г. Суджа 13 мая 2011 года Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Тимошенко В.М., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., при секретаре Сыч Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия главы Погребского сельсовета Суджанского района Курской области незаконным и его обязании привести водонапорную башню в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, УСТАНОВИЛ: Прокурор Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие главы Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в содержании в ненадлежащем состоянии водонапорной башни и обязать главу сельсовета привести водонапорную башню, расположенную на территории с. Погребки Погребского сельсовета Суджанского района Курской области и стоящую на балансе Погребского сельсовета в соответствие с требованиями санитарных норм и правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10. В обоснование указал, что прокуратурой Суджанского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и интересов неопределённого круга лиц, в ходе которой установлено, что главой Погребского сельского поселения нарушаются требования экологического, санитарного законодательства. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Согласно п.1.11 санитарных норм и правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», указанные Правила и нормативы определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 Правил). Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твёрдое покрытие (п.3.2.1.1 Правил). Согласно п.3.2.1.4 Правил, водонапорные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны должны быть оборудованы с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при проектировании и обосновании границ ЗСО (п.3.2.1.5 Правил). Проверкой установлено, что на территории с. Погребки Погребского сельсовета в 50 метрах от основного входа в МОУ «Погребская средняя общеобразовательная школа» и в 100 метрах от правления СПК «1 Мая», расположена действующая водонапорная башня, не обустроенная в соответствии с требованиями санитарного законодательства. В нарушение п.3.2.1.1 Правил и нормативов территория зоны санитарной охраны водонапорной башни не оборудована сооружением для отвода поверхностного стока за её пределы, не ограждена и не обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твёрдого покрытия. В нарушение п.3.2.1.4 Правил, водопроводное сооружение – павильон, не оборудован с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин (ёмкость павильона не герметична). В нарушение п.3.2.1.5 Правил водозабор (водонапорная башня и павильон), не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зоны санитарной охраны. Факт нахождения водонапорной башни в границах с.Погребки Погребского сельсовета подтверждается Уставом муниципального образования, принятым Решением Собрания депутатов Погребского сельсовета от 21.11.2010г. №3/1, информацией сельсовета, актом проверки от 27.04.2011г. Данная действующая водонапорная башня состоит на балансе Погребского сельсовета, что подтверждается справкой сельсовета. В силу несоответствия требованиям санитарного законодательства данной водонапорной башни нарушаются ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, в том числе и главы поселений. Надлежащее состояние водонапорной башни, находящейся на территории поселения, является важной составляющей мер предупреждения чрезвычайных ситуаций, в частности, чрезвычайных ситуаций природного характера. Несоответствие фактического технического состояния водонапорной башни санитарному законодательству может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в районе, создаёт угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в данном поселении. Орган местного самоуправления (глава Погребского сельсовета) осведомлён о несоответствии технического состояния водонапорной башни требованиям санитарного законодательства, однако до настоящего времени действенных мер к устранению нарушений требований санитарного законодательства не принял. Территория водонапорной башни, расположенной на территории с.Погребки и стоящей на балансе сельсовета, не обустроена надлежащим образом. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Данные обстоятельства свидетельствуют о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, в частности, возникновению и распространению инфекционных заболеваний, создают угрозу неблагополучного воздействия на окружающую природную среду и жизнедеятельность граждан, проживающих в Суджанском районе. Перечисленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределённого круга лиц, постоянно либо временно проживающих на территории Погребского сельсовета. В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., заявление поддержал по изложенным в нём основаниям, просил суд признать незаконным бездействие Главы Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в содержании в ненадлежащем состоянии водонапорной башни, расположенной на территории с. Погребки Погребского сельсовета Суджанского района Курской области и обязать главу сельсовета привести водонапорную башню в соответствие с требованиями санитарных норм и правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10. Глава Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, извещённый о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в телефонограмме суду, просил рассмотреть дело без его участия. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля специалист территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Суджанском, Большесолдатском, Беловском, Медвенском и Обоянском районах, Судженко Г.В., пояснила, что действительно 27.04.2011г. в ходе проверки установлено несоответствие водонапорной башни и водозабора на территории Погребского сельсовета санитарным правилам и нормам. Нарушения отражены в акте, могут привести к загрязнению воды, возникновению чрезвычайной ситуации, инфекционных заболеваний, что создаёт угрозу здоровью и жизни людей. Выслушав прокурора, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности за счёт собственных средств (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ). Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, что следует из ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (ст. 1 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ). Требования для содержания источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены санитарными правилами и нормативами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", согласно которым зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (п.1.4). Зона санитарной охраны организуется в составе трёх поясов: первый пояс включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п.1.5 СанПин). Так, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твёрдое покрытие (п.3.2.1.1.) Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе ЗСО должны быть оборудованы с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (п.3.2.1.4). Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО (п.3.2.1.5). Как следует из акта проверки исполнения законодательства в части эксплуатации водонапорной башни и водозабора на территории с. Погребки Погребского сельсовета Суджанского района от 27.04.2011г. с иллюстрационной таблицей, показаний свидетеля Судженко Г.В. в судебном заседании, указанные выше пункты 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, при эксплуатации данной водонапорной башни и водозабора, не соблюдены. Указанные нарушения могут привести к загрязнению воды, возникновению чрезвычайной ситуации, распространению инфекции, что создаёт угрозу жизни и здоровья населения и что нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Из изложенного явствует, что надлежащее состояние водонапорной башни является важной составляющей предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного и техногенного характера. В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Ст.ст.1,7 Федерального закона от 21.12.1994. №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.п.3,4,8,23 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций. Уставом МО «Погребской сельсовет», утверждённым решением Собрания депутатов Погребского сельсовета Суджанского района Курской области от 21.11.2010г. №3/1, указанные вопросы также отнесены к вопросам местного значения Погребского сельсовета (п. 3,4,9,24 ч.1 ст. 3 Устава). Водонапорная башня, расположенная в с. Погребки Суджанского района Курской области, находится на балансе Погребского сельсовета, что подтверждается справкой Администрации Погребского сельсовета от 28.04.2011г. №97. По Уставу МО «Погребской сельсовет» Глава Погребского сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования, представляет сельсовет с органами государственной власти, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляет общие руководства деятельностью Администрации сельсовета, её структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесённых к компетенции Администрации сельсовета. Таким образом, в судебном заседании на основании изложенных обстоятельств и доказательств, содержащихся в материалах дела, показаний свидетеля установлено, что действующая водонапорная башня, расположенная на территории с. Погребки Суджанского района Курской области и находящаяся на балансе Погребского сельсовета, не обустроена а соответствии с требованиями санитарных норм и правил, установленных в РФ. Учитывая изложенное, суд считает, что непринятие главой Погребского сельсовета мер по обустройству водонапорной башни в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, установленных в РФ, содержании водонапорной башни в ненадлежащем состоянии, является незаконным, может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, создаёт угрозу неблагополучного воздействия на окружающую природную среду и жизнедеятельность граждан, создаёт угрозу жизни и здоровья населения и нарушает права неопределённого круга лиц в части гарантий права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Доказательств, подтверждающих уважительность причин, по которым указанные выше требования закона не были соблюдены, суду не представлено. Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора района обоснованны и его требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия главы Погребского сельсовета Суджанского района Курской области незаконным и его обязании привести водонапорную башню в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Главы Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в содержании в ненадлежащем состоянии водонапорной башни, находящейся на территории с.Погребки Погребского сельсовета Суджанского района Курской области. Обязать главу Погребского сельсовета Суджанского района Курской области привести водонапорную башню, расположенную на территории с. Погребки Погребского сельсовета Суджанского района Курской области и стоящую на балансе Погребского сельсовета в соответствие с требованиями санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02". Об исполнении решения сообщить суду в течение месяца со дня получения копии решения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения в Курский областной суд через Суджанский районный суд. Судья В.М. Тимошенко