возложение обязаноти обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре Каргиной И.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Корниловой Т.С.,

ответчика - директора МКОУ «Высотинская СОШ» ФИО2,

третьего лица на стороне ответчика - и. о. начальника Управления образования администрации <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МКОУ «Высотинская СОШ» и возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МКОУ «Высотинская СОШ» и возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Истец указывает, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в МКОУ «Высотинская СОШ», выявлены нарушения законодательства о защите прав инвалидов, в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам муниципальных образовательных учреждений района. Было установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в здании МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа, расположенном по адресу: <адрес>, з<адрес>, а также зданиях ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок", расположенном по адресу: <адрес>, з<адрес> ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", расположенном по адресу: д.Малиновка, <адрес>, з<адрес>, являющихся филиалами МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа" и относящихся к учреждениям образования, отсутствуют приспособления для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объекты социальной инфраструктуры.

Так, в результате проведенного комплексного обследования указанных зданий, установлено, что крыльцо главного входа в здание МОУ "Высотинская СОШ" имеют высоту 75 см и не оборудовано пандусом, площадка крыльца и отметка пола тамбуров ниже обвязки дверной коробки (порога) на 9 см; крыльцо главного входа в здание начальной школы ОУ "Малиновская ОН ТС" имеет высоту 33 см и не имеет пандуса, площадка крыльца и отметка пола тамбуров ниже обвязки дверной коробки (порога) на 7 см, ширина дверного проема главного входа в начальную школу - 89 см; крыльцо главного входа в здание детского сада ОУ "Малиновская ОШС" имеет высоту 40 см и не имеет пандуса, площадка крыльца и отметка пола тамбуров ниже обвязки дверной коробки (порога) на 7 см, ширина дверного проема главного входа в детский сад - 88 см; крыльцо главного входа ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок" имеют высоту 15 см и не имеет пандуса, площадка крыльца и отметка пола тамбуров ниже обвязки дверной коробки (порога) на 9 см, ширина дверного проема главного входа в детский сад - 75 см. При этом не исключается техническая возможность обеспечить здания указанных образовательных учреждений пандусами с антискользящим покрытием и поручнями.

По результатам проведённой прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ МОУ "Высотинская СОШ" было вынесено представление с требованием о принятии действенных мер к устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам муниципального образовательного учреждения. Но МОУ "Высотинская СОШ" не предприняло мер по устранению нарушений законодательства о защите прав инвалидов в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам муниципального образовательного учреждения. Более того, в смете расходов на 2012 год по МОУ "Высотинская СОШ" средства на установку пандусов к образовательным учреждениям же не были предусмотрены.

Здания, занимаемые МОУ, "Высотинская СОШ" и филиалами МОУ "Высотинская СОШ" находятся в муниципальной собственности <адрес> и переданы учреждению по договору в оперативное управление.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Корнилова Т.С. просит суд признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Высотинская средняя общеобразовательная школа» в части организации беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - муниципальным образовательным учреждениям района: зданию МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа, расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес>, зданию ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок", расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес> ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", расположенному по адресу: д.Малиновка, <адрес>, з<адрес>.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Высотинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - муниципальным образовательным учреждениям района: зданию МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа, расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес>, зданию ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок", расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес> ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", расположенному по адресу: д.Малиновка, <адрес>, з<адрес> соответствии с требованиями п.п. 4.9, 4.1 и 4.20 СНиП 02.08-89, п.п. 13-14 СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Директор МКОУ «Высотинская СОШ» ФИО2 и и. о. начальника Управления образования администрации <адрес> ФИО4, в судебном заседании, исковые требования прокурора <адрес> признали. При этом пояснили, что техническая возможность для установки пандусов имеется. В то же время для определения стоимости пандусов и расходов на их установку необходимо составить смету. Для составления соответствующей сметы ответчик обратился в администрацию района после получения представления прокурора района, но до настоящего времени смета не готова. Отсутствие финансирования не позволяет выполнить требования законодательства.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государственная политика в области образования согласно ст. 2 Закона "Об образовании" основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статьей 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.п. 4.9, 4.1 и 4.20 СНиП 02.08-89 помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифты и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.

Согласно п.п. 13-14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлены нарушения указанных требований законодательства.

Согласно актам обследования состояния территорий и названных выше зданий МКОУ «Высотинская СОШ» при условии решения вопроса о финансировании работ, возможно обеспечить пандусами с антискользящим покрытием и поручнями здания МОУ «Высотинская СОШ», ДОУ «Высотинский детский сад «Маячок», ОУ «Малиновская общеобразовательная школа-сад».

Из сообщения ответчика следует, что при строительстве указных зданий в 1970 году установка пандусов не предусматривалась. Средства на установку пандусов в смете на 2012 год не были заложены.

Управление образование администрации <адрес> также сообщило, что в бюджете на 2012 год по МКОУ «Высотинская СОШ» денежные средства на установку пандусов не предусмотрены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействие ответчика, не обеспечившего беспрепятственный доступ инвалидов к учреждениям образования в здании МКОУ "Высотинская СОШ", а также в созданных филиалах: ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок" и ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", нарушает гарантированные ст.ст, 17, 39 Конституции Российской Федерации права данной категории лиц. Следовательно, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Срок, предложенный прокурор для устранения нарушений законодательства – ДД.ММ.ГГГГ признается судом реальным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения «Высотинская средняя общеобразовательная школа» в части организации беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - муниципальным образовательным учреждениям района: зданию МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа, расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес>, зданию ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок", расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес> ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", расположенному по адресу: д.Малиновка, <адрес>, зд.З.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Высотинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - муниципальным образовательным учреждениям района: зданию МОУ "Высотинская средняя общеобразовательная школа, расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес>, зданию ДОУ "Высотинский детский сад "Маячок", расположенному по адресу: <адрес>, з<адрес> ОУ "Малиновская общеобразовательная школа-сад", расположенному по адресу: д.Малиновка, <адрес>, зд.З в соответствии с требованиями п.п. 4.9, 4.1 и 4.20 СНиП 02.08-89, п.п. 13-14 СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 51261 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.


Судья

Копия верна: судья С.А. Кузнецова