Решение о признании бездействия администрации о сельсовета незаконным



                                                                                                                                                                                     Дело 2-365/2010РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суджа                                                                                                                       ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

        Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи                     Тимошенко В.М., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., и.о.главы администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курбатовой Н.А., при секретаре Сыч Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области о признании её бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области о признании бездействия Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившемся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на территории с. Гончаровка Суджанского района Курской области, а именно на окраине ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м, незаконным и обязать Администрацию сельсовета принять меры к ликвидации указанной свалки. В обоснование указал, что прокуратурой Суджанского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления Гончаровского сельсовета нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитании, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В результате обследования с. Гончаровка, окраины ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, организованная населением Гончаровского сельсовета, что является нарушением требований п.1.2, п.п. 2.1.1-2.1.5. СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест.» Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г. №607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Указанная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования. Согласно п. 3.2 СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В нарушение п.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду. В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Ст. 8 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 13 указанного Закона, территории городских и других поселения подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях     муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ч.2 ст. 2 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения». В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии со ст. 4 Устава Гончаровского сельсовета в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения. Согласно ст. 3п.18, ст. 33 Устава, к вопросам местного значения и к компетенции администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация Гончаровского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированных свалок администрация Гончаровского сельсовета осведомлена, что подтверждается справкой администрации, актом проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов возле жилых домов Гончаровского сельсовета, свидетельствует о том, что администрация муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие Администрацией Гончаровского сельсовета мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., иск поддержал по изложенным в нём основаниям, уточнив его, просил суд признать незаконным бездействие Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на территории с. Гончаровка, а именно на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м и обязать Администрацию сельсовета ликвидировать указанную свалку.

Представитель ответчика, и.о. главы Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области Курбатова Н.А., в судебном заседании исковые требования прокурора признала обоснованными. Пояснила, что действительно на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН входящей в границы МО «Гончаровский сельсовет» Суджанского района Курской области длительное время расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В ближайшее время данная свалка будет ликвидирована. В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА администрацией сельсовета закуплены контейнеры для твердых бытовых отходов, которые будут установлены и в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Суджанском, Большесолдатском, Беловском, Медвенском и Обоянском районах, извещённый о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении возражений на иск прокурора не представил и просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, что следует из ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 22 ФЗ).

Согласно п. 4.11 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, объектами размещения отходов являются полигоны и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями. Несанкционированными свалками являются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п.4.13).

Требования для содержания твердых бытовых отходов установлены санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", согласно которым полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

П. 1.2 СанПиНа 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом 05.08.1988г., предусмотрена система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, которая должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В силу ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.18 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.

Как следует из акта обследования территории Гончаровского сельсовета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., справки Администрации Гончаровского сельсовета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. и что не отрицается представителем ответчика в судебном заседании, на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м.

В соответствии с Законом Курской области от 01.12.2004г. №60-ЗКО «О границах муниципальных образований Курской области», АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в границах Гончаровского сельсовета.

Согласно п.18 ст.3 Устава Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области, к вопросам местного значения Гончаровского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а в силу ст.33 Устава исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Гончаровского сельсовета является его Администрация, наделенная также полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, в судебном заседании на основании изложенных обстоятельств и доказательств, содержащихся в материалах дела, пояснений ответчика установлено, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных в РФ и подлежит ликвидации.

Учитывая изложенное, суд считает, что непринятие Администрацией Гончаровского сельсовета мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, является незаконным, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории сельсовета и нарушает права неопределённого круга лиц в части гарантий на благоприятную окружающую среду.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин, по которым указанные выше требования закона не были соблюдены, суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора района обоснованны и его исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области о признании её бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на территории с. Гончаровка, а именно на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м.

Обязать Администрацию Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную на территории с. Гончаровка, а именно на окраине АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м.

Об исполнении решения сообщить суду в течение месяца со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения в Курский областной суд через Суджанский районный суд.

Судья                  В.М. Тимошенко