ДД.ММ.ГГГГ с. Сухобузимское Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре Каргиной И.В., с участием представителей истца: главного специалиста-эксперта отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО1 (доверенность в деле), специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО2 (доверенность в деле), представителя ответчика ЗАО «Племзавод «Таежный» ФИО7 (доверенность в деле), рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Племзавод «Таежный» о признании незаконным бездействия ответчика по устранению нарушений санитарного законодательства и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ЗАО «Племзавод «Таежный» о признании незаконным бездействия ответчика по устранению нарушений санитарного законодательства и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения, мотивируя тем, что в декабре 2011 г. заместителем начальника отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО8 проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Племзавод Таежный», юридический адрес <адрес>, по фактическому адресу осуществления деятельности по производству молока и молочных продуктов: <адрес>. В ходе плановой выездной проверки установлены нарушения требований Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее ФЗ-88), в том числе: - нарушения ст. 7 п. 2, 4 ФЗ-88 в части изготовления и реализации молочной продукции, в том числе кефира, сметаны, сыра «Брынзы», не соответствующих требованиям технического регламента по содержанию микроорганизмов в указанных продуктах переработки молока. - нарушения ст. 21 п. 1, ст. 8 п. 2 ФЗ-88 - производственный лабораторный контроль осуществляется с отступлением от программы производственного контроля, разработанной ЗАО «Племзавод Таежный» в 2010 г.: программой предусмотрено испытание молочной продукции по микробиологическим показателям безопасности с периодичностью 1 раз в месяц; фактически предприятием в рамках производственного контроля в течение года исследовано 5 проб молока пастеризованного, 3 образца сливок пастеризованных, 5 образцов ряженки; 4 образца йогурта; 3 образца кефира; 5 образцов творога; 7 образцов сметаны. 2 образца брынзы, что значительно отличается от периодичности, установленной п. 2.1.3 программы производственного контроля; не проводились лабораторные испытания на содержание микроорганизмов сырого молока, заквасок, масла сливочного, предусмотренные программой производственного контроля; не осуществляется производственный лабораторный контроль сырья и изготавливаемой молочной продукции по санитарно-химическим показателям (на содержание токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов, ингибирующих средств) по показателям окислительной порчи, предусмотренные п. 2.1.3 программы производственного контроля, разработанной ЗАО «Племзавод Таежный» и утвержденной генеральным директором данного юридического лица ФИО4; технологические процессы производства осуществляются с нарушением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе периодичность производственного лабораторного контроля изготавливаемой продукции не соответствует требованиям п. 14.4 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочной продукции» - не проводится микробиологический контроль молочной продукции молока, сливок, кисломолочных продуктов с периодичностью 1 раз в 5 дней; сметаны и творога - 1 раз в 3 дня. -нарушения требований ст. 8 п. 2 ФЗ-88 в части осуществления технологических процессов производства молока и молочной продукции с нарушением действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», в том числе: - нарушения п. 7.9 СанПиН 2.3.4.551-96 в части не проведения промывки и дезинфекции после аварийных ситуаций на сетях водоснабжения предприятия, не проведения лабораторных испытаний контрольных проб воды после заключительной дезинфекции из 5 наиболее опасных в эпидемиологическом отношении точек: на вводе, из резервуара, в заквасочной, в аппаратном цехе, цехе фасовки по микробиологическим показателям; - нарушения п. 10.5, 10.6 СанПиН 2.3.4.551-96 в части размещения маслобойки для производства масла методом сбивания в помещении мойки оборотной тары без учета технологической поточности производства масла, при отсутствии свободного доступа работающим, как для контроля за производственным процессом, так и для возможности мойки оборудования; - нарушения п. 10.10 СанПиН 2.3.4.551-96 в части необеспечения закрепления внутрицеховой тары за отдельными видами сырья и готовой продукции соответствующей маркировкой; - нарушения п. 11.11 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия в цехах по производству сыра, творога, в аппаратном цехе 3-хсекционных ванн для мытья съемных узлов оборудования; - нарушения п. 11.1 СанПиН 2.3.4.551-96 в части необеспечения проведения обработки молокопроводов, съемных узлов в соответствии с требованиями п. 1.14, 1.12., 2.7.4, 1.26 «Инструкции по санитарной обработке оборудования на предприятиях молочной промышленности», в том числе: не проведения контроля остаточной щелочности или кислотности с помощью индикаторной бумаги; отсутствия достаточного количества стеллажей, полок для сушки съемных узлов и деталей; отсутствия соответствующей маркировки на уборочном инвентаре (щетках, скребках), используемых для обработки оборудования, инвентаря; - нарушения п. 12.1 СанПиН 2.3.4.551-96 в части осуществления процесса производства рассольного сыра «Брынзы» в условиях, не предотвращающих попадания в пищевой продукт посторонних предметов; - нарушения п. 12.2 СанПиН 2.3.4.551-96 в части осуществления производства молочных продуктов в нарушением требований нормативной документации, в том числе: - в части использования для производства творога по ГОСТ Р 52096-2003 сырья, не отвечающего требованиям п. 5.7 указанного нормативного документа; использования для производства творога технологические отходы производства молочных продуктов (так называемых сливов); - в части необеспечения возврата в резервуар и охлаждения до температуры 4+2 градуса С молочной смеси, подготовленной для производства творога, но незаквашенной или необеспечения незамедлительного направления подготовленной смеси непосредственно на производство творога (заквашивание и сквашивание) в соответствии с требованиями п. 5.1 ГОСТ Р 52096-2003 и п. 3.7 типовой технологической инструкции к данному нормативному документу; - в части необеспечения температуры заквашивания смеси при производстве творога 30+2 градуса С в соответствии с требованиям п. 5.1 ГОСТ Р 52096-2003 и п. 3.8 типовой технологической инструкции к данному нормативному документу; - в части необеспечения нагрева сгустка при производстве творога до 40+ 2 градусов в соответствии с п. 3.42 ТТИ ГОСТ Р 52096-008; - в части необеспечения созревания сливок при производстве масла три температуре 10 градусов С в соответствии с п. 4.1.1. ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия» и типовой технологической инструкцией к указанному нормативному документу; - в части не проведения при производстве масла сливочного контроля кислотности жировой фазы с периодичностью не менее 1 раза в месяц в соответствии с ТТИ к ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия» и программой производственного контроля, утвержденной генеральным директором ЗАО «Племзавод Таежный»; - в части отсутствия технологического контроля за процессом производства масла Крестьянского: за температурой и продолжительностью созревания сливок, с внесением соответствующих записей в журнал технологического контроля; - в части нарушений требований ГОСТ Р 52093-2003 «Кефир. Технические условия» при производстве кефира: не обеспечена температура созревания кефира Г4+2 градусов С согласно ТТИ ГОСТ Р 52093-2003; -в части осуществления технологического контроля за производством сметаны с нарушением требований п. 5.1 ГОСТ Р 52092-2003, п. 4.3 ТТИ ГОСТ Р 52092-2003, в том числе отсутствие контроля и отсутствие соответствующих данных в журнале технологического контроля о температуре и продолжительности промежуточного хранения молока сырого, температуре сепарирования молока, продолжительности охлаждения, начала и окончания фасовки сметаны, начала и окончания созревания сметаны; - в части осуществления технологического контроля за производством ряженки с нарушением требований п. 5.1 ГОСТ Р 52094-006, п. 4.3 ТТИ ГОСТ Р 52094-006, в том числе отсутствия контроля и соответствующих данных в журнале технологического контроля о температуре и продолжительности промежуточного хранения молока сырого, температуре томления молока, продолжительности охлаждения и заквашивания, начала и окончания фасовки ряженки. - нарушения п. 12.13 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия на всех термограммах контроля температуры пастеризации отметки аппаратчика в течение каждого рабочего цикла типа и номера пастеризатора, наименования продукта, для которого пастеризуется молоко, времени начала и окончания работы, пояснения причин отклонений температуры от установленного режима; не проведения анализа термограмм службой контроля предприятия; - нарушения п. 12.14 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия контроля на молочном заводе температуры пастеризации или посредством терморегиструющего устройства, или аппаратчиками - производя замеры каждый час и делая соответствующие записи в журнале, лаборантами - 3-4 раза за смену; - нарушения п. 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия контроля эффективности пастеризации микробиологическим способом в соответствии с «Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности» на каждом пастеризаторе с периодичностью 1 раз в 10 дней, а также отсутствия контроля эффективности пастеризации химическим методом из каждого резервуара после его наполнения пастеризованным молоком; - нарушения п. 12.18 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия сведений в журнале движения пастеризованного молока с указанием времени заполнения и опорожнения всех резервуаров пастеризованным молоком (смесью); - нарушения п. 13.9 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия маркировки тары и инвентаря заквасочного отделения; - нарушения п. 14.5 СанПиН 2.3.4.551-96 в части не проведения оценки качества санитарной обработки каждой единицы оборудования с периодичностью 1 раз в 10 дней микробиологическим способом; - нарушения п. 14.5 СанПиН 2.3.4.551-96 в части отсутствия контроля чистоты рук каждого работника микробиологическим способом с периодичностью не реже 3 раз в месяц; - нарушения п. 3 ст. 13 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008 г., п. 13.6 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» в части не проведения очистки воздуха, подаваемого в заквасочное отделение; - нарушения п. 6 ст. 13, ст. 10 ФЗ-88 в части несоблюдения обязательных требований технического регламента к мойке и дезинфекции тары и инвентаря заквасочного отделения; - нарушения п. 5 ст. 13, п. 2 ст. 8 ФЗ-88 в части необеспечения осуществления всего процесса приготовления производственных заквасок в закрытой системе; п. 13.2 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» использования холодильника предназначенного для хранения заквасок, в других целях; - нарушения п. 8. ст. 13 ФЗ-88 в части отсутствия в документе, сопровождающем производственные закваски при их передаче из заквасочного отделения на производство, сведений о часе ее изготовления; - нарушения п. 4 ст. 13, п. 2 ст. 8 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008, п. 13.1 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» в части приготовления кефирной закваски с нарушением требований «Инструкции по приготовлению и применению заквасок для кисломолочных продуктов на предприятиях молочной промышленности», в том числе в части отсутствия контроля эффективности пастеризации молока, используемого для производства закваски, микробиологическим способом с периодичностью 1 раз в 10 дней. По данному факту 26.12.2011 г. было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с, срок исполнения которого установлен ДД.ММ.ГГГГ. В ходе внеплановой выездной проверки установлено невыполнение ЗАО «Племзавод Таежный» в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с от ДД.ММ.ГГГГ. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ЗАО «Племзавод Таежный» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАПРФ (протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ). ЗАО «Племзавод Таежный» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей. Все вышеуказанное является серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания, а именно: - осуществление технологических процессов производства продуктов переработки молока (сметаны и творога) с нарушением периодичности производственного лабораторного контроля по микробиологическим показателям не позволяет своевременно выявить факт изготовления опасной продукции и принять меры по недопущению ее попадания на потребительский рынок, тем самым не гарантируя санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; - не проведение производственного контроля молока сырого по микробиологическим показателям, на содержание ингибиторов с периодичностью 1 раз в 10 дней, не исключает возможность использования некачественного и опасного сырья для производства молочных продуктов, что в свою очередь не гарантирует качество и безопасность изготавливаемой продукции; - не проведение лабораторных испытаний изготавливаемой продукции (молока питьевого пастеризованного, сыра «Брынзы», кефира, сметаны, йогурта, масла сливочного) на содержание афлотоксина Ml, токсичных элементов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов; не проведение производственного контроля эффективности пастеризации микробиологическим способом на каждом пастеризаторе с периодичностью 1 раз в 10 дней; не проведение оценки качества санитарной обработки каждой единицы оборудования с периодичностью 1 раз в 10 дней микробиологическим способом; отсутствие контроля чистоты рук каждого работника микробиологическим способом с периодичностью не реже 3 раз в месяц свидетельствует об отсутствии системного производственного контроля качества и безопасности изготавливаемой молочной продукции, а также технологических процессов и не может гарантировать соответствие изготавливаемой молочной продукции обязательным требованиям Технического регламента по содержанию опасных веществ, что не позволяет своевременно выявить факт изготовления продукции, не отвечающей обязательным требованиям технического регламента, как по показателям качества, так и по показателям безопасности, и принять меры по изъятию из оборота некачественной и опасной продукции, осуществить мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде; - размещение оборудования для производства масла сливочного (маслобойки) в помещении для обработки оборотной тары без учета поточности технологического процесса и, не обеспечив свободный доступ для контроля технологического процесса и обработки оборудования, не исключает возможности изготовления некачественного и опасного продукта; - отсутствие контроля за движением пастеризованного молока с указанием сведений в соответствующем журнале с указанием времени заполнения и опорожнения, дальнейшего использования молока пастеризованного также свидетельствует об отсутствии надлежащего производственного контроля на предприятии, имеющем высокую эпидемиологическую значимость и не исключает возможности заполнения пастеризованным молоком емкости, предназначенной для хранения сырого молока или необработанной, тем самым создавая возможность вторичного загрязнения молока пастеризованного или молочной смеси для производства кисломолочных продуктов, что в свою очередь может привести к возникновению вспышечной инфекционной заболеваемости, пищевых отравлений со значительным количеством пострадавших. Осуществление ЗАО «Племзавод Таежный» деятельности с нарушением Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю просит суд признать бездействие ЗАО «Племзавод Таежный» по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и санитарных правил на молочном заводе ЗАО «Племзавод Таежный» в срок 1 месяц с момента вступления судебного решения в законную силу; в срок 3 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу разместить оборудование для производства масла сливочного (маслобойки) в производственном помещении молочного завода с учетом поточности технологического процесса в соответствии со схемой технологического процесса производства масла, обеспечения свободного доступа для контроля технологического процесса и обработки оборудования; исключив возможность размещения данного оборудования во вспомогательных, складских помещениях и иных помещениях непроизводственного назначения; в срок 1 год с момента вступления судебного решения в законную силу разработать и представить в суд график проведения лабораторных испытаний изготавливаемой продукции (молока питьевого пастеризованного, сыра «Брынзы», кефира, сметаны, йогурта, масла сливочного) на содержание афлотоксина Ml, токсичных элементов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов; провести лабораторные испытания изготавливаемой продукции (молока питьевого пастеризованного, сыра «Брынзы», кефира, сметаны, йогурта, масла сливочного) на содержание афлотоксина Ml, токсичных элементов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов и представить протоколы лабораторных испытаний. Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика исковые требования признала в полном объеме, при этом пояснила, что предприятием принимаются меры к выполнению указанных выше требований. Так, внесена предоплата за маслообразователь, ожидается его поступление на предприятие. Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца. В соответствие со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст.8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также, на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны (выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчику истцом по результатам плановой проверки было выдано предписание №/с об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено невыполнение ЗАО «Племзавод Таежный» в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №/с от ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие ЗАО «Племзавод Таежный» по устранению нарушений санитарного законодательства, невыполнение требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор, нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, т.к. нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие ЗАО «Племзавод «Таежный», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать ответчика устранить следующие нарушения санитарных правил: в срок 1(один) месяц со дня вступления решения в законную силу: обеспечить осуществление технологических процессов производства продуктов переработки молока (сметаны и творога) с соблюдением периодичности производственного лабораторного контроля по микробиологическим показателям, установленной программой производственного контроля в соответствии с п. 14.4 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», - 1 раз в 3 дня, подтвердив результатами лабораторных испытаний; обеспечить проведение производственного контроля молока сырого по микробиологическим показателям, на содержание ингибиторов с периодичностью 1 раз в 10 дней в соответствии с программой производственного контроля и требованиями нормативной документации, подтвердив результатами лабораторных испытаний; обеспечить проведение производственного контроля эффективности пастеризации микробиологическим способом на каждом пастеризаторе с периодичностью 1 раз в 10 дней; проведение оценки качества санитарной обработки каждой единицы оборудования с периодичностью 1 раз в 10 дней микробиологическим способом; проведение контроля чистоты рук каждого работника микробиологическим способом с периодичностью не реже 3 раз в месяц, подтвердив результатами лабораторных испытаний; обеспечить проведение контроля за движением пастеризованного молока с указанием сведений в соответствующем журнале с указанием времени заполнения и опорожнения, дальнейшего использования молока пастеризованного, представив соответствующий журнал с необходимыми сведениями. В срок 3 (три) месяца со дня вступления решения в законную силу: разместить оборудование для производства масла сливочного (маслобойки) в производственном помещении молочного завода с учетом поточности технологического процесса в соответствии со схемой технологического процесса производства масла, обеспечения свободного доступа для контроля технологического процесса и обработки оборудования; исключив возможность размещения данного оборудования во вспомогательных, складских помещениях и иных помещениях непроизводственного назначения. В течение 1(одного) года с момента вступления решения в законную силу: разработать и представить в суд график проведения лабораторных испытаний изготавливаемой продукции (молока питьевого пастеризованного, сыра «Брынзы», кефира, сметаны, йогурта, масла сливочного) на содержание афлотоксина Ml, токсичных элементов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов; провести лабораторные испытания изготавливаемой продукции (молока питьевого пастеризованного, сыра «Брынзы», кефира, сметаны, йогурта, масла сливочного) на содержание афлотоксина Ml, токсичных элементов, пестицидов, антибиотиков, радионуклидов и представить протоколы лабораторных испытаний. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд. Судья С.А. Кузнецова Копия верна: судья С.А. Кузнецова