Дело №2-364\10 Решение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2010 г.
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Д.Н.
При секретаре Косаревой Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блохина М.С. о признании незаконным и необоснованным протокола об административном задержании за ... от ..., признании незаконным и необоснованным примененного ... в отношении нее административного задержания, возложения обязанности на начальника ОВД Судогодского района отменить протокол об административном задержании за ... от ...,
У С Т А Н О В И Л :
Блохина М.С. обратилась в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ, в котором просит протокол об административном задержании за ... от ... признать незаконным и необоснованным, примененное ... в отношении нее административное задержание признать незаконным и необоснованным, обязать начальника ОВД Судогодского района отменить протокол об административном задержании за ... от ...
В обоснование заявленных требований Блохина М.С. указала, что « ... работниками ОВД по Судогодскому району в отношении меня был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого я якобы « ... около 18 час. 30 минут находилась у ...., в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, имела неопрятный вид, неустойчиво стояла на ногах». В тот же день в 19 час.20 минут оперативный дежурный ОВД по Судогодскому району Иванов С.Ю. составил протокол за ... о моем административном задержании и поместил меня в камеру административно задержанных ОВД Судогодского района. Из КАЗ я была освобождена лишь в 22 час.30 минут ... Административное задержание и протокол об административном задержании я считаю незаконным и необоснованным, поскольку никакого административного правонарушения я не совершала, а задержание было связано с попытками работников уголовного розыска принудить меня к признанию в совершении преступления, которое я в действительности не совершала. В результате незаконного, необоснованного задержания я провела в КАЗ более 27 часов. Мое право на личную свободу, гарантированное ч.1 ст. 22 Конституции РФ было существенно ущемлено ».
В судебном заседании Блохина М.С. заявленные требования поддержала.
Представитель заявителя - адвокат Баранов А.Г.поддержал заявленные требования, изложив суду доводы, указанные в заявлении, и пояснил, что задержание является незаконным, поскольку в протоколе об административном задержании не указаны правовые основания административного задержания.
Заинтересованное лицо- оперативный дежурный ОВД по Судогодскому району старший лейтенант милиции Иванов С.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что ... в 19 час.20 мин. ему принесли протокол об административном правонарушении в отношении Блохиной М.С., где были основания для помещения ее в камеру. Блохину М.С., которая находилась в нетрезвом состоянии, доставил милиционер ППС Толкунов. В отношении Блохиной М.С. применили административное задержание для обеспечения дальнейшего рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица- ОВД по Судогодскому району Сергеева Н.М., действующая по доверенности, заявленные Блохиной М.С. требования не признала, пояснив, что сотрудники органа внутренних дел действовали в рамках предоставленных им законом прав и полномочий.
Суд, выслушав заявителя, его представителя -адвоката Баранова А.Г., заинтересованное лицо Иванова С.Ю., представителя заинтересованного лица -ОВД по Судогодскому району Сергееву Н.М., свидетелей, исследовав письменные доказательства, находит требования Блохиной М.С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с главой 25 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать в суд действия ( бездействия) и решения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация, вправе обратиться в непосредственно в суд.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых : нарушены права и свободы гражданина ; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В заявлении Блохина М.С. указывает, что ... работниками ОВД по Судогодскому району в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении, однако никакого административного правонарушения она не совершала, поэтому административное задержание и протокол об административном задержании считает незаконными необоснованными.
Судом установлено, что Блохина М.С. была привлечена к административной ответственности за совершенное ею ... около 18 час.30 мин. правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.21 КоАП РФ.
Из копии протокола об административном правонарушении ... ВЛА, составленного ... инспектором ОВ ППСм ОВД по Судогодскому району, лейтенантом милиции Толкуновым М.Ю., следует, что Блохина М.С. ... в 18 часов 30 минут, находилась у .... в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, имела неопрятный внешний вид, неустойчиво стояла на ногах, т.е. совершила правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.20.21 КоАП РФ( л.д. 5).
Согласно постановлению от ..., вынесенного начальником МОБ ОВД по Судогодскому району майором милиции Мещаниновым А.Н., Блохина М.С., в отношении которой были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении ( административное задержание), за допущенное ею правонарушение, предусмотренное ст.20.21 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде штрафа 100 рублей, постановление заявителем не обжаловалось и вступило в законную силу ...( л.д.8а).
... Блохина М.С. оплатила штраф в размере ... рублей, что подтверждено копией квитанции, приобщенной к материалам дела ( л.д. 8).
Статья 20.21. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение правонарушения -появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В силу ч.1 ст.1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.2 ст. 1.6 КоАП РФ -применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях в силу ст. 24.1 КоАП РФ является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 27. 1 КоАП РФ- в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: …2) административное задержание.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ... N 9-П ч. 1 ст. 27.1 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в силу ст. 27.3 КоАП РФ в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
... в 19 час. 20 мин. оперативным дежурным ОВД по Судогодскому району старшим лейтенантом милиции Ивановым С.Ю. составлен протокол ... об административном задержании Блохиной М.С., из которого усматривается, что заявитель на основании ст. 20.21 КоАП РФ, доставлена для водворения в КАЗ (камеру для административно задержанных); Блохина М.С. освобождена в 22 час.30 мин. ... ( л.д.4).
