Дело №2-97/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Суджа 13 мая 2011 года Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Погуляевой В.В., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., представителей Администрации г.Суджа по доверенности Тюлюканова В.Н., Голубковой С.В., при секретаре Ушкаловой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «г.Суджа» Суджанского района Курской области по непринятию мер к надлежащему обустройству автомобильной дороги местного значения и об обязании администрации муниципального образования «г.Суджа» Суджанского района Курской области принятия мер к оборудованию тротуаром автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТа, УСТАНОВИЛ: Прокурор Суджанского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «г.Суджа» Суджанского района Курской области по непринятию мер к надлежащему обустройству автомобильной дороги местного значения и об обязании администрации муниципального образования «г.Суджа» принятия мер к надлежащему оборудованию тротуаром автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТа. В обоснование заявления указывает, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Суджа установлено, что органом местного самоуправления – администрацией МО «г.Суджа» нарушаются требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. 26.04.2011 года в ходе обследования прокуратурой Суджанского района Курской области автомобильной дороги по <адрес> установлено, что указанная автомобильная дорога не оборудована тротуарами, но в отдельных местах от начала переулка до домов №, № имеются отдельные фрагменты твёрдого покрытия на месте должного расположения тротуара. Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Соответственно, все составляющие дорожной деятельности - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог являются продолжением указанного полномочия. В ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «г.Суджа» Курской области, принятого решением Собрания депутатов МО «г.Суджа» Курской области № 1 от 04.08.2005 года, к вопросам местного значения МО «г. Суджа» Курской области относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Согласно ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В нарушение указанных требований законодательства РФ, Администрация МО «г.Суджа» Суджанского района Курской области не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер для обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта г. Суджа Суджанского района Курской области. Отсутствие тротуаров на автомобильной дороге по <адрес> свидетельствует о бездействии администрации МО «г.Суджа» по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «г.Суджа» Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему обустройству автомобильной дороги местного значения в границах населённого пункта г. Суджа Курской области по <адрес>; обязать администрацию МО «г. Суджа» принять меры к надлежащему оборудованию тротуаром автомобильной дороги по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства, Общие требования», утверждённого приказом Гостехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст. В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию МО «г. Суджа» оборудовать автомобильную дорогу по <адрес> тротуаром в соответствии с Гостом Р 52766-2007 с одной стороны дороги в срок до 1 декабря 2011 года. Указанные требования поддержал и просил удовлетворить. Представитель Администрации г.Суджа Курской области по доверенности Тюлюканов В.Н., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления прокурора. Пояснил, что автодорога по <адрес> согласно техническому паспорту принадлежит МО «г. Суджа», ширина дороги составляет 20-24 метра, и действительно требует обустройства тротуаром, администрации это известно. Ранее там был тротуар, но со временем пришёл в негодность. Администрация города принимает меры к обустройству дорог, но не может обустроить все, так как в настоящее время в администрации нет для этого денежных средств. Представитель Администрации г.Суджа Голубкова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных прокурором требований, не возражала. Дополнительно пояснила, что автодорога по <адрес> принадлежит МО «г.Суджа», администрация МО «г.Суджа» несёт ответственность за содержание, ремонт, строительство автомобильных дорог местного значения, в том числе и автодороги по <адрес>. Постановлением главы города от 11 апреля 2011 года утверждена программа «Муниципальные дороги муниципального образования «город Суджа», где определён объём работ и затрат денежных средств на ремонт дорог на текущий год, но в план на этот год обустройство тротуаром указанного переулка не включено, так как требует значительных денежных затрат и оборудовать тротуары не представляется возможным из–за отсутствия денежных средств. ФИО5 - инспектор по надзору за содержанием автомобильных дорог представитель привлеченного по инициативе суда в качестве заинтересованного лица ОГИБДД МОБ ОВД по <адрес> пояснил в суде, что в ходе осмотра <адрес> установлено фактическое отсутствие тротуара. Движение пешеходов осуществляется по проезжей части, что является нарушением правил дорожного движения, отсутствие тротуара является угрозой для безопасности движения. Имеется техническая возможность обустройства дороги тротуаром, ранее тротуар там имелся, но со временем пришёл в негодность. Заслушав объяснения помощника прокурора Чередниченко А.А., представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Как следует из ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов (ст.5). П. 4.5.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Гостехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст предусмотрено: «в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений». Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 и Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233 предусмотрены требования к обустройству тротуарами автомобильных дорог. Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, к которым в том числе относится и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч.2 п.2 ст.50 указанного закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, то есть автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с ч. 4 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава МО «г. Суджа», принятого решением Собрания депутатов МО «г.Суджа» №1 от 04.08.2005г. к вопросам местного значения МО «г.Суджа» относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. На основании изложенного судом установлено, что администрация МО «г.Суджа» Курской области является лицом, ответственным за обеспечение соответствия состояния дорог местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам. Как следует из технического паспорта БТИ на проезд по <адрес>, имеются тротуары по чётной и нечётной стороне с указанием - преобладающий тип покрытия асфальт. Согласно акта обследования автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> автомобильная дорога по <адрес> в отдельных местах от начала переулка до домов № имеет отдельные фрагменты твёрдого покрытия на месте должного расположения тротуара, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 02.07.01–89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». С учётом вышеизложенного установлено в ходе рассмотрения дела, что администрацией МО «г.Суджа» не выполняются требования действующего законодательства, установленные п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителями Администрации МО «г. Суджа», подтверждено актом обследования автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, согласно которому автомобильная дорога по <адрес> в отдельных местах от начала переулка до домов №, № имеет отдельные фрагменты твёрдого покрытия на месте должного расположения тротуара, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 02.07.01–89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Ширина автодороги составляет 20-24 метра, в том числе 6,2 метра ширина проезжей части, и достаточна для обустройства тротуарами. Отсутствие тротуара на указанной автомобильной дороге не обеспечивает безопасность дорожного движения и может привести к ДТП; показаниями инспектора ОГИБДД МОБ ОВД по Суджанскому району ФИО5 подтвердившего данные, отражённые в акте. Доводы представителей Администрации МО «г.Суджа» о том, что устройство тротуара по <адрес>, согласно целевой программе «Муниципальные дороги муниципального образования «город Суджа» Курской области на 2011» не входит в мероприятия программы, и устройство тротуара по указанному переулку невозможно в том числе и из –за отсутствия денежных средств, не подтверждено доказательствами, в связи с чем невыполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, на которые ссылаются представители администрации, и при невыполнении требований законодательства создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения ДТП. Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что требование прокурора Суджанского района Курской области с учётом уточненного о признании незаконным бездействия администрации МО «г. Суджа» по непринятию мер к надлежащему обустройству автомобильной дороги местного значения в соответствии требованиями ГОСТа Р 52766-2007 незаконным об обязании администрации МО «г. Суджа» Курской области произвести оборудование автомобильной дороги по <адрес> тротуаром в соответствии с Гостом Р 52766-2007 с одной стороны дороги в срок до 1 декабря 2011 года , который суд считает реальным, подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию муниципального образования «г. Суджа» Курской области оборудовать тротуаром с одной стороны дороги участок автомобильной дороги <адрес>, в соответствии требованиями ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Гостехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст в срок до 1 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с 18.05.2011 года Судья В.В.Погуляева