Дело 2-336 за 2012 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 мая 2011 года Сухоложский городской суд Свердловской области В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В. При секретаре Федерягиной О.А. С участием помощника прокурора Ситниковой О.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Курочкина Андрея Сергеевича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. У С Т А Н О В И Л: Сухоложский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Курочкина А.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит возложить на Министерство обязанность приобрести жилое помещение не менее 25 кв.м - нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления ГО Сухой Лог, распределить жилое помещение Курочкину А.С., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность ГО Сухой Лог; обязать Администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданное им жилое помещение Курочкину А.С. по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Курочкин А.С., <данные изъяты>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО1 <данные изъяты>, мать - ФИО2 заочным решением Сухоложского городского суда от 3.06.2004 лишена в отношении Курочкина С.Л. родительских прав. Постановлением главы МО г. Сухой Лог от 30.11.2004 № в отношении несовершеннолетнего Курочкина А.С. было вынесено ходатайство о помещение его в учреждение государственного воспитания на полное государственное обеспечение, во исполнение которого он был помещен в Сухоложский детский <адрес>. Пунктом 2 этого же Постановления за Курочкиным А.С. до достижения им совершеннолетия было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии по обследованию жилищного фонда ГО Сухой Лог от 22.09.2010 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания. У Курочкина А.С. отсутствует жилое помещение, в связи с чем постановлением главы ГО Сухой Лог от 3.11.2010 № он был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья. В настоящее время Курочкин проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем его бабушке ФИО3 Истец не имеет в собственности и в пользовании жилого помещения, он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 № установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина 25 кв.м. Помощник Сухоложского городского прокурора Ситникова О.С. настаивает на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы искового заявления. Истец Курочкин А.С. просит иск прокурора удовлетворить, показав, что он обучается в ГБОУСПОСО «Организация1», закончит обучение в 2013 году, в настоящее время он проживает по адресу: <адрес> Своего жилья у него нет. Представитель ответчика Администрации ГО Сухой Лог в суд не явился, направил отзыв (л.д. 26-27), в котором просит рассмотреть дело без участия представителя, не возражает против заявленных к Администрации требований. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. От представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв на требования прокурора (л.д. 30-33), из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований по тем основаниям, что из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушений требований разумности и справедливости. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП. Распределение Министерством истцу жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего истца, будет противоречить п.п. 11,12 указанного Порядка. Возложение решением суда на Министерство обязанности приобретения за счет средств областного бюджета и распределения истцу жилого помещения повлечет за собой нарушение прав других детей-сирот. Сухоложский городской прокурор требует предоставить истцу жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Представитель Министерства просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав помощника прокурора, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социально найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 8.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как было установлено судом, мать истца ФИО2 заочным решением Сухоложского городского суда от 3.06.2004 лишена родительских прав в отношении сына Андрея, отец - ФИО1 <данные изъяты> (л.д.5,6). Курочкин А.С. воспитывался в ГОУСО «Организация2» на полном государственном обеспечении с 31.12.2004 по 31.08.2010. В июне 2010 года он окончил МОУ «Организация3». С 1.09.2010 Курочкин А.С. обучается в Сухоложском многопрофильном техникуме по 30.06.2013 (л.д.14). Согласно справки ЖЭУ Курочкин А.С. был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> с 1.09.2010 по 30.06.2011 (л.д.13). Постановлением главы МО г. Сухой Лог от 30.11.2004 за истцом закреплялось жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.10). Заключением межведомственной комиссии от 22.09.2010 жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания (л.д.16,17). Постановлением главы ГО Сухой Лог от 3.11.2010 № Курочкин А.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, судом было установлено, что Курочкин А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После достижения совершеннолетия, окончания пребывания в детском доме истец не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому суд считает, что требования прокурора в интересах Курочкина А.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации ГО Сухой Лог подлежат удовлетворению на основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, т.к. у Курочкина А.С., <данные изъяты>, нет в пользовании на основании договора социального найма, или в собственности жилого помещения. Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8.02.2011 № 84-ПП обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Согласно п.12 Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета является основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка). Поэтому на основании изложенного на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области следует возложить обязанность приобрести для Курочкина А.С. за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее 25 кв.м (социальной нормы установленной Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 №), распределить жилое помещение Курочкину А.С. с последующей безвозмездной передачей жилого помещения в муниципальную собственность ГО Сухой Лог. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, на Администрацию ГО Сухой Лог следует возложить обязанность заключить с Курочкиным А.С. договор социального найма в отношении приобретенного для него жилого помещения после поступления этого жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета для Курочкина Андрея Сергеевича, <данные изъяты>, жилого помещения не ниже установленных социальных норм с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог. Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог предоставить переданное в муниципальную собственность жилое помещение Курочкину Андрею Сергеевичу по договору социального найма. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2012. Председательствующий: