в удовлетворении иска о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Сухобузимское

Судья Сухобузимского районного суда Красноярского края Кузнецова С.А.

при секретаре Каргиной И.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1, 1937 года рождения, обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий. В заявлении истец указывает, что с рождения он проживал со своими родителями в <адрес>. В сентябре 1941 года родители истца ФИО4 и ФИО5 репрессированы на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941 года, осуждены по национальному признаку и высланы в Красноярский край Сухобузимский район, работали в трудармии. Истцу в ту пору было 4 года. Родители истца были реабилитированы 20.01.1956 года на основании Указа ПВС СССР от 13.12.1955 года.

В самом начале истец не понимал, почему его родители уезжают из родной деревни. Ни один сосед или родственники не отваживались приближаться к ним, из-за страха быть арестованными. Квартира, где он ранее проживал с родителями, вместе со всем движимым имуществом и вещами личного и семейного пользования были конфискованы.

Впоследствии истец, как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не обоснованно репрессированных по политическим мотивам, признан подвергшимися политической репрессии и реабилитирован.

02.02.2010 года Решением Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» постановлено выплатить каждому заявителю, признанному жертвами советских пиитических репрессий, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу в соответствии с п.2 ст.44 Конвенции 4 тысячи евро на возмещение морального вреда.

Истец полагает, что на основании указанного выше решения он имеет право на возмещение морального вреда, причиненного политическими репрессиями советского периода, и просит взыскать с Правительства Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 160000 рублей – эквивалент 4000 евро, единовременно.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным в заявлениях основаниям.

Представитель ответчика – Правительства РФ, будучи надлежащим образом извещенным (08.06.2012г. согласно почтовому уведомлению) о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо возражений на иск не представил, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По результатам рассмотрения дела «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» Европейский Суд по правам человека указал о необходимости принятия общих мер на национальном уровне для исполнения постановления. Таким образом, властям государства-ответчика, т.е. Грузии необходимо безотлагательно принять законодательство, административные и бюджетные меры, что бы лица, на которые распространяется действие статьи 9 закона от 11 декабря 1997 года о признании статуса жертв и мерах социального обеспечения для лиц, пострадавших от политических репрессий могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением, и, присудил государству-ответчику выплатить 4000 евро в счет компенсации причиненного морального вреда заявителям, если общие меры не будут приняты в течение шести месяцев.

При этом, в постановлении ЕСПЧ по данному делу указано, что право на компенсацию морального вреда, которую добивались заявители, имело правовую основу в национальном законодательстве Грузии (любой гражданин Грузии, признанный жертвой политических репрессий, имевших место на территории бывшего СССР с февраля 1921 года по октябрь 1990 года, имел право на получение денежной компенсации).

В исковом заявлении истец также указывает, что данное решение следует применить для вынесения решения по вновь открывшимся основаниям. Однако судом установлено, что ранее он в суд с иском о компенсации морального вреда причиненного в результате политических репрессий не обращался, а потому каких-либо оснований для пересмотра решения в порядке норм главы 42 ГПК РФ не усматривается, поскольку такого решения судом ранее не принималось.

Из преамбулы Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» направленного на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, следует, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Законом Красноярского края «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» определены меры социальной поддержки для указанных лиц, такие как: право на внеочередное получение жилья в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, право на приобретение единого социального проездного билета или получение, единой социальной карты Красноярского края для проезда; внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50% их стоимости; бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, подлежащую индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги; право на субсидию в размере 50% от оплаты за жилье и коммунальные услуги и др.

Истец пояснили, что Управлением социальной защиты меры социальной поддержки ему предоставляются, он пользуется предусмотренными законодательством льготами.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий мер социальной поддержки направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти меры имеют компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.

Следовательно, меры социальной поддержки в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Вместе с тем, как специальный нормативный правовой акт, данный Закон по своему действию предполагает ряд упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, в том числе в возмещение не только имущественного, но и иного причиненного вреда, когда не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истцу, как реабилитированному лицу, предоставляются меры социальной поддержки, установленные законом Красноярского края «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», принятого во исполнение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», тем самым возмещается вред, причиненный политическими репрессиями, в том числе и моральный, требования истцов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца.

Судья

Копия верна:

Судья Сухобузимского

районного суда С.А. Кузнецова