иск о взыскании платы за электроэнергию и встречный иск прокурора по льготам педагогам



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» марта 2011 года с. Сухобузимское

Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,

при секретаре Овсянниковой Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора Сухобузимского района Штайнерт А.В.,

представителей истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1, ФИО2 (доверенности в деле),

ответчика ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и встречному иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах ФИО3 о признании действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения за период с 20.08.2007 года по 18.05.2009 года и предъявления такого платежного документа к оплате ответчику ФИО3 незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании с ответчиков солидарно задолженности за потребленную электроэнергию за период с 21.05.2007 года по 19.08.2010 года по двум точкам учета на общую сумму 40515,47 рублей (по точке учета – 27841,10 рублей, по точке учета – 12674,37 рублей.

Требования иска мотивированы тем, что истцом с ответчиками в силу ст. 426 ГК РФ публичным договором, по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть энергоресурсы, а абонент обязался оплачивать принятую энергию. Истец по отношению к ответчику исполняет свои обязательства, а ответчик не оплатил за потребленную энергию. Истец также просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1415,46 рублей.

Прокурор Сухобузимского района Красноярского края обратился в интересах ответчика ФИО3 к ОАО «Красноярскэнергосбыт» со встречным иском о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предъявлению такого платежного документа к оплате ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 с 1991 года работает в МОУ «Сухобузимская средняя общеобразовательная школа» учителем физики, и в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В нарушение указанного Закона истец не предоставил ФИО3 в период с августа 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ льготу по оплате за освещение, так как из финансово-лицевого счета следует, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» за указанный период в полном объеме производились начисления за потребленную электроэнергию, и предъявлены к оплате ФИО3 Считает, что установленное государством право педагогических работников на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот, поскольку последняя не лишается возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков. Встречное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах ФИО3 в связи с её обращением к прокурору Сухобузимского района с заявлением о защите её прав и законных интересов.

В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, встречные исковые требования не признали по изложенным в исковом заявлении и в письменных возражениях на встречный иск прокурора основаниям.

Из письменных возражений на встречное исковое заявление следует, что оплата абонентом потребленной энергии является обязанностью ответчика ФИО3 по договору электроснабжения. Понятие «освещение» жилого помещения не тождественно понятию «электроснабжение», поскольку электроснабжение, согласно п. 1.2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министра энергетики РФ 08.07.2002 г. № 204, предполагает не только освещение, но и использование электроэнергии на мелкие бытовые нужды: использование бытовых приборов, приготовление пищи и т.п. Прибор учета электроэнергии, установленный у потребителя, отражает общее количество потребленной электроэнергии, а не только на освещение, и соответственно в квитанциях, направлявшихся абоненту, было указано общее количество потребленной электроэнергии, каких-либо отдельных начислений за электроэнергию, используемую на нужды освещения ОАО «Красноярскэнергосбыт» не производило. При отсутствии до мая 2009 года методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, определить какое именно количество электроэнергии использовалось для нужд освещения жилого помещения, не представляется возможным. Полагает, что истец был обязан предоставить льготу педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, не в полном объеме полного электропотребления, а только в объеме освещения жилого помещения. Полагает, что требования прокурора не конкретизированы по причине отсутствия соответствующей методики в период с июля 2007 года по май 2009 года и удовлетворению не подлежат. Считает, что поскольку органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями, не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, то и взыскание расходов на освещение жилого помещения истца должно быть произведено за счет средств казны Российской Федерации. Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.09 г. № 250-п утверждена Методика определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, данное постановление вступило в силу 19.05.2009 года. Договор электроснабжения заключен с ответчиком ФИО3, заявление о предоставлении льготы было подано ответчиком в ОАО «Красноярскэнергосбыт» в декабре 2008 года, до указанной даты истец не располагал сведениями о том, что ФИО3 имеет право на указанную льготу, полагает, что предоставление льгот носит заявительный порядок, а ФИО3 не предоставила доказательств обращения к истцу для предоставления ей льготы. С июня 2009 года и по настоящее время соответствующая льгота ФИО3 предоставляется, что подтверждается копией финансово-лицевого счета абонента.

