установлены тарифы на платные медицинские и немедицинские услуги, оказываемые МУ «Сухоложская ЦРБ» юридическим лицам.

Приказом главного врача МУ «Сухоложская ЦРБ» от 31.03.2011 введена платная услуга для юридических лиц - забор материала, и установлен тариф на нее.

Указанными приказами МУ «Сухоложская ЦРБ», в нарушение приведенных выше положений законодательства, устанавливает отдельные тарифы для юридических лиц, осознавая, что фактически платные медицинские услуги оказываются физическим лицам - работникам организаций и учреждений, т.е. населению.

При этом тарифы, установленные Приказом от 31.12.2010, превышают предельные тарифы на платные услуги, оказываемые МУ «Сухоложская ЦРБ», установленные органом местного самоуправления в Постановлении главы городского округа Сухой Лог от 21.12.2010.

В то же время Постановлением главы ГО Сухой Лог не предусмотрено оказание подобной услуги с тарифом в 50 рублей за одну локализацию. Более того, в Приказе не указано, какая именно услуга подразумевается под наименованием «забор материала», что не позволяет с точностью определить ее соответствие какой-либо услуге, закрепленной Постановлением главы.

Из указанного следует, что установленные Приказом и Приказом тарифы для юридических лиц не были предусмотрены органом местного самоуправления, а также часть из указанных тарифов превышала предельные размеры тарифов на оказание данных услуг населению, установленные органом местного самоуправления, что является недопустимым, поскольку нарушает право неопределенного круга лиц, потенциальных клиентов МУ
«Сухоложская ЦРБ», на здравоохранение в части получения платных медицинских услуг.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница» об оспаривании действий по установлению тарифов на платные услуги для юридических лиц - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» по установлению тарифов на платные услуги для юридических лиц в период с 31 марта 2011 года по 29 декабря 2011 года в рамках приказа главного врача муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» от 31 марта 2011 года и в период с 31 декабря 2010 года по 29 декабря 2011 года в рамках приказа главного врача муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» от 31 декабря 2010 года .

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2012 года и с этого дня может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Председательствующий судья: подпись

копия верна:

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области                                                                                                  Д.Г. Вяцков