Дело №-2-57/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Суджа 02 марта 2012 года
Суджанский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Погуляевой В.В., с участием помощника прокурора Суджанского районного Курской области Чередниченко А.А. при секретаре Ушкаловой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении мероприятий по подготовке, разработке и утверждению генерального плана поселения и возложении обязанности разработать проект генерального плана поселения и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района, указывая в обоснование, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований градостроительного и земельного законодательства, в ходе которой, было установлено, что администрацией муниципального образования «Свердликовский сельсовет» не выполнены мероприятия и не решены вопросы по подготовке, разработке и утверждению генерального плана поселения. В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 4, 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение генеральных планов поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета Интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нём, постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена федеральная программа «Жилище». Согласно программе, создание необходимых условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильём должно обеспечиваться путём реализации комплекса нормативных правовых актов, в том числе, и путём развития жилищного строительства. Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки градостроительной документации для жилищного строительства. Между муниципальным образованием «Свердликовский сельсовет» и муниципальным районом «Суджанский район» заключено соглашение о передаче части функций по исполнению полномочий в области градостроительной деятельности, возлагающее на муниципальный район «Суджанский район» полномочия в части согласования и проверки указанной документации. Вместе с тем, в нарушение положений ст. ст. 2, 9, 18 Градостроительного Кодекса РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральной целевой программы «Жилище», утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года, в муниципальном образовании «Свердликовский сельсовет» до настоящего времени документы территориального планирования не разработаны и не утверждены, не принято решение о подготовке генерального плана поселений, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные норма градостроительного проектирования. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления соответствующих решений в области градостроительной деятельности. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района Курской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке документов территориального планирования, так как не принято решение о подготовке генерального плана поселений, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования и просит обязать администрацию муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района Курской области провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.
В судебном заседании помощник прокурора Чередниченко А.А. исковые
требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, уточнив их, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Свердликовский сельсовет» провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика - глава администрации МО «Свердликовский сельсовет» Зайченко П.А., в судебном заседание требования заявления признал по основаниям указанным в заявлении, дополнительно пояснил, что решение о подготовке генерального плана поселения не принималось, проект генерального плана не разработан. местные нормативы градостроительного проектирования не утверждены в 2011 году в связи недостатком средств, на 2012 год проведение данных мероприятий пока финансово не обеспечено.
Представитель третьего лица, привлеченного по инициативе суда, администрации MО «Суджанский район» надлежащим образом извещённый о слушании дела в суд не явился. В отзыве на иск указывает, между МО «Свердликовсккй сельсовет» и Администрацией Суджнского района заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, которое возлагает на муниципальный район «Суджанский район» полномочия в части согласования проекта генерального плана поселения и его проверки, т.е. оказание содействия в разработке генерального плана поселения, следовательно, при подготовке документации по планировке территории поселения Свердликовского сельсовета муниципальным Заказчиком будет Администрация МО «Свердликовский сельсовет». Согласно ст.8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся те же полномочия на межселенных территориях. Таким образом, подготовка документов территориального планирования поселения действующим законодательством отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение ( часть 4 ст.25 Градостроительного кодекса РФ). Просил рассмотреть дело в отсутствие нашего представителя.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов, не разработки проекта генерального плана поселения, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате непринятия администрацией сельского поселения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Согласно п.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом, согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа предусмотрена применительно как к застроенным, так и к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Градостроительный план земельного участка является обязательным основанием для подготовки проектной документации (ст.48 Градостроительного кодекса РФ), выдачи разрешения на строительство (ч.ч.7, 9 ст.51), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.ч.3,6 ст.55), то есть обязательной принадлежностью любого земельного участка - застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его, а также представить заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с требованиями ст. 2, 4, 14 Федерального от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение генеральных планов поселения, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно п. 21 статьи 3 Устава МО « Сведликовский сельсовет» к вопросам местного значения МО «Свердликовский сельсовет» относятся утверждение генерального плана сельского поселения, утверждение подготовленной на основе генерального плана сельского поселения документации по планировке территории и другие вопросы.
Согласно Устава МО «Свердликовский сельсовет» -администрация поселения
является исполнительно-распорядительным органом и наделена полномочиями по
решению вопросов местного значения сельского поселения, администрацией руководит глава администрации Сведликовского сельсовета на принципах единоначалия.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм обязанность по разработке, утверждению генеральных планов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае администрацию МО «Свердликовский сельсовет».
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 Градостроительного Кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также официальному опубликованию.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что до настоящего времени в сельском поселении не разработаны и не утверждены генеральный план и нормативы градостроительного проектирования, главой администрации сельского поселения решение о подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки не принималось, в бюджете на 2012 финансирование на эти цели не закладывалось. Указанное обстоятельство подтверждено справкой-объяснением от ДД.ММ.ГГГГ МО «Свердликовский сельсовет».
Из представленных суду истцом документов следует, что в 2012 году прокуратурой района проводилась проверка муниципального образования в части исполнения и соблюдения градостроительного и земельного законодательства.
Вместе с этим, в судебном заседании было установлено, что по соглашению с администрацией муниципального района «Суджанский район», администрация МО «Свердликовский сельсовет» передала районной администрации полномочия, касающиеся только проведения согласительных процедур по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки с заинтересованными лицами. Согласования указанных документов. Полномочия по утверждению самого генерального плана и правил землепользования застройки не передавались.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что законом полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения, они в свою очередь, администрацией МО «Свердликовский сельсовет» не реализуются и не исполняются, до настоящего времени администрацией не приняты решения о подготовке генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования и не разработан проект генерального плана поселения,, в бюджете сельского поселения на 2012 года не запланированы денежные средства для исполнения указанных полномочий, администрацией сельского поселения не принимались никакие меры по устранению нарушений, указанных прокурором, что в совокупности, по мнению суда, свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение.
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечений действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также возмещению убытков.
Не выполнение администрацией МО «Свердликовский сельсовет» действий по подготовке документов территориального планирования приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую. Формирование системы территориального планирования является необходимым условием для развития жилищного строительства.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности подготовить проекты генерального плана и правил землепользования и застройки и внести их в представительный орган местного самоуправления суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования прокурора Суджанского района не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить, возложенные законом обязанности.
В соответствии со ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.
При обращении в суд прокурор в силу п. 14 ч. 1 ст. 89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района Курской области в части непринятия мер по подготовке документов территориального планирования: решения о подготовке генерального плана поселений, разработке проекта генерального плана поселения, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Свердликовский сельсовет» Суджанского района Курской области принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с администрации МО «Свердликовский сельсовет» в бюджет муниципального района «Суджанский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Суджанский районный суд.
Судья
Погуляева В.В.