Представители истца ФИО1 и ФИО2 пояснили, что у ответчика имеется два прибора учета, по обоим приборам имеется задолженность.

Ответчик ФИО3 исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования прокурора, пояснила, что она работает в МОУ «Сухобузимская СОШ» учителем с 1991 года. До 2007 г. через Управление социальной защиты населения ей предоставлялась льгота в размере 100% по оплате за освещение как педагогу, проживающему в сельской местности и имеющему право на бесплатную жилую площадь с освещением. В 2007 г. льготу предоставлять перестали, она и другие педагоги обращались в различные инстанции, откуда получали ответы, что педагоги не должны платить за освещение. Решением мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с неё была взыскана задолженность за электроэнергию в сумме 7605,88 рублей, которую она оплатила. Затем с июня 2009 года ей стала предоставляться льгота по оплате электроэнергии на освещение, но расчеты, представленные истцом, отличаются от произведенных ею расчетов. Заявление о предоставлении льготы и справки с места работы предоставлялись в ОАО «Красноярскэнергосбыт» своевременно. С ДД.ММ.ГГГГ она оплачивает за потребленную электроэнергию в полном размере, получая субсидии в Управлении социальной защиты населения.

Старший помощник прокурора Сухобузимского района Штайнерт А.В. поддержала встречные исковые требования по изложенным основаниям. Уточнила свои требования, заявленные в интересах ФИО3, просит признать незаконными действия ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение с 19.01.2008 года (в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ) по 18.05.2009 года (так как Постановление Правительства Красноярского края от 13.05.09 г. № 250-п, которым утверждена Методика определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, вступило в силу 19.05.2009 года), и предъявлению таких платежных документов к оплате ФИО3 Пояснила, что с 2008 года прокурор в интересах неопределенного круга лиц обращался с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий по введению режима полного ограничения потребления электроэнергии лицам, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, велись судебные разбирательства, требования прокурора были удовлетворены. В 2008 году прокурором района ОАО «Красноярскэнергосбыт» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о предоставлении льгот педагогическим работникам. Истцу было достоверно известно о том, что ФИО3 является педагогическим работником. Действия ответчика по начислению и предъявлению к оплате платежей за потребленную электроэнергию без учета мер социальной поддержки, гарантированных государством нарушают права ФИО3 на социальную защиту и создают угрозу нарушения её прав.

Представители истца против применения срока исковой давности возражений не имеют.

Ответчики ФИО5, ФИО4 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ «Об образовании» с момента его принятия (10.07.1992 г.) способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Пунктом 5 ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» было предусмотрено предоставление субсидии в размере 100 процентов оплаты жилья и 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Пунктом 4.1 ст. 13 вышеуказанного Закона края был установлен перечень документов необходимых для предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, согласно которому для предоставления субсидий педагогическими работниками предоставляется справка с места работы, подтверждающая трудовые отношения с учреждением на должности, указанной в пункте 5 статьи 6 указанного Закона.

Определением Верховного Суда РФ от 18.04.2007 года № 53 Г07-4, решение Красноярского краевого суда от 18.01.2007 года в части отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о признании недействующими п. 5 ст. 6 и п. 4.1 ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» было отменено. Вынесено новое решение, которым заявление прокурора удовлетворено, пункт 5 ст. 6 и п. 4.1 ст. 13 вышеуказанного Закона края признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу. Из мотивировочной части определения Верховного Суда РФ от 18.04.2007 года следует, что по смыслу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено, и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.

Законом Красноярского края от 28.06.2007 года № 2-177, вступившим в силу 14.07.2007 года, пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи 13 Закона края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» были признаны утратившими силу.

Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», действующего до 01.07.2010 года (до вступления в законную силу Закона Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа»), возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее возмещение расходов), производилось: б) юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливался высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края. Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона края, финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществлялось в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели.

Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот, поскольку Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, субъектам федерации лишь были предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.09 г. № 250-п утверждена Методика определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, которое вступило в силу 19.05.2009 года.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа», вступившего в законную силу с 01.07.2010 года, педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органам местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

Согласно ст. 7 вышеназванного Закона, предоставление денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что установленное государством право педагогических работников на получение социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия механизма возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление таких льгот. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.

Таким образом, из вышеперечисленного законодательства следует, что в период с 14.07.2007 года по 18.05 2009 года педагогические работники, проживающие в сельской местности, были освобождены от оплаты услуг по освещению жилого помещения. В период с 19.05.2009 года по 30.06.2010 года оплата услуг по освещению жилого помещения должна производиться согласно Методике определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.09 г. № 250-п, а с 01.07.2010 года педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты, компенсирующие их расходы на освещение жилого помещения, согласно Закону Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010 г.

Как следует из финансово-лицевых счетов на абонента ФИО3, и уточненного расчета, представленных истцом, за период с 19.01.2008 года по 18.05.2009 года ответчику в полном размере производились начисления за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения.

Доводы представителей истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» о том, что ответчик предоставил истцу сведения о том, что он является педагогическим работником только в декабре 2008 года, являются несостоятельными, так как и после указанной даты льготы ответчице не предоставлялись.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Прокурором было заявлено о применении срока исковой давности (на дату обращения истца в суд – 19.01.2011 года), с чем представители истца согласились.

Таким образом, задолженность за период свыше 3-х лет взысканию не подлежит в связи с истечением срока исковой давности.

Из дополнительно представленных истцом расчетов следует, что у ответчика по прибору учета на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по оплате электроэнергии 9704,84 рублей. Указанная задолженность взысканию с ответчиков не подлежит, так как на период до 19.05.2009 года льготы педагогам на освещение жилого помещения предоставлялись в натуральной форме.

За период с 19.05.2009 года по 30.06.2010 года у ответчика имеется задолженность в сумме 10997,73 (начислено к оплате 14492,90 рублей – 1420,17 (льгота) – 2075 (оплачено ответчиком).

За период с 01.07.2010 года по 19.08.2010 года начислено к оплате 723,48 рублей + 10997,73 = 11721,21 рублей.

Таким образом, по прибору учета у ответчика имеется задолженность 11721,21 рублей.

По прибору учета на 18.05.2009 года числится задолженность 16875,21 рублей, указанная задолженность взысканию с истицы не подлежит, так как на период до 19.05.2009 года льготы педагогам на освещение жилого помещения предоставлялись в натуральной форме. За период с 19.05.2009 года по 30.06.2010 года у ответчика имеется переплата 5535,08 рублей = 13672,40 (начислено) – 207,48 (льгота) - 19000 (оплачено); за период с 01.07.2010 года по 19.08.2010 года начислений и задолженности нет. Кроме того, ответчицей была представлена квитанция об оплате 12.03.2011 года 10000 рублей по лицевому счету , переплата составила 5535,08 + 10000 = 15535,08 рублей.

Учитывая, что истцом предъявлена общая сумма долга по двум приборам учета, то у ответчицы в целом задолженности не имеется, имеется переплата на сумму 3813,87 = 15535,08 – 11721,21.

Таким образом, требования истца ОАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании с ответчиков задолженности по оплате за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения за период с 19.01.2008 года по 19.08.2010 года (в пределах срока исковой давности) удовлетворению не подлежат, а встречные исковые требования прокурора в интересах ФИО3 о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения и предъявлению такого платежного документа к оплате ФИО3 за период с 19.01.2008 года по 18.05.2009 года подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии отказать за необоснованностью.

Удовлетворить встречные исковые требования прокурора Сухобузимского района в интересах ФИО3.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» по начислению платежей за потребленную электроэнергию на освещение жилого помещения за период с 19 января 2008 года по 18 мая 2009 года и предъявления такого платежного документа к оплате ответчику ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.А. Созыкина

Копия верна:

Судья

Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина