2-490/2012 ~ М-482/2012



Дело 2- 490 за 2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июля 2012 года Сухоложский городской суд Свердловской области

В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.

При секретаре Федерягиной О.А.

С участием старшего помощника прокурора Богдашовой П.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сухоложского городского прокурора в интересах Анохина Тимофея Савельевича к Администрации городского округа Сухой Лог о признании незаконным постановления главы городского округа Сухой Лог от 27.03.2012 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

У С Т А Н О В И Л:

Сухоложский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Анохина Т.С. к Администрации ГО Сухой Лог, в котором просит признать постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 незаконным в части отказа Анохину Т.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать ответчика принять Анохина Т.С. на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в очередности, соответствующей дате подачи заявления о приеме на учет от 14.03.2012, включить Анохина Т.С. в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета в очередности, соответствующей дате подачи заявления о приеме на учет.

В обоснование заявления указано, что постановлением главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и снятии с учета» было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Анохину Т.С., <данные изъяты>. Основанием отказа в постановке на учет послужил тот факт, что общая площадь квартиры, в которой проживает Анохин Т.С. - 33,5 кв.м - превышает установленную в городском округе учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи ( в данном случае 2 человека), равную 15 кв.м. На основании ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах» общая площадь жилого помещения с учетом количества членов его семьи у Анохина Т.С. должна быть не менее 51 кв.м. Постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 в отношении Анохина Т.С., инвалида Великой Отечественной войны 2 группы является незаконным.

Старший помощник прокурора Богдашова П.В. настаивает на удовлетворении иска, показав, что Анохин Т.С. проживает с женой в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 33,5 кв.м. Собственником этой квартиры является супруга истца - ФИО Анохин Т.С. в первый раз 14.03.2012 обратился в Администрацию ГО Сухой Лог с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Просит признать незаконным п. 3 постановления главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 .

Истец Анохин Т.С. в суд не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, по состоянию здоровья он не может присутствовать в судебном заседании.

Представитель Администрации ГО Сухой Лог в суд не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя (л.д.45). Из отзыва Администрации ГО Сухой Лог на заявление Сухоложского городского прокурора в интересах Анохина Т.С. (л.д. 27-28) следует, что ответчик с иском не согласен. В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» жильем обеспечиваются инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, а для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные учетные нормы Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.10.2007 установлена учетная норма в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека. Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ либо другими нормативными актами иная учетная норма для инвалидов ВОВ не установлена. Сухоложским городским прокурором сделан ошибочный вывод об установлении учетной нормы в статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Данной статьей установлена норма предоставления - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, что соответствует ч.1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, у Администрации ГО Сухой Лог отсутствовало основание для применения учетной нормы более 15 кв.м общей площади на одного человека в целях принятия на учет Анохина Т.С. таким образом, оспариваемое постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 принято главой ГО Сухой Лог в пределах полномочий, в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Анохин Т.С., <данные изъяты> является инвалидом Великой Отечественной войны, ему установлена инвалидность 2 группы (л.д.10). Он проживает в однокомнатной квартире общей площадью 33,5 кв.м по адресу: <адрес> собственником которой является ФИО - инвалид 1 группы (л.д. 14, 15, 16, 17, 35).

Анохин Т.С. 14.03.2012 обратился в Администрацию ГО Сухой Лог с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде (л.д.6).

Пунктом 3 постановления главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и о снятии с учета» было отказано Анохину Т.С. в принятии на учет в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете - превышение учетной нормы жилого помещения (л.д.5).

Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

На основании п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.2 ст. 52 жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящихся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 6.05.2010 № 79-ФЗ инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из п.2 ч.3 ст. 23.2 указанного Федерального закона следует, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующей категории граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно п.п.1 п.2 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП, в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам Великой Отечественной войны.

В силу п. 3 Порядка формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В соответствии с п.6 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд, руководствуясь приведенными нормами федерального законодательства и нормативного правового акта Свердловской области, считает, что постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 в части отказа инвалиду Великовой Отечественной войны Анохину Т.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма является незаконным, противоречит п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ч.3 ст. 49, ч.6 ст. 50, п.2 ч.1 ст. 51, ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 7.05.2008 .

Судом установлено, что Анохин Т.С. не использовал ранее право на получение за счет средств федерального бюджета жилого помещения. Он является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 33,5 кв.м. Федеральным законом ( п.4 ч.1 ст. 14) гарантировано обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны жильем независимо от их имущественного положения.

Поэтому доводы Администрации ГО Сухой Лог о том, что Анохин Т.С. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. площадь жилого помещения, в котором он проживает, приходящаяся на одного члена семьи, больше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, являются несостоятельными, незаконными.

Суд считает, что инвалид Великой Отечественной войны Анохин Т.С. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, должен быть принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета в очередности, соответствующей дате подачи заявления о приеме на учет - 14.03.2012.     

Требования Сухоложского городского прокурора в интересах Анохина Т.С. к Администрации ГО Сухой Лог подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным пункт 3 постановления главы городского округа Сухой Лог от 27.03.2012 -ПГ в части отказа Анохину Тимофею Савельевичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог принять Анохина Тимофея Савельевича, <данные изъяты>, на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета в очередности, соответствующей дате подачи заявления о приеме на учет - 14 марта 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9.07.2012.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья: