Решение о признании бездействия администрации Заолешенского сельсовета незаконным



Дело №2-70-2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Суджа 08 апреля 2011 года

Суджанский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Иноземцева О.В.,

при секретаре Спеваковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределённого круга лиц к администрации Заолешенского сельсовета Суджанского района Курской области о признании бездействия Администрации муниципального образования Заолешенского сельсовета Суджанского района Курской области незаконным и обязании Администрации МО Заолешенский сельсовет Суджанского района принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки и приведения занимаемого ею земельного участка в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц к Администрации МО Заолешенский сельсовет Суджанского района Курской области о признании бездействия Администрации муниципального образования Заолешенский сельсовет Суджанского района Курской области незаконным и обязании Администрации МО Заолешенский сельсовет Суджанского района принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки и приведения занимаемого ею земельного участка в надлежащее состояние. В обоснование указывает, что прокуратурой Суджанского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что органом местного самоуправления Заолешенского сельсовета Суджанского района нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 30. 03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Установлено, что на территории Заолешенского сельсовета Суджанского района в 2-х километрах от кафе Флагман, в направлении <адрес> с правой стороны обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 40 кв.м. соответственно. Указанная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования. Статьёй 8 ФЗ № 89-ФЗ от 24. 06. 1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 13 указанного Закона, территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06. 10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии со ст. 5 Устава Заолешенского сельсовета в структуру органов местного самоуправления входит администрация Заолешенского сельсовета. Согласно ст. 3 п. 19 Устава, к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация Заолешенского сельсовета Суджанского района при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированных свалок администрация Заолешенского сельсовета осведомлена, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов возле жилых домов на территории Заолешенского сельсовета свидетельствует о том, что администрация МО не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие администрацией Заолешенского сельсовета Суджанского района мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведённого законодательства ведёт к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заолешенский сельсовет Суджанского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки ТБО, организованной населением Заолешенского сельсовета Суджанского района, и обязать администрацию Заолешенского сельсовета принять меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние. Выявленная несанкционированная свалка не убрана до настоящего времени.

Представитель Администрации МО «Заолешенский сельсовет» Суджанского района Курской области, его глава ФИО1., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Курской области надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, то есть возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 указанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, при которой отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В число основных принципов охраны окружающей среды, отражённых в ст.3 ФЗ РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как следует из п.2 ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.9 Закона Курской области от 01.03.2004 года N 3 –ЗКО (ред. от 22.12.2006) «Об охране окружающей среды на территории Курской области» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в городских и сельских поселениях.

Статьёй 8 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 п.18 к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 34 указанного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация - исполнительно- распорядительный орган муниципального образования.

В структуру органов местного самоуправления Заолешенского сельсовета согласно ст. 5 Уставу МО «Заолешенский сельсовет» Суджанского района Курской области, зарегистрированному 22.10.2010 г., входит администрация поселения.

К вопросам местного значения сельсовета согласно ст.3 п.19 Устава МО «Заолешенский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрация которого наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Администрация МО Заолешенский сельсовет, при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов и мусора обязана выполнять мероприятия по очистке территории.

Как установлено в ходе рассмотрения дела в том числе и из пояснения сторон, в ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления территории Заолешенского сельсовета Суджанского района Курской области комиссией установлено нарушение органом местного самоуправления требований действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно Акту обследования территории Заолешенского сельсовета Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ комиссией обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов территории Заолешенского сельсовета Суджанского района в 2-х километрах от кафе Флагман, в направлении <адрес> с правой стороны обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 40 кв.м.

Как следует из объяснения главы Администрации Заолешенского сельсовета, свалка ТБО организована жителями и будет убрана до 15.04.2011 г.

Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 28. 12. 2001 г. № 607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Указанные территории Заолешенского сельсовета для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, относятся к землям муниципального образования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».

Согласно п.3. 2. Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В нарушение п. 2 ст. 51 ФЗ от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на указанных свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

В соответствии п. 1. 2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Таким образом, установлено нарушение действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации администрацией муниципального образования «Заолешенский сельсовет».

Исходя из вышеизложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Заолешенский сельсовет» Суджанского района в связи с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Заолешенского сельсовета Суджанского района в 2-х километрах от кафе Флагман, в направлении <адрес> с правой стороны обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 40 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования «Заолешенский сельсовет» принять меры к ликвидации указанных несанкционированных свалок путём вывоза мусора и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние в соответствии с нормами СанПин РФ в срок до 30 апреля 2011 года.

Об исполнении решения сообщить суду в течение месяца со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд в течение десяти дней.

Судья О.В. Иноземцев