Решение о признании бездействия Администрации Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Суджа 06 апреля 2011 года

Суджанский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Погуляевой В.В.,

при секретаре Ушкаловой И.А.,

с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределённого круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования Казачелокнянский сельсовет Суджанского района Курской области незаконным и обязании принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц к Администрации МО Казачелокнянский сельсовет Суджанского района Курской области о признании бездействия администрации муниципального образования Казачелокнянский сельсовет Суджанского района Курской области незаконным и обязании принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Казачелокнянского сельсовета Суджанского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки ТБО, расположенной на территории Казачелокнянского сельсовета на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м и обязать администрацию Казачелокнянского сельсовета принять меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки. В обоснование указывает, что прокуратурой Суджанского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что органом местного самоуправления Казачелокнянского сельсовета Суджанского района нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В результате обследования установлено, что на территории Казачелокнянского сельсовета Суджанского района - на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, организованная населением Казачелокнянского сельсовета площадью 100 кв. м.. что является нарушением требований п.1.2, п.п.2.1.1-2.1.5 СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест». Указанная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 4 Устава Казачелокнянского сельсовета в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения. Согласно ст. 3 п. 18, ст. 33 Устава, к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация Казачелокнянского сельсовета Суджанского района при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированной свалки администрация Казачелокнянского сельсовета осведомлена, что подтверждается объяснениями главы администрации Казачелокнянского сельсовета, актом проверки от 22.03.2011 г. Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов возле жилого дома по улице населенного пункта Казачелокнянского сельсовета свидетельствует о том, что администрация МО не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие администрацией Казачелокнянского сельсовета Суджанского района мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципального образования. Несоблюдение требований приведённого законодательства ведёт к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать незаконным бездействие администрации Казачелокнянского сельсовета Суджанского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки ТБО, расположенной на территории Казачелокнянского сельсовета на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м и обязать администрацию Казачелокнянского сельсовета принять меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки. Дополнительно пояснил, что в результате проверки территории Казачелокнянского сельсовета выявлена несанкционированная свалка, Администрацией МО Казачелокнянский сельсовет не выполняются требования, предусмотренные ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24. 06. 1998 г. «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 13 указанного выше Закона территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация МО Казачелокнянский сельсовет обязана выполнять мероприятия по очистке территории от мусора при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов, в соответствии со ст. 3 п. 18 Устава Казачелокнянского сельсовета к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Выявленная несанкционированная свалка не убрана.

Представитель Администрации МО «Казачелокнянский сельсовет» Суджанского района Курской области, его глава Губа В.В. требования заявления прокурора признал, указал, что ему известно о существовании свалки ТБО на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м, организованная населением Казачелокнянского сельсовета. Свалка не убрана, но обязуется в срок до 06.05.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку ТБО в с.Казачья Локня.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Курской области надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о возможности рассмотрения дела без участия его представителя.

Суд, выслушав прокурора, главу администрации Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области, допросив свидетеля, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст.11 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции КРФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст.9 ч.1 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из п.п.1 п.1 ст.6 ЗК РФ следует, что земля является природным объектом и природным ресурсом с точки зрения её охраны и использования.

Согласно п.п.4.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утверждённые Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. №607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, свалка на территории Казачелокнянского сельсовета для складирования отходов не предназначена, находится на землях муниципального образования.

В соответствии с п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Свалка ТБО, расположенная на правой обочине при въезде в с.К.Локня со стороны г.Суджа площадью 100 кв.м, не оборудована в соответствии с указанным требованием, что установлено при рассмотрении дела и подтверждается исследованными в суде доказательствами.

Согласно п.1.2 СанПин 42-128-460-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. настоящего закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, при которой отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В число основных принципов охраны окружающей среды, отражённых в ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды», входит ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как следует из п.1 ст.7 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.9 Закона Курской области от 01.03.2004 года N 3 –ЗКО (ред. от 22.12.2006) «Об охране окружающей среды на территории Курской области» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях.

Статьёй 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 п.18 к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 34 указанного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация - исполнительно- распорядительный орган муниципального образования.

В структуру органов местного самоуправления Казачелокнянского сельсовета согласно Уставу МО «Казачелокнянский сельсовет» Суджанского района Курской области, зарегистрированному 19.08.2005 г., входит администрация поселения.

К вопросам местного значения сельсовета согласно ст.3 п.18 Устава МО «Казачелокнянский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрация которого наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Администрация МО Казачелокнянский сельсовет при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов и мусора обязана выполнять мероприятия по очистке территории.

В ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления территории Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области в составе комиссии установлено нарушение органом местного самоуправления требований действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в непринятии органом местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м, на которой допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду, что следует из акта проверки от 22.03.2011 года.

В судебном заседании свидетель С.Г.В. пояснила, что в составе комиссии 22.03.2011 года участвовала в качестве специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Курской области в Суджанском и других района, отдела доходов и контроля ОГУ «Курского областного экологического управления» в обследовании территории Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области. При обследовании была выявлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, расположенная на территории Казачелокнянского сельсовета на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м. По результатам проверки составлен акт с указанием места размещения несанкционированной свалки. На момент проверки меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории указанного сельсовета администрацией Казачелокнянского сельсовета не принимались, чем были нарушены требования действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. При повторном осмотре территории сельсовета несанкционированная свалка не убрана.

Согласно Акту обследования территории Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области с фототаблицей к нему от 22.03.2011 года комиссией на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. На момент проверки меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Казачелокнянского сельсовета его главой, Г.В.В. не принималось.

Как следует из объяснения главы Администрации Казачелокнянского сельсовета Суджанского района Курской области Г.В.В.., ему известно, что на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м имеется несанкционированная свалка ТБО, организованная населением, площадью 100 кв.м, и что до 10.04.2011 г. данная свалка будет вывезена.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».

Согласно п. 3. 2. Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В нарушение п. 2 ст. 51 ФЗ от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на указанной свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Таким образом, установлено нарушение действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.1 пп.3 ст.333.19 НК РФ по делу подлежала уплате госпошлина в размере 200 рублей, согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Казачелокнянский сельсовет» Суджанского района Курской области, в связи с непринятием мер к ликвидации несанкционированной свалки ТБО, расположенной на территории Казачелокнянского сельсовета на правой обочине при въезде в <адрес> площадью 100 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Казачелокнянский сельсовет Суджанского района Курской области принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, размещённой на территории Казачелокнянского сельсовета на правой обочине при въезде <адрес> площадью 100 кв.м и привести занимаемый свалкой земельный участок в надлежащее состояние в соответствии с нормами СанПиН РФ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования Казачелокнянский сельсовет Суджанского района Курской области госпошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей.

Об исполнении решения сообщить суду в течение месяца со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд в течение десяти дней.

Судья В.В.Погуляева