Решение О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «г.Суджа» Курской области и возложении обязанности по обеспечению освещения улично-дорожной сети г.Суджа в соответствии с тербованиями ГОСТ Р 5276-2007



Дело №2-223/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суджа                             15 августа 2012 года

Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Погуляевой В.В., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А., при секретаре Петиной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Суджа» Курской области по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения и возложении обязанности по обеспечению освещения улично-дорожной сети г. Суджи в соответствии с требованиями ГОСТ Р №5276-2007,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Суджа» Курской области по непринятию мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения и возложении обязанности на администрацию «Город Суджа» о принятии мер по обеспечению освещения улично-дорожной сети г. Суджи в соответствии с требованиями ГОСТ Р №5276-2007. Просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселения - по <адрес>; возложить на администрацию муниципального образования «Город Суджа» Курской области обязанности по обеспечению освещения улично-дорожной сети <адрес> в ночное время после 1 часа ночи в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТ Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В обоснование указывает, что согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.

В п. 2 ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным стандартам, техническим нормам, и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района, Курской области, принятому решением Собрания депутатов города Суджи Суджанского района Курской области от 04.08.2005 №1 к вопросам местного значения муниципального образования «Город Суджа» относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии с положениями Устава муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района, Курской области полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется администрация муниципального образования.

Согласно ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257 –ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст. 3 настоящего Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно п. 9.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённые Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233 к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение предусматривается на участках дорог и улиц, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 метров; на внеуличных пешеходных переходах; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 метров.

Согласно пункту 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.

Пунктом 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено требование о включении наружных осветительных установок в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключения - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц/час допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока (п. 4.6.1.15 ГОСТа).

Пунктом 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлена недопустимость отключения наружного освещения или снижения освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

В нарушение указанных требований администрация муниципального образования «Город Суджа» не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимается мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог общего пользования в части наличия искусственного наружного освещения на автомобильных дорогах по <адрес> в границах населённого пункта г. Суджи Суджанского района Курской области в ночное время согласно суточному графику включения и отключения сети уличного освещения по городу Суджа на 2012 год.

Согласно информации главы города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги в городе Судже освещаются в соответствии с составленным и утверждённым графиком до 1 часа ночи и имеются временные промежутки полного отсутствия искусственного освещения.

Администрацией муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района, Курской области не выполняются требования действующего законодательства, установленные п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 23.07.2010), ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования.

Отсутствие необходимого наружного искусственного освещения после одного часа ночи на автомобильных дорогах местного значении по <адрес> <адрес> свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования «Город Суджа» по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Бездействие администрации вышеуказанного муниципального образования создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения, в том числе жизни и здоровью участников дорожного движения, так как движение транспортных средств по автомобильным дорогам на вышеуказанных улицах является наиболее интенсивным согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор <данные изъяты> обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов неопределённого круга лиц - участников дорожного движения, для предупреждения причинения вреда, в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.

Отсутствие искусственного наружного освещения вышеуказанных автомобильных дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любое лицо, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи с чем, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.

    В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Чередниченко А.А. поддержал заявление, по основаниям, в нём изложенным, уточнив его, просил суд признать незаконным бездействие муниципального образования «Город Суджа», Суджанского района, Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселения - <адрес>; обязать администрацию муниципального образования «Город Суджа» в срок до 01 декабря 2012 года обеспечить освещение улично-дорожной сети <адрес> в ночное время после 1 часа ночи в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТ Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»

Представитель МО «Город Суджа» Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом, представил суду заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований заявления прокурора Суджанского района Курской области о признании незаконным бездействия муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселения - по <адрес> и возложении на администрацию муниципального образования «Город Суджа» Курской области обязанности по обеспечению освещения улично-дорожной сети города Суджи Курской области по улицам <адрес> в ночное время после 1 часа ночи в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТ Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», признав указанные требования в полном объёме законными и обоснованными.

Заслушав помощника прокурора, поддержавшего требования заявления, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.    

    В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

    Из ч.2 ст.15 Конституции РФ следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Отношения, возникающие в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации ».

Согласно ст.13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Как следует из ст. 3 настоящего Закона, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии с указанным законом дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 9.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233 к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение предусматривается на участках дорог и улиц, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 метров; на внеуличных пешеходных переходах; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 метров.

Согласно пункту 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.

Пунктом 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено требование о включении наружных осветительных установок в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключения - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц/час допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока (п. 4.6.1.15 ГОСТа).

Пунктом 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлена недопустимость отключения наружного освещения или снижения освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Как установлено в судебном заседании, следует из пояснений помощника прокурора и подтверждается информацией главы <адрес> от 31.07.2012 года, автомобильные дороги в городе Судже освещаются в соответствии с составленным и утверждённым графиком до 1 часа ночи и имеются временные промежутки полного отсутствия искусственного освещения.

Согласно Уставу муниципального образования «<адрес>» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального образования «<адрес>» <адрес>, относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов сельсовета, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии с положениями Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется администрация муниципального образования.

Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального образования «Город Суджа» Суджанского района Курской области не соблюдается законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, не обеспечивается безопасность дорожного движения, не принимается мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог общего пользования в части наличия искусственного наружного освещения на автомобильных дорогах по улицам <адрес> в границах населённого пункта <адрес> в ночное время, что следует и из суточного графика включения и отключения сети уличного освещения по городу Судже на 2012 год.

Отсутствие необходимого наружного искусственного освещения после 1 часа ночи на автомобильных дорогах местного значении по <адрес> свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования «Город Суджа», заключающегося в неисполнении своих полномочий, установленных действующим законодательством.

Бездействие администрации муниципального образования является незаконным и создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения, в том числе жизни и здоровью участников дорожного движения, так как движение транспортных средств по автомобильным дорогам на вышеуказанных улицах является наиболее интенсивным, и отсутствие искусственного наружного освещения вышеуказанных автомобильных дорог ставит неопределённый круг лиц, в том числе, проживающих и находящихся на территории поселения в опасность стать участником ДТП, создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.

Суд считает на основании исследованных обстоятельств и доказательств по делу в совокупности, что администрацией МО «Город Суджа» Курской области нарушаются права неопределённого круга лиц - водителей автотранспортных средств и пешеходов и населения МО «Город Суджа» на обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено в судебном заседании, в <городе> автомобильные дороги освещаются в соответствии с составленным и утверждённым графиком до 1 часа ночи и имеются временные промежутки полного отсутствия освещения, то есть имеет место бездействие администрации МО «Города Суджи» Суджанского района Курской области, что создаёт неопределённость при организации дорожного движения и ставит неопределённый круг лиц, в опасность стать участником ДТП.

Учитывая, установленные обстоятельства, принимая во внимание выше приведённые правовые нормы, суд приходит к выводу, что требование прокурора Суджанского района Курской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Суджа» Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения - по <адрес> и обязании администрации муниципального образования «Город Суджа» Курской области в срок до 01 декабря 2012 года обеспечить освещение улично-дорожной сети города <адрес> в ночное время после 1 часа ночи, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТа Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требование прокурора Суджанского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Города Суджи, Суджанского района, Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселения - по <адрес> и обязании администрации муниципального образования «<адрес>» в срок до 01 декабря 2012 года обеспечения освещения улично-дорожной сети города <адрес> в ночное время после 1 часа ночи в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТ Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Города Суджи» Суджанского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах поселения - по <адрес>

Обязать администрацию МО «Города Суджи» Суджанского района, Курской области в срок до 01 декабря 2012 года обеспечить освещение улично-дорожной сети города <адрес> в ночное время после 1 часа ночи в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ и пунктов 4.6.1.8, 4.6.1.1.3, 4.6.1.16 ГОСТ Р № 5276-2007 "Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                          В.В. Погуляева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200