в компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Сухобузимского районного суда <адрес> Кузнецова С.А.

при секретаре Шейфер В.В.,

с участием истцов ФИО4, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 и ФИО1 к Правительству Российской Федерации в лице министерства финансов РФ о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО4, 1927 года рождения, и ФИО1, 1929 г. рождения, обратились в суд с иском к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий. В заявлениях истцы указывают, что с рождения они проживали со своими родителями в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ отцы истцов с семьями были выселены органами НКВД на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Истцу в ту пору было 14 лет, истице -12 лет.

Отец ФИО4ФИО2 был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ.

Отец ФИО1 (до замужества ФИО3) – ФИО3 был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы с родителями были выселены в <адрес> в д.Иркутская и <адрес>, поселены в частные дома. Ни один сосед или родственники не отваживались приближаться к ним из-за страха быть арестованными.

Квартиры, где они ранее проживали с родителями, вместе со всем движимым имуществом и вещами личного и семейного пользования были конфискованы.

Впоследствии истцы, как оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отцов, не обоснованно репрессированных по политическим мотивам, признаны подвергшимися политической репрессии и реабилитированы.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» постановлено выплатить каждому заявителю, признанному жертвами советских пиитических репрессий, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу в соответствии с п.2 ст.44 Конвенции 4 тысячи евро на возмещение морального вреда.

Истцы полагают, что на основании указанного выше решения они имеют право на возмещение морального вреда, причиненного политическими репрессиями советского периода, и просят взыскать с Правительства Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 160000 рублей – эквивалент 4000 евро, единовременно.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования по изложенным в заявлениях основаниям.

Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать, представил возражения на исковые требования в письменном виде, из которых следует, что в соответствии со ст.ДД.ММ.ГГГГ-1, реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим законом и законами субъектов Российской Федерации. Названным законом установлены процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, получение ими определенных льгот и компенсаций. Предусмотренные Законом процедуры, направлены в том числе на возмещение морального вреда. По своей правовой природе установленные законодательством меры социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характе<адрес> истцами в предмет исковых требований установленные виды льгот и компенсаций не включены, постольку представители ответчика вправе предположить, что Управлением социальной защиты населения истцам оказаны в полном объеме все компенсации и необходимые меры социальной поддержки, а тем самым возмещен и моральный вред.

Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По результатам рассмотрения дела «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» Европейский Суд по правам человека указал о необходимости принятия общих мер на национальном уровне для исполнения постановления. Таким образом, властям государства-ответчика, т.е. Грузии необходимо безотлагательно принять законодательство, административные и бюджетные меры, что бы лица, на которые распространяется действие статьи 9 закона от ДД.ММ.ГГГГ о признании статуса жертв и мерах социального обеспечения для лиц, пострадавших от политических репрессий могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением, и, присудил государству-ответчику выплатить 4000 евро в счет компенсации причиненного морального вреда заявителям, если общие меры не будут приняты в течение шести месяцев.

При этом, в постановлении ЕСПЧ по данному делу указано, что право на компенсацию морального вреда, которую добивались заявители, имело правовую основу в национальном законодательстве Грузии (любой гражданин Грузии, признанный жертвой политических репрессий, имевших место на территории бывшего СССР с февраля 1921 года по октябрь 1990 года, имел право на получение денежной компенсации).

Из преамбулы Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» направленного на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, следует, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

<адрес> «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» определены меры социальной поддержки для указанных лиц, такие как: право на внеочередное получение жилья в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, право на приобретение единого социального проездного билета или получение, единой социальной карты <адрес> для проезда; внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50% их стоимости; бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, подлежащую индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги; право на субсидию в размере 50% от оплаты за жилье и коммунальные услуги и др.

Истцы пояснили, что Управлением социальной защиты меры социальной поддержки им предоставляются, они пользуются предусмотренными законодательством льготами.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий мер социальной поддержки направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти меры имеют компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.

Следовательно, меры социальной поддержки в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Вместе с тем, как специальный нормативный правовой акт, данный Закон по своему действию предполагает ряд упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, в том числе в возмещение не только имущественного, но и иного причиненного вреда, когда не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истцам, как реабилитированным лицам, предоставляются меры социальной поддержки, установленные законом <адрес> «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», принятого во исполнение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», тем самым им возмещается вред, причиненный политическими репрессиями, в том числе и моральный, требования истцов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО4 и ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение 10-ти дней.

Судья