Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Сухобузимский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре Каргиной И.В., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Корниловой Т.С., представителя ответчика ФИО1 (доверенность в деле), рассматривая в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконными действий ответчика по прекращению предоставления ФИО3 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, и взыскании компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения в сумме 29194,12 рублей, У С Т А Н О В И Л: <адрес> в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> (далее УСЗН), о признании незаконными действий ответчика УСЗН администрации <адрес> по прекращению предоставления ФИО3 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, и взыскании компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29194,12 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 является педагогическим работником, отработавшим 29 лет в сельском общеобразовательном учреждении, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. Как педагогический работник она пользовалась льготами на отопление и освещение. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была уволена в связи с сокращением численности работников из муниципального общеобразовательного учреждения «Миндерлинский детсад «Солнышко». Вышла на пенсию ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с прекращением трудовых отношений ответчиком УСЗН администрации <адрес> ФИО3 прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ), Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, Постановлениями Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО3, как за педагогическим работником и проживающими совместно с ней членами семьи, сохраняется право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, поскольку её общий стаж в школах и дошкольных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет, и на момент перехода на пенсию она пользовалась этими льготами. В нарушение указанного законодательства ответчик УСЗН администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ прекратил предоставление ФИО3 мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию на основании того, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № распространяется только на работающих педагогических работников, проживающих в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> ФИО3 назначены выплаты по предоставлению ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах", что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании". За период с сентября 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 произведено начисление социальных выплат в сумме 10474,65 рубля (50% за отопление в пределах социальной нормы, 50% за водоотведение, горячее и холодное водоснабжение как ветерану труда). Указанная сумма выплачена ФИО3 При наличии у нее права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за указанный период ФИО3, должно было быть начислено и выплачено за отопление занимаемого ею жилого помещение денежных выплат в сумме 39688,62 рублей. В связи с непредоставлением ей в указанный период льгот на отопление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" ей не начислено и не выплачено 29194,12 рублей. Прокурор просит взыскать в пользу ФИО3 указанную сумму с ответчика. Исковое заявление предъявлено прокурором в интересах ФИО3 в связи с её обращением к прокурору <адрес> с заявлением о защите её нарушенных прав. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Корнилова Т.С. поддержала исковые требования по изложенным основаниям. Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором в её интересах. Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> ФИО1 исковые требования не признал, представил в суд письменные возражения, согласно которым льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проработавшим в школе более 10 лет и вышедшим на пенсию, не предусмотрены Законом РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, и не предусмотрены <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Согласно подпункту «б» ст. 6 Постановления Совета Министров СССР о ДД.ММ.ГГГГ №, за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Из Разъяснений «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию, и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж указанных работников в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Данное право сохраняется независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ «Об образовании», способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги. Пунктом 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действующим до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидии в размере 100 процентов оплаты жилья и 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Из мотивировочной части определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Г07-4, следует, что по смыслу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе, и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено, и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», действующего до ДД.ММ.ГГГГ, возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее возмещение расходов), производилось: б) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливался высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Согласно п. 1 ст. 3 указанного <адрес>, финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществлялось в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели. Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот, поскольку Федеральным законом «Об образовании» до ДД.ММ.ГГГГ не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, субъектам Федерации лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Из анализа вышеприведенных норм следует, что установленное государством право педагогических работников, в том числе и вышедших на пенсию, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишались возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены денежные выплаты педагогическим работникам в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленными органами местного самоуправления (п. «б» ст. 3). Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, а также положения ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и пользующимся отоплением, льгота в натуральной форме должна предоставляться до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в нарушение действующего федерального законодательства, указанным <адрес> из категории педагогических работником, получающих меры социальной поддержки были исключены педагогические работники, вышедшие на пенсию, отработавшие в сельской местности не менее 10 лет. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа) исключены, данный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом внесенных изменений абзац третий п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании предусматривает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Анализ жилищного законодательства в его развитии (ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, ст.8 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.160 Жилищного кодекса РФ) указывает на то, что отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, то есть федеральным законодательством для рассматриваемой категории специалистов в сельской местности было предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые федеральным законом с ДД.ММ.ГГГГ были заменены на предоставление компенсации этих расходов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1) 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Названным выше Законом РФ «Об образовании» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности было предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений, следовательно, ограничение этой категории работников путем исключения из нее лиц, отработавших в сельской местности не менее 10 лет и вышедших на пенсию, не соответствует требованиям Конституции РФ. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие решения о предоставлении денежных выплат или об отказе в их предоставлении, расчет размера денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории <адрес> данными полномочиями наделено Управление социальной защиты населения администрации <адрес>, данный орган в пределах выделенного ему финансирования предоставляет компенсационные выплаты по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. В судебном заседании установлено, что ФИО3, согласно записям в трудовой книжке, работала в общеобразовательных учреждениях в должности воспитателя, педагогический стаж работы ФИО3 в сельской местности составил 29 лет. ФИО3 является получателем пенсии за выслугу лет как педагогический работник с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее как педагогический работник она пользовалась льготами на отопление и освещение, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения администрации <адрес>. То есть, ФИО3 является педагогическим работником, перешедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а с ДД.ММ.ГГГГ – на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В связи с прекращением трудовых отношений Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> ФИО3 прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и с ДД.ММ.ГГГГ назначены выплаты по предоставлению ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах" (в размере 50% от стоимости услуг), что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании". Из справок УСЗН администрации <адрес> следует, что ФИО3 произведено начисление социальных выплат и выплачено за период с сентября 2010 г. по ноябрь 2011 года в сумме 10474,65 рубля (50% отопление жилого помещения в пределах социальной нормы, 50% за водоотведение, горячее и холодное водоснабжение как ветерану труда). При наличии у нее права на льготы в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 должно было быть начислено и выплачено за отопление занимаемого ею жилого помещения – 39688,62 рублей. В связи с непредставлением ей в указанный период льгот на отопление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" ей не начислено и не выплачено 29194,12 рублей. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре. Действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> по прекращению ФИО3 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающей в сельском населенном пункте <адрес> выплат за отопление занимаемой жилой площади не позволяют последней реализовать свои конституционные права, вследствие чего, являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию. Судом не принимаются возражения ответчиков о том, что федеральным и краевым законодательством не предусмотрены льготы для педагогических работников-пенсионеров, отработавших в сельской местности более 10 лет, поскольку ФИО3 вышла на пенсию и получала указанные льготы до внесения изменений в ФЗ «Об образовании», и вправе была рассчитывать на сохранение разумной стабильности правого регулирования и недопустимости произвольного ухудшения её правового положения. Отсутствие в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может умалять их установленное государством право на получение данных мер социальной поддержки. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав ФИО3 в связи с тем, что последняя обратилась к нему с заявлением о защите её нарушенных социальных прав. Учитывая, что в силу абзаца 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», которым ФИО3 предоставлялись меры социальной поддержки как педагогическому работнику, отработавшему в сельской местности не менее 10 лет и вышедшему на пенсию, и постановлений Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 ответчиком УСЗН администрации <адрес> должны быть компенсированы расходы на оплату жилого помещения в сумме 29194,12 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ возобновлено предоставление мер социальной поддержки. Судом учитывается то, что законодательством <адрес> установлен порядок предоставления мер социальной поддержки, в связи с чем, не соблюдение субъектом РФ установленного финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, поживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права граждан, установленного федеральным законодательством. Таким образом, требования прокурора в интересах ФИО3 подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> по прекращению с ДД.ММ.ГГГГ денежных выплат ФИО3 на оплату жилого помещения с отоплением и освещением. Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением ФИО3, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес> в пользу ФИО3 компенсацию расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29194 (двадцать девять тысяч сто девяносто четыре) рубля 12 копеек. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.А. Кузнецова Копия верна: Судья Сухобузимского районного суда С.А. Кузнецова