Дело 2-247 за 2012 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 апреля 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Федерягиной О.А. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Тихонова Максима Николаевича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Тихонова М.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Тихонову М.Н., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Тихонову М.Н. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Тихонов М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители отказались от него при рождении. Тихонов М.Н. на основании постановления администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга 29.06.1992 № 162 был помещен в специализированный дом ребенка № 1, в дальнейшем переведен в Сысертский детский дом, а затем приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 7.08.2009 № 133-с был помещен в на полное государственное обеспечение в ГОУСО «Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии». Постановлением главы ГО Сухой Лог от 1.09.2010 № 477-ПГ Тихонов М.Н. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Тихонов М.Н. в настоящее время проживает в общежитии, предоставленном ГБОУСПОСО «Сухоложский многопрофильный техникум» на период его обучения. Истец не имеет в собственности и в пользовании жилого помещения, он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления. Истец Тихонов М.Н. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> в общежитии до 30.06.2012. Своего жилья у него нет. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог в суд не явился, направил отзыв (л.д.17-18), в котором просит рассмотреть дело без участия представителя, не возражает против заявленных к Администрации требований. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 26-29, 30), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушений требований разумности и справедливости. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Распределение Министерством Тихонову М.Н. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего Тихонова М.Н., будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка. Возложение решением суда на Министерство обязанности приобретения за счет средств областного бюджета и распределения Тихонову М.Н. жилого помещения повлечет за собой нарушение прав других детей-сирот. Истец требует предоставить Тихонову М.Н. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, родители истца ФИО2 ФИО1 умерли. Тихонов М.Н. с 1.09.2009 находился на полном государственном обеспечении, обучался в Филатовской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.9). В настоящее время он учится в Сухоложском многопрофильном техникуме. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 1.09.2018 № 1477-ПГ (л.д. 7) Тихонов М.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Тихонов М.Н. в собственности он жилья не имеет (л.д. 8). Он имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> общежитие. Таким образом, судом было установлено, что Тихонов М.Н. является лицом из числа детей-сирот. После окончания Филатовской школы-интерната Тихонов М.Н. не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Тихонова М.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Тихонова М.Н., 1992 года рождения, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Тихонова М.Н. за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № 1490-ПГ), распределить жилое помещение Тихонову М.Н. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Тихоновым М.Н. договор социального найма в отношении приобретенного для него жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2012. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья: