Дело 2-98/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 22 марта 2012 года
Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Тимошенко В.М., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Рагулина И.С., при секретаре Сыч Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области о признании её бездействия незаконным и обязании ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области о признании незаконным бездействия Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившемся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, расположенных в 50 метрах от школы <адрес> справа по направлению <адрес>, площадью 50 кв. м. и в 100 метрах слева при въезде в <адрес> со стороны <адрес>, площадью 10 кв. м. и обязать Администрацию сельсовета принять меры к ликвидации указанных свалок. В обоснование указал, что прокуратурой Суджанского района Курской области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления Борковского сельсовета нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В результате обследования территории <адрес> обнаружены несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов, организованная населением <данные изъяты> сельсовета, что является нарушением требований СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Указанные территории для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относятся к землям муниципального образования. В нарушение п.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду. В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Ст. 8 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 13 указанного Закона, территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ч.2 ст. 2 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии с Уставом Борковского сельсовета в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения. Согласно Уставу, к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация Борковского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированных свалок администрация Борковского сельсовета Суджанского района Курской области осведомлена, что подтверждается объяснением главы Борковского сельсовета Суджанского района Курской области. Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов возле жилых домов на территории <данные изъяты> сельсовета свидетельствует о том, что администрация муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, её загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие Администрацией Борковского сельсовета мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Рагулин И.С., иск поддержал по изложенным в нём основаниям, уточнив его, просил суд признать незаконным бездействие Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес>, а именно в 50 метрах от школы <адрес> справа по направлению <адрес> площадью 50 кв. м. и в 100 метрах слева при въезде в <адрес> со стороны <адрес>, площадью 10 кв.м. и обязать Администрацию сельсовета ликвидировать указанные свалки до 01.05.2012г.
Представитель Администрации Борковского сельсовета, извещённый о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении требования заявления прокурора признал, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, что следует из ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 22 ФЗ).
Согласно п. 4.11 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, объектами размещения отходов являются полигоны и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями. Несанкционированными свалками являются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п.4.13).
Требования для содержания твердых бытовых отходов установлены санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", согласно которым полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
П. 1.2 СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом 05.08.1988г., предусмотрена система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, которая должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В силу ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения (п. 19 ч.1 ст.14).
Как следует из акта обследования территории <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений главы Борковского сельсовета, на территории <адрес> имеются две несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов.
В соответствии с Законом Курской области от 01.12.2004г. №60-ЗКО «О границах муниципальных образований Курской области», <адрес> находится в границах <данные изъяты> сельсовета Суджанского района Курской области.
Согласно п.18 ст.3 Устава Борковского сельсовета Суджанского района Курской области, к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а в силу ст.4 Устава исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Борковского сельсовета является его Администрация, наделенная также полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в судебном заседании на основании изложенных обстоятельств и доказательств, содержащихся в материалах дела, установлено, что несанкционированные свалки твёрдых бытовых, расположенные на территории <данные изъяты> сельсовета Суджанского района Курской области не соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных в РФ и подлежат ликвидации.
Учитывая изложенное, суд считает, что непринятие Администрацией Борковского сельсовета мер по ликвидации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, является незаконным, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории сельсовета и нарушает права неопределённого круга лиц в части гарантий на благоприятную окружающую среду.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин, по которым указанные выше требования закона не были соблюдены, суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора района обоснованны и его требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области о признании её бездействия незаконным и обязании ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Борковского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес>, а именно в 50 метрах от школы <адрес> справа по направлению <адрес> и в 100 метрах слева при въезде в <адрес> со стороны <адрес>.
Обязать Администрацию Борковского сельсовета Суджанского района Курской области ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов, расположенные на территории <адрес>, а именно в 50 метрах от школы <адрес> справа по направлению <адрес> и в 100 метрах слева при въезде в <адрес> со стороны с. <адрес>, в срок до 01.05.2012г.
Об исполнении решения сообщить суду в течение месяца со дня получения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.М. Тимошенко