Согласно ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ- об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания;
В соответствии с ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ -протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.
Из представленной в дело копии протокола ... об административном задержании Блохиной М.С. следует, что указанный документ ... составлен и подписан должностным лицом - оперативным дежурным ОВД по .... старшим лейтенантом милиции Ивановым С.Ю., находившимся в указанный день на службе и при исполнении должностных обязанностей, и заявителем Блохиной М.С.( л.д.4), что подтвердил в судебном заседании свидетель Баринов О.В., и не оспаривалось сторонами.
В соответствии с Приказом МВД РФ от ... ... «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», (зарегистрированного в Минюсте РФ от ... ...), Приложением ... к данному приказу -«Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» ( п.4.2), Приложением ... к приказу - «Перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных осуществлять административное задержание» (п. 1): предусмотрено право оперативного дежурного, помощника дежурного, помощника оперативного дежурного дежурной части …на осуществление административного задержания (составление протокола об административном задержании) в отношении лиц по составам административных правонарушений, перечисленным в части 1 статьи 23.3 и пункте 1 части 2 статьи 28. 3 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом норм действующего КоАП РФ, нормативных актов МВД РФ, протокол о задержании Блохиной М.С. составлен уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел, в соответствии с предоставленными ему законом правами и полномочиями.
Приказом МВД РФ от 01.04. 2009 г. ... утверждено «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан» ( зарегистрировано в Минюсте РФ ... ...). Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел после доставления в служебные помещения дежурных частей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выяснения законности доставления указанных лиц, выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в целях обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части органов внутренних дел Российской Федерации. Указанным нормативным актом (пп. 18.2) предусмотрено, что задержанные лица содержатся в установленном порядке в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел (комнатах для задержанных) либо в специальных учреждениях.
По смыслу действующего законодательства, ведомственных нормативных актов РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ, следует, что водворение задержанного лица в специально отведенное для этого помещение органа внутренних дел (комнату для задержанных, «КАЗ») допустимо при условии наличия законных оснований для административного задержания.
В судебном заседании установлено, что на момент составления протокола об административном задержании Блохиной М.С. орган внутренних дел располагал комплексом мотивов для принятия указанного решения, в том числе - в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении ... ВЛА по ст. 20.21 КоАП РФ, в отношении Блохиной М.С., как следует из его текста, был составлен ... после 18 час. 30 мин.; протокол об административном задержании ... составлен в 19 час. 20 мин. ... и Блохина М.С. была освобождена ... в 22 час. 30 мин.( л.д.4); таким образом, срок её задержания не превысил, предусмотренного ст. 27. 5 КоАП РФ, срока.
Доводы представителя заявителя Блохиной М.С. - адвоката Баранова А.Г. о том, что Блохина М.С. ... после рассмотрения начальником милиции дела об административном правонарушении в отношении нее содержалась в «КАЗ», суд считает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не подтверждено доказательствами.
Из протокола об административном задержании ... от ... следует, что Блохина М.С. в связи с совершением ею административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, оперативным дежурным ОВД по Судогодскому району Ивановым С.Ю. подвергнута административному задержанию и в графе, указывающей на мотивы задержания в соответствии со ст. 27. 4 КоАП РФ, не конкретизирован указанный мотив: «пресечение административного правонарушения, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела» ( нужное подчеркнуть), т.е. сотрудником милиции не подчеркнуто основание для применения административного задержания ( л.д.4), в связи с чем прокуратурой Судогодского района внесено представление в адрес начальника ОВД по Судогодскому району, что видно из ответа заместителя прокурора Судогодского района Турова А.П. за ... от ..., и ответа начальника управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Владимирской области Форст С.М. за ... от ..., данных заявителю на ее обращения, в копиях приобщенных к материалам дела ( л.д. 33-34).
По мнению суда, допущенная при составлении документа- протокола об административном задержании - должностным лицом небрежность не может свидетельствовать о незаконности в целом действий по принятию решения об административном задержании Блохиной М.С. как со стороны отдельно взятого должностного лица - оперативного дежурного ОВД по Судогодскому району, так и органа внутренних дел - ОВД по Судогодскому району, сотрудники которого выполнили возложенную на них законодательными и нормативными актами РФ обязанность по выявлению и пресечению действий гражданина, носящих характер административно наказуемого деяния.
В силу ст. 2 Закона РФ от ... ... «О милиции» ( далее Закона …), задачами милиции, в том числе, являются: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
В судебном заседании установлено, что действия сотрудников ОВД по Судогодскому району в отношении Блохиной М.С. соответствовали требованиям как указанного выше Закона, так и иных действующих законодательных и нормативных актов РФ.
Доказательств грубого нарушения прав и свобод заявителя представителями органа внутренних дел - ОВД по Судогодскому району при принятии решения о применении к заявителю предусмотренных КоАП РФ мер обеспечения производства по делу об административному правонарушению, и составлению протокола об административном задержании ... Блохиной М.С. ... в ходе судебного разбирательства не добыто.
Отмена протокола об административном задержании действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Блохиной М.С. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Блохина М.С. о признании незаконным и необоснованным протокола об административном задержании за ... от ..., примененного ... в отношении нее административного задержания, обязании начальника ОВД Судогодского района отменить протокол об административном задержании за ... от ..., отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Кузнецова Д.Н.