2-626/2012 ~ М-582/2012



Гражданское дело № 2-626/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2012 года г. Сухой Лог

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вяцкова Д.Г., при секретаре Донгузовой А.М.,

с участием истца Прокиной Л.И., представителя ответчика Секачевой И.В. (по доверенности от 01.04.2011 № 8),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокиной Людмилы Игоревны к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухой Лог Свердловской области о включении периодов в специальный трудовой стаж, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница» о возложении обязанности представить доказательства характера занятости,

установил:

истец просит включить в специальный стаж периоды работы санитаркой психиатрического отделения муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» (зарегистрированное сокращенное наименование МУ «Сухоложская ЦРБ», в настоящее время в связи со сменой собственника - ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ», является правопреемником) с 23.03.2001 по 31.12.2004, признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии и назначить пенсию с момента обращения - с 05.04.2012. Кроме того, просит о возложении на ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ» обязанности предоставить доказательства характера занятости в названный период. В обоснование указала, что в спорный период работала палатной санитаркой психиатрического отделения МУ «Сухоложская ЦРБ», непосредственно обслуживала больных. Первоначально ответчик ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ» подтвердил занятость населения по непосредственному обслуживанию больных, а затем отозвало свою справку.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что с момента приема на работу в больницу до настоящего времени является палатной санитаркой, в ее обязанности входит непосредственный уход за больными - смена белья, уборка палат, мытье и кормление тех, кто сам не может этого делать, удерживание буйных, содействие медсестрам при проведении процедур и медицинских манипуляций. Из этого перечня уборка палат занимает наименьший объем времени. Перечень обязанности обусловлен характером работы и не менялся никогда.

Представитель ответчика ГУ УПФ России в городе Сухой Лог Секачева И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование сослалась на письменное возражение от 08.08.2012 (л.д. 54).

В возражении указано, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения досрочной пенсии по старости женщинам, достигшим возраста 50 лет, необходимо проработать на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 10 лет и иметь страховой стаж не менее 20 лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными условиями, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Младшему и среднему медицинскому персоналу, занятому непосредственным обслуживанием больных, льготная пенсия назначается по Списку № 2 (2260000в), разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения». В соответствии с п. 5 Постановления Минтруда России от 22.05.1996 № 29 (ред. от 01.10.1999) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В трудовой книжке указано, что истец с 28.07.2000 по 31.12.2004 работала санитаркой в общепсихиатрическом, психиатрическом отделении Сухоложской центральной районной больницы, то есть входит в состав младшего медицинского персонала. Однако данный период работы был исключён, поскольку постоянная занятость по непосредственному обслуживанию больных не была подтверждена.

Ответчик также не согласен с исковым требованием о взыскании процессуальных издержек, поскольку считает, что требуемая сумма не соответствует фактическому объёму и сложности оказанных представителем услуг, следовательно, не соответствует требованиям разумности и справедливости. Кроме того, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, являясь государственным учреждением, обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования. В свою очередь, удовлетворение судом исковых требований о взыскании процессуальных издержек, возложит на Управление обязанность расходовать средства бюджета не по назначению.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Трудовым законодательством, в частности Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Истец, руководствуясь п.п. 2 п. 1 ст. 27, ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях» обратился за назначением трудовой пенсии в ГУ ПФ РФ с заявлением от 05.04.2012 (л.д. 63-64).

Решением от 28.06.2012 истцу было отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку отсутствует требуемый стаж. Не засчитан период работы с 28.07.2000 по 31.12.2004 в качестве санитарки общепсихиатрического, психиатрического отделения Сухоложской центральной районной больницы, поскольку не подтверждена постоянная занятость по непосредственному обслуживанию больных, а также характер работы.

Пунктом «б» ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам с тяжёлыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

В соответствии с п. «В» (2260000в) разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» вышеупомянутого списка право на пенсию по старости на льготных условиях имеют младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях; постоянно занятые выполнение работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) согласно п. 5 Постановления Минтруда России от 22.05.1996 № 29 (ред. от 01.10.1999) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Согласно справке № 199 от 08.06.2012 главного врача Осанкина С.А. ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ», а также копии трудовой книжки, с 28.07.2000 по день рассмотрения настоящего дела Прокина Л.Е. работает в психиатрическом отделении в должности санитарки (л.д. 9, 10, 32-35, 47, 72-77, 95, 96). Данная должность относится к категории младшего медицинского персонала, что не отрицается ответчиком ГУ ПФ Российской Федерации (л.д. 55).

Однако подтвердить постоянную занятость истца по непосредственному обслуживанию больных не удалось в виду отсутствия подтверждающих документов, что засвидетельствовано уточняющей справкой № 175 от 04.05.2012 (л.д. 71).

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается, а также учитывая, что в силу ч. 1 ст. 55 доказательства могут быть получены из показаний свидетелей, то истец обеспечил их явку.

Из показаний свидетеля Шевелевой Л.А., работавшей в спорный период в должности медсестры (л.д. 43-45) с Прокиной Л.И., следует, что истец, также как и свидетель, работала непосредственно с больными. Свидетель пояснила, что Прокина была палатной санитаркой на втором этаже отделения - в стационаре, кроме палатных на первом этаже еще работала одна санитарка, она занималась только уборкой и гардеробом. Рабочий день Прокиной составлял 12 часов, из которых 1-2 часа (2 часа = 16,6%) уходило на уборку, все остальное время палатные санитарки занимались больными - меняли белье, кормили, помогали медсестрам при проведении процедур.

Из показаний Золотарёва В.М. - врача-психиатра-нарколога, в спорный период - заведующего психиатрическим отделением Сухоложской ЦРБ - следует, что наркология это подотрасль психиатрии, у лиц, злоупотребляющих одурманивающими веществами, могут возникать психические расстройства - наиболее известное из которых - белая горячка. Таким образом, больные наркоманией и алкоголизмом также были пациентами психиатрического отделения. Прокина являлась в спорный период палатной санитаркой, в ее обязанности входили замена белья, уборка палат второго этажа, помывка, стрижка тяжелых больных. Практически постоянно в отделении есть буйные пациенты, галлюцинирующие, а также пациенты, которые себя не обслуживают, мочатся под себя, не могут есть - забота об этих пациентах полностью лежит на палатной санитарке и занимает много времени. Уборка напротив, занимает около 15 минут в день.

Из представленных письменных документов - лицензии, сертификатов с приложениями, статистических данных (л.д. 32-36, 95-96) следует, что в составе МУ «Сухоложская ЦРБ» было психиатрическое отделение третьей А категории, которое было заполнено не менее установленного объема.

В совокупности установленные обстоятельства указывают на то, что истец непосредственно обслуживала больных в психиатрическом учреждении с затратой рабочего времени не менее 80%.

Следовательно, спорный период необходимо включить в трудовой стаж, благодаря которому у истца возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данная пенсия, в силу ч. 1 ст. 19 указанного в настоящем абзаце Федерального закона, досрочная трудовая пенсия должна быть назначена со дня обращения истца за упомянутой пенсией.

В части исковых требований к ответчику ГБУЗ СО «Сухоложская ЦРБ» о возложении обязанности представить доказательства характера занятости, суд не находит оснований для их удовлетворения. Исходя из требований ст. 56, ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная обязанность возложена на истца.

Касательно возражений истца о взыскании процессуальных издержек, суд считает требования истца обоснованными, подтверждающими данные издержки (л.д. 13). Указанные издержки соразмерны обычно взимаемым и соответствуют сложности дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, добросовестность и разумность расходов презюмируется на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все понесённые судебные расходы возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований. При этом Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ни одного из субъектов правоотношений не освобождает от этой обязанности.

В совокупности вышеуказанное приводит к выводу, что ответчик ГУ ПФ Российской Федерации не может быть освобождён от возмещения другой стороне процессуальных расходов, поскольку иное нарушило бы право истца на возмещение убытков, произведённых для восстановления нарушенного права. Расходы подлежат возмещению в размере половины, поскольку требования были адресованы к двум ответчикам, требования ко второму ответчику отклонены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Прокиной Людмилы Игоревны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области включить в специальный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, Прокиной Людмилы Игоревны период её работы в должности палатной санитарки психиатрического отделения муниципального учреждения «Сухоложская центральная районная больница» с 23.03.2001 по 31.12.2004.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области назначить Прокиной Людмиле Игоревне трудовую пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд России - с 05.04.2012.

Отказать в удовлетворении требования к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Сухоложская центральная районная больница» о возложении обязанности представить доказательства характера занятости.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области в пользу Прокиной Людмилы Игоревны судебные расходы в сумме 1 450 рублей.

Решение изготовлено в окончательном виде 24 августа 2012 года и с этого дня в течение месяца может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Председательствующий: подпись

копия верна:

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области Д.Г. Вяцков