Решение о признании бездействия администрации МО `Замостянский сельсовет` незаконным и обязании проведения мероприятий по подготовке документов территориального планирования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Суджа 21 февраля 2012 года

Суджанский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Иноземцева О.В.,

с участием заместителя Суджанского районного прокурора Бродницкий О.А.,

при секретаре Спеваковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении мероприятий по разработке и утверждению генерального плана поселения и возложении обязанности разработать проект генерального плана поселения и утвердить нормативы градостроительного проектирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района, указывая в обоснование следующее. Прокуратурой района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований градостроительного и земельного законодательства, в ходе которой, было установлено, что администрацией муниципального образования «Замостянский сельсовет» не реализованы полномочия по вопросам территориального планирования и принятию правил землепользования и застройки.

В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 4, 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение генеральных планов поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета Интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Отсутствие документов территориального планирования влечет недопустимость принятии органами местного самоуправления соответствующих решений относящихся к их компетенции. Утверждение генеральных планов относится к вопросам местного значения.

В своем иске прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района Курской области, выразившееся в неосуществлении мероприятий по подготовке документов территориального планирования,, так как не принято решение о подготовке генерального плана поселений, не разработан проект генерального плана поселения, не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования.

Обязать администрацию муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района Курской области провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования.

В судебном заседании заместитель прокурора Бродницкий О.А. исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района Курской области провести мероприятия по подготовке документов территориального планирования, а именно: принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика- глава администрации МО «Замостянский сельсовет» Кошелев В.А., в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, в представленном суду заявлении исковые требования признал. Ранее в объяснении прокурору пояснял, что проект генерального плана им не разработан в связи недостатком средств.

Представитель третьего лица привлеченного по инициативе суда – администрации МР «Суджанский район» Савинова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, суду пояснила, что администрации района переданы по соглашению с администрацией сельского поселения только часть полномочий, касающихся процедуры согласования с заинтересованными сторонами генерального плана и нормативов градостроительного проектирования. Разработка проекта указанных документов и их утверждение в их обязанности не входит. Какого либо решения МО «Замостянский сельсовет» о разработке указанных документов не принималось.

Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке к принятию соответствующих актов и возложении обязанности по принятию соответствующих актов, при этом заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате непринятия администрацией сельского поселения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Согласно п.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

При этом, согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа предусмотрена применительно как к застроенным, так и к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Градостроительный план земельного участка является обязательным основанием для подготовки проектной документации (ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса РФ), выдачи разрешения на строительство (ч.ч.7, 9 ст.51), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.ч.3,6 ст.55), то есть обязательной принадлежностью любого земельного участка - застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.Частью 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его, а также представить заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В соответствии с требованиями ст. 2, 4, 14 Федерального от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение генеральных планов поселения, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно п. 20 статьи 3 Устава МО «Замостянский сельсовет» к вопросам местного значения МО «Замостянский сельсовет» относятся утверждение генерального плана сельского поселения, утверждение подготовленной на основе генерального плана сельского поселения документации по планировке территории и другие вопросы.

Согласно ст. 28 Устава МО «Замостянский сельсовет» -администрация поселения является исполнительно- распорядительным органом и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения. Ст.29 устава предусматривает, что администрацией руководит Глава администрации Замостянского сельсовета на принципах единоначалия.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм обязанность по разработке утверждению генеральных планов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае администрацию МО «Замостянский сельсовет».

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В силу ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 Градостроительного Кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также официальному опубликованию.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что до настоящего времени в сельском поселении не разработаны и не утверждены генеральный план и нормативы градостроительного проектирования, главой администрации сельского поселения решение о подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки не принималось, в бюджете на 2012 финансирование на эти цели не закладывалось. Указанное обстоятельство подтверждено справкой от 26.01.2012 г. МО «Замостянский сельсовет»

Из представленных суду истцом документов следует, что в 2012 году прокуратурой района проводилась проверка муниципального образования в части исполнения и соблюдения градостроительного и земельного законодательства.

Вместе с этим, в судебном заседании было установлено, что по соглашению с администрацией муниципального района «Суджанский район», администрация МО «Замостянский сельсовет» передала районной администрации полномочия, касающиеся только проведения согласительных процедур по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки с заинтересованными лицами. Согласования указанных документов. Полномочия по утверждению самого генерального плана и правил землепользования застройки не передавались.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что законом полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения, они в свою очередь, администрацией МО «Замостянский сельсовет» не реализуются и не исполняются, до настоящего времени администрацией не приняты никакие решения, не проведены никакие мероприятия, в бюджете сельского поселения на 2012 год не запланированы денежные средства для исполнения указанных полномочий, администрацией сельского поселения не принимались никакие меры по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, что в совокупности, по мнению суда, свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечений действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также возмещению убытков.

Не выполнение администрацией МО «Замостянский сельсовет» действий по подготовке документов территориального планирования приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую.

Формирование системы территориального планирования является необходимым условием для развития жилищного строительства.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности подготовить проекты генерального плана и правил землепользования и застройки и внести их в представительный орган местного самоуправления суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования прокурора Суджанского района не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить возложенные законом обязанности.

В соответствии со ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При обращении в суд прокурор в силу п. 14 ч. 1 ст. 89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района Курской области в части непринятия мер по подготовке документов территориального планирования: решения о подготовке генерального плана поселений, разработке проекта генерального плана поселения, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Замостянский сельсовет» Суджанского района Курской области принять решение о подготовке генерального плана поселений, разработать проект генерального плана поселения, утвердить местные нормативы градостроительного проектирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Суджанский районный суд.

Судья О.В.Иноземцев.