2-627/2012 ~ М-624/2012



Дело 2-627 за 2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2012 года Сухоложский городской суд Свердловской области

В составе: председательствующего судьи Царегородцевой Н.В.

При секретаре Федерягиной О.А.

С участием помощника прокурора Темникова В.Ю.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Сухоложского городского прокурора в интересах Волковой Светланы Валерьевны, несовершеннолетней ФИО о признании незаконным исключение семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

У С Т А Н О В И Л:

Сухоложский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Волковой С.В., несовершеннолетней ФИО, в котором просит признать незаконным исключение семьи Волковой С.В. из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011 - 2015 годы; обязать Администрацию ГО Сухой Лог восстановить семью Волковой С.В. в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011-2015 годы в очередности, соответствующей дате принятия Постановления Главы ГО сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ «О принятии на учет молодых семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы и об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы».

В обоснование заявления указано, что Сухоложской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией ГО Сухой Лог жилищного законодательства в части незаконного исключения из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ семья Волковой С.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с достижением предельного возраста одним из членов молодой семьи - 36 лет. Данное постановление главы ГО Сухой Лог в отношении Волковых является незаконным. В ходе проверки было установлено, что 17.06.2008 Волкова С.В. обратилась с заявлением к главе ГО Сухой Лог о предоставлении субсидии на приобретение жилья молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе 2-х человек, предоставив для этого все необходимые документы. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.06.2008 № 822-ПГ Волкова С.В. признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья. Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015. В соответствии с разделом 5 Механизма реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП социальные выплаты молодым семьям предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050-ПП. Из буквального содержания подп. «а» п. 6 указанных Правил следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. А поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи в участие в подпрограмме - 16.06.2008 - семья Волковой С.В. отвечала всем предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья, то исключение Волковой С.В. и ее семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011-2015 годы является незаконным, чем нарушаются права и законные интересы семьи Валковой С.В. на оказание ее молодой семье - участникам подпрограммы государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат. То обстоятельство, что списки участников программы ежегодно корректируются в связи с появлением новых участников, исключением участников, обеспеченных жильем, и составляются вновь - не может влиять на права семьи Волковой С.В., включенной в программу в 2008 году, и являться основанием для исключения ее из списков, даже при достижении возраста 36 лет.

Помощник прокурора Темников В.Ю. уточнил исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах Волковых С.В., ФИО., просит признать незаконным действия Администрации ГО Сухой Лог по исключению семьи ФИО из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011-2015 годы в связи с достижением предельного возраста одним из членов семьи - 36 лет, настаивает на удовлетворении уточненных требований прокурора.

Истица Волкова С.В. в суд не явилась, направила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, уточненные исковые требования Сухоложского городского прокурора поддерживает в полном объеме (л.д.62).

Представитель ответчика в суд не явился, направил телефонограмму с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.63), просит учесть отзыв на заявление прокурора, направленный в суд ранее.

Из отзыва представителя Администрации ГО Сухой Лог от 10.08.2012 (л.д.30 - 31, 32) следует, что постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ принято в пределах полномочий главы ГО сухой Лог в соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ст. 28, п. 16 ст. 31 Устава ГО Сухой Лог. Указанное постановление главы ГО Сухой Лог было принято в соответствии с пп. 4 абз.25 приложения № 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП. Указанным абзацем предусмотрено, что основанием для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи. Поскольку участником подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, то при достижении одним из супругов 36 лет Администрация ГО обязана внести изменение в список молодых семей. Постановлением главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ не были нарушены права семьи Волковой С.В., поскольку она достигла возраста, превышающего 35 лет.

К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, представитель которого в суд не явился, направил отзыв (л.д. 58-60, 61), из которого следует, что представитель с иском Сухоложского городского прокурора не согласен. Указывает, что список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области формируется и утверждается Министром ежегодно, соответственно и решение о включении или не включении той или иной семьи в список претендентов также принимается ежегодно. Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановка ее на учет в качестве нуждающейся происходит единожды (принимается решение по одной конкретной семье один раз). Семья Волковой С.В. на данный момент не соответствует требованию по возрастному цензу Подпрограммы и быть претендентом на участие в Подпрограмме не может. В приложении № 3 к Подпрограмме изложены основания для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, одним из которых является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи. Таким образом, действия Администрации ГО Сухой Лог законны и правомерны, соответствуют нормам Подпрограммы.

Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.3 постановления главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ «О принятии на учет молодых семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы и об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы», семья Волковой С.В. (состав семьи - 2 человека) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих им право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении (достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи), внесены изменения в списки очередности (л.д. 9). При вынесении указанного постановления глава ГО Сухой Лог руководствовался ст. 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

  1. подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  3. их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  5. предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
  6. выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы, цель которой - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи подпрограммы: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительства индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основными принципами реализации подпрограммы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

В силу п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 3 в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением главы ГО Сухой Лог от 16.06.2008 № 822-ПГ, приложения к этому постановлению (л.д. 10), семья Волковой Светланы Валерьевны (состав семьи 2 человека) была принята на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии для приобретения жилья.

Волкова С.В., <данные изъяты>, обратилась 17.06. 2008 в Администрацию ГО Сухой Лог с заявлением о включении ее молодой семьи в список молодых семей - участников плана мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области в 2006-2010 годах и предоставлении субсидии на приобретение жилья (л.д. 11). К заявлению были приложены: свидетельство о рождении ФИО, <данные изъяты> (л.д.12), свидетельство о расторжении брака (л.д.13), справка о регистрационном учете граждан по адресу: <адрес> (л.д. 14), сообщения УФРС по Свердловской области об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 6.05.2008 (л.д. 16, 17), справки Сухоложского БТИ и РН от 8.05.2008 (л.д. 18,19), из которых следовало, что Волковы С.В., ФИО не имеют в собственности жилого помещения; справку о платежеспособности (л.д. 20).

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что на момент принятия постановления главы ГО Сухой Лог от 16.06.2008 № 822-ПГ о включении молодой семьи в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме семья Волковой С.В. отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В период 2009-2011 годы Волковой С.В. не была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья.

Суд приходит к выводу, что требование Сухоложского городского прокурора в интересах Волковых С.В., ФИО. к Администрации ГО Сухой Лог о признании незаконными действий по исключению семьи из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области» на 2011-2015 годы в связи с достижением предельного возраста одним из членов молодой семьи - 36 лет - подлежащим удовлетворению.

К доводу представителя Администрации ГО Сухой Лог о том, что семья Волковой С.В. была исключена на основании решения, принятого в соответствии с Приложением № 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП - Порядком формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводного списка молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области, сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, и списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области, суд относится критически.

Согласно ч.2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других Федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу ч.4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Отсюда, суд, руководствуясь указанными положениями ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации считает, что Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП, как нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не должен противоречить постановлениям Правительства Российской Федерации, а именно должен соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, так как принят именно на основании и в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения молодых семей из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.

Поэтому на основании изложенного суд считает, что постановление главы ГО Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ (п.3) в части исключения из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семьи Волковой С.В. в связи с достижением предельного возраста одним из членов молодой семьи является незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Сухоложского городского прокурора в интересах Волковой Светланы Валерьевны, несовершеннолетней ФИО удовлетворить.

Признать незаконным пункт 3 постановления главы городского округа Сухой Лог от 27.03.2012 № 503-ПГ «О принятии на учет молодых семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области» на 2011-2015 годы» и об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы» в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Волковой Светланы Валерьевны.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Сухоложский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: