Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Сухобузимский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре Каргиной И.В., с участием ст. помощника прокурора <адрес> Штайнерт А.В., представителей истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1, ФИО2 (доверенности в деле), ответчика ФИО5, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к ФИО5 и ФИО4 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и встречному иску прокурора <адрес> в интересах ФИО5 о признании действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предъявлению такого платежного документа к оплате ответчику ФИО5 незаконными, У С Т А Н О В И Л: ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось с иском к ФИО5, ФИО4 о взыскании с ответчиков задолженности за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 13206,35 рублей. Требования иска мотивированы тем, что истцом с ответчиками в силу ст. 426 ГК РФ публичным договором, по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть энергоресурсы, а абонент обязался оплачивать принятую энергию. Истец по отношению к ответчикам исполняет свои обязательства, а ответчики не оплатили за потребленную энергию. Истец также просит взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 528 рублей 25 копеек. <адрес> обратился в интересах ответчика ФИО5 к ОАО «Красноярскэнергосбыт» со встречным иском о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предъявлению такого платежного документа к оплате ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>. Встречные исковые требования мотивированы тем, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МОУ «Сухобузимская СОШ» учителем физики, и в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В нарушение указанного Закона истец не предоставил ФИО5 в период с августа 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате за и освещение, так как из финансово-лицевого счета следует, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» за указанный период в полном объеме производились начисления за потребленную электроэнергию, и предъявлены к оплате ФИО5 Считает, что установленное государством право педагогических работников на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот, поскольку последняя не лишается возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков. Встречное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах ФИО5 в связи с её обращением к прокурору <адрес> с заявлением о защите её прав и законных интересов. В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, встречные исковые требования не признали по изложенным в исковом заявлении и в письменных возражениях на встречный иск прокурора основаниям. Пояснили, что внесенные абонентом платежи учитываются истцом в счет погашения просроченной задолженности. Из письменных возражений на встречное исковое заявление следует, что оплата абонентом потребленной энергии является обязанностью ответчика ФИО5 по договору электроснабжения. Понятие «освещение» жилого помещения не тождественно понятию «электроснабжение», поскольку электроснабжение, согласно п. 1.2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министра энергетики РФ ДД.ММ.ГГГГ №, предполагает не только освещение, но и использование электроэнергии на мелкие бытовые нужды: использование бытовых приборов, приготовление пищи и т.п. Прибор учета электроэнергии, установленный у потребителя, отражает общее количество потребленной электроэнергии, а не только на освещение, и соответственно в квитанциях, направлявшихся абоненту, было указано общее количество потребленной электроэнергии, каких-либо отдельных начислений за электроэнергию, используемую на нужды освещения ОАО «Красноярскэнергосбыт» не производило. При отсутствии до мая 2009 года методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, определить какое именно количество электроэнергии использовалось для нужд освещения жилого помещения, не представляется возможным. Полагает, что истец был обязан предоставить льготу педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, не в полном объеме полного электропотребления, а только в объеме освещения жилого помещения. Полагает, что требования прокурора не конкретизированы по причине отсутствия соответствующей методики в период с июля 2007 года по май 2009 года и удовлетворению не подлежат. Считает, что поскольку органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями, не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, то и взыскание расходов на освещение жилого помещения истца должно быть произведено за счет средств казны Российской Федерации. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена Методика определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, данное постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Договор электроснабжения заключен с ответчиком ФИО5, заявление о предоставлении льготы было подано ответчиком в ОАО «Красноярскэнергосбыт» в декабре 2008 года, до указанной даты истец не располагал сведениями о том, что ФИО5 имеет право на указанную льготу, полагает, что предоставление льгот носит заявительный порядок, а ФИО5 не предоставила доказательств обращения к истцу для предоставления ей льготы. С июня 2009 года и по настоящее время соответствующая льгота ФИО5 предоставляется, что подтверждается копией финансово-лицевого счета абонента. Ответчик ФИО5 исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования прокурора, пояснила, что она работает в МОУ «Сухобузимская СОШ» учителем физики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Она оплачивает электроэнергию в настоящее время и платила всегда, кроме того периода, когда действовала льгота. Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Со слов ответчицы ФИО5 он выехал в <адрес> по работе, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Помощник прокурора <адрес> Штайнерт А.В. поддержала встречные исковые требования по изложенным основаниям. Пояснила, что с 2008 года прокурор в интересах неопределенного круга лиц обращался с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий по введению режима полного ограничения потребления электроэнергии лицам, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, велись судебные разбирательства, требования прокурора были удовлетворены. В 2008 году прокурором района ОАО «Красноярскэнергосбыт» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о предоставлении льгот педагогическим работникам. Истцу было достоверно известно о том, что ФИО5 является педагогическим работником, поскольку директорами школ направлялись списки педагогических работников. Действия ответчика по начислению и предъявлению к оплате платежей за потребленную электроэнергию без учета мер социальной поддержки, гарантированных государством нарушают права ФИО5 на социальную защиту и создают угрозу нарушения её прав. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ «Об образовании» с момента его принятия (ДД.ММ.ГГГГ) способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги. Пунктом 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» было предусмотрено предоставление субсидии в размере 100 процентов оплаты жилья и 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Пунктом 4.1 ст. 13 вышеуказанного <адрес> был установлен перечень документов необходимых для предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, согласно которому для предоставления субсидий педагогическими работниками предоставляется справка с места работы, подтверждающая трудовые отношения с учреждением на должности, указанной в пункте 5 статьи 6 указанного Закона. Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Г07-4, решение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о признании недействующими п. 5 ст. 6 и п. 4.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» было отменено. Вынесено новое решение, которым заявление прокурора удовлетворено, пункт 5 ст. 6 и п. 4.1 ст. 13 вышеуказанного <адрес> признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу. Из мотивировочной части определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по смыслу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено, и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» были признаны утратившими силу. Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», действующего до ДД.ММ.ГГГГ (до вступления в законную силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа»), возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее возмещение расходов), производилось: б) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливался высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Согласно п. 1 ст. 3 указанного <адрес>, финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществлялось в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели. Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот, поскольку Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, субъектам федерации лишь были предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена Методика определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органам местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>. Согласно ст. 7 вышеназванного Закона, предоставление денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета. Из анализа вышеприведенных норм следует, что установленное государством право педагогических работников на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков. Таким образом, из вышеперечисленного законодательства следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 18.05 2009 года педагогические работники, проживающие в сельской местности, были освобождены от оплаты услуг по освещению жилого помещения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплата услуг по освещению жилого помещения должна производиться согласно Методике определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а с ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты, компенсирующие их расходы на освещение жилого помещения, согласно <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из финансово-лицевого счета на абонента ФИО5, и уточненного расчета, представленных истцом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику в полном размере производились начисления за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения. Доводы представителей истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» о том, что ответчик предоставил истцу сведения о том, что он является педагогическим работником только в декабре 2008 года, являются несостоятельными, так как и после указанной даты льготы ответчице не предоставлялись. Из дополнительно представленных истцом расчетов следует, что у ответчика по прибору учета № на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по оплате электроэнергии 10633,70 рублей. Указанная задолженность взысканию с ответчика не подлежит, так как на период до ДД.ММ.ГГГГ льготы педагогам на освещение жилого помещения предоставлялись в натуральной форме. Согласно финансово-лицевому счету абонента ФИО5, задолженность последней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 14200,34 рубля. За минусом 10633,70 руб. (задолженность, которая начислена ОАО «Красноярскэнергосбыт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не подлежащая взысканию), сумма долга составляет 3566,64 рубля. Ответчиком ФИО5 представлена в суд квитанция об оплате электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3000 рублей по лицевому счету №, тем самым задолженность составляет 566,64 рублей = 3566,64 – 3000. Указанную задолженность ФИО5 не возражает оплатить. Учитывая пояснения представителей истца о том, что внесенные абонентом платежи учитываются истцом в счет погашения просроченной задолженности, что отражено по финансово-лицевому счету абонента, у ответчицы за указанный истцом период имеется задолженность всего на сумму 566,64 рубля, подлежащая взысканию. Таким образом, требования истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании с ответчиков задолженности по оплате за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения удовлетворению подлежат частично, в указанной выше сумме, а встречные исковые требования прокурора в интересах ФИО5 о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения и предъявлению такого платежного документа к оплате ФИО5 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с ФИО5 и ФИО4 в пользу Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» задолженность по оплате электроэнергии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 566,64 рублей солидарно. В остальной части исковых требований Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к ФИО5 и ФИО4 отказать за необоснованностью. Удовлетворить встречные исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО5. Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предъявлению такого платежного документа к оплате ответчику ФИО5. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.А. Кузнецова Копия верна: судья Сухобузимского районного суда С.А. Кузнецова 2-169/